В Харькове продолжается затяжной историко-идеологический скандал, в эпицентре которого оказался военачальник советских времен маршал Жуков. Скандал разгорелся после появления на сайте Харьковского горсовета петиции о возвращении имени маршала Жукова городскому проспекту и заявления городского головы Геннадия Кернеса о том, что мэрия готова поддержать эту петицию. Однако данная инициатива встретила сопротивление в среде политически активной части горожан, которые уверены, что маршал Жуков не достоин, чтобы быть представленным в городской топонимике.
Высшей точкой противостояния на сегодня стало временное водружение чучела маршала около здания городского совета 17 мая. 19 мая возле памятника Жукову несколько десятков граждан провели акцию под лозунгом "Жуков палач, а не герой".
SQ разбирался в истоках величия и падения маршала Советского Союза Георгия Жукова.
Кто сотворил "маршала Победы"?
Раскрутка Жукова как главного творца победы на полях сражений началась в послевоенное время, не смотря на то, что Жуков дважды был в жестокой опале. Но стоит отметить, что представления о Георгии Жукове части граждан, особенно заставших 70-80-е прошлого века, во многом кинематографичны. Образ "маршала Победы", доставшийся массовому сознанию в наследство с советских времен, был во многом сформирован создателями киноэпопеи из пяти частей "Освобождение", созданной в 1969-1971 годы.
Михаил Ульянов сыграл Жукова в фильмах более десятка раз
Впервые после развенчания культа личности на экранах появляется Сталин. И вообще впервые на экранах появляется Георгий Жуков в исполнении актера Михаила Ульянова. С тех пор практически все сколь-нибудь значимые роли Жукова достаются Ульянову. То, что даже внешне актер совершенно не похож на маршала, для зрителя не имеет никакого значения. Зритель знает: Жуков - именно вот такой, жесткий, но справедливый, твердый, несгибаемый, решительный, волевой, единственный, кто может даже самого Сталина поставить на место, а главное - появляющийся на основных участках боевых действий, где после его визита ситуация резко ломается: беспорядочное отступление начального этапа войны превращается в организованные оборонительные бои, в ходе которых РККА наносит ощутимый урон противнику, а повисшая на грани развала наступательная операция – в стремительный победный прорыв. Он укрепляет оборону Ленинграда, он - кузнец великой Сталинградской победы, он практически собственными руками разгибает Курскую дугу и гнет в бараний рог армии Манштейна, Клюге, Моделя, Гота… В конце концов, он берет Берлин и именно он принимает Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года. Собственно, последняя роль Жукову была положена по статусу: он был заместителем главнокомандующего. А стоять на мавзолее в ряду ближайших соратников Сталина ему было все-таки не по рангу.
Таков кинематографический образ Жукова. Но это лишь одна сторона медали.
Маршал по присвоению побед
К концу войны Жуков - трижды герой Советского союза. Позже он получит четвертую золотую звезду. Повторить его рекорд сможет только Леонид Брежнев, который, впрочем, как говорили о нем в народе, награждал сам себя
Одним их наиболее последовательных и жестких критиков Жукова является писатель Виктор Суворов, творчество которого, начиная с книги "Ледокол", появившейся в начале 90-х на постсоветском пространстве, в значительной степени внесло перелом в восприятие массовым читателем истории Второй мировой войны в Европе.
Критике маршала посвящена отдельная работа "Тень победы", в которой вместо распространенного ранее тезиса "Там, где Жуков, - там Победа" появился новый: "Там, где победы, - там и Жуков". Суворовский Жуков появляется на фронтах не как гениальный мастер оперативного планирования и военной логистики, а как "погоняло" или "подгоняло" из Ставки, основная функция которого заключалась в криках "Давай-давай, все вперед, ни шагу назад, солдат не жалеть" и так далее. По версии автора, заместитель главкома скорее вносил нервозность в работу фронтовых штабов, понуждал к принятию волюнтаристских решений, увеличивающих потери личного состава, и мешал реальным планировщиками и руководителям боевых операций (во всяком случае, у нас сложилось именно такое впечатление). В случае поражений маршал умело переводил стрелки, в случае побед - лихо рапортовал руководству парии и страны.
Малообразованный грубиян
Еще одно из направлений критики маршала – он был груб и жесток с подчиненными. Здесь критики цитируют других военачальников.
Например, приводится выступление маршала Филиппа Голикова, который в октябре 61-го на XXII съезде КПСС назвал Жукова "унтером Пришибеевым" (см. одноименный рассказ Антона Чехова). Правда, в то время Жуков был в глубокой опале.
Но есть данные, что тот же Голиков еще в 46-м году обвинял Жукова в невыдержанности и грубости по отношению к офицерам и генералам.
Михаил Ковалев – до войны командующий войсками Белорусского военного округа - заявлял: "Имели место случаи грубости в обращении с подчинёнными..."
Маршал Советского Союза Еременко (в январе 43-го - генерал–лейтенант, командующий Сталинградским фронтом) говорил, что "Жуков, этот узурпатор и грубиян, всех топтал на своем пути... Это человек страшный и недалекий. Высшей марки карьерист".
Главный маршал авиации Александр Новиков сообщал: "Касаясь Жукова, я, прежде всего, хочу сказать, что он человек исключительно властолюбивый и самовлюблённый, очень любит славу, почет и угодничество перед ним и не может терпеть возражений".
Маршал Рокоссовский, побывавший в разные времена в двух ипостасях – и начальника Жукова, и подчиненного, - вспоминал один из военных эпизодов: "После разговора по ВЧ с Жуковым я вынужден был ему заявить, что если он не изменит тона, то я прерву разговор с ним. Допускаемая им в тот день грубость переходила всякие границы".
Металл в голосе, демонстративная решительность, стремительность, способность не останавливаться перед любыми препятствиями были если не главными, то неотъемлемыми качествами "правильного" командира в те далекие годы. Но грубость Жукова даже коллегам по цеху представлялась чрезмерной.
"Бабы еще нарожают? "
Одна винтовка на пятерых, заваливание вражеских дотов бойцами, многотысячные потери при беспрерывных штурмах высок, которые можно было обойти искусными маневрами - примерно таким образом начинают подавать войну в годы исторического прозрения
Очередная претензия со стороны любителей истории XXI века в адрес маршала середины века XX – огромное количество боевых потерь. Вместо суворовского принципа (уже другого Суворова – не писателя) "Воевать не числом, а умением" в современном массовом сознании прочно утвердились иные историко-идеологические конструкции – "пушечное мясо" и "забросали трупами".
Потери в войне Германии вместе с европейскими союзниками, по некоторым оценкам, составили более 7 млн человек (правда, Германия и Италия воевали и против англо-британских войск и армий евростран до 1941 года; потери германо-итальянских войск в Африке, Италии и на Западном фронте, а также в иных кампаниях оцениваются в пределах одного миллиона).
Потери Рабоче-крестьянской Красной армии составили 11 млн человек.
То есть - соотношение явно не в пользу РККА.
Отношение к людям со стороны военного и партийного руководства вообще, а не только на фронте, было, мягко говоря, не особо бережливым.
Отличавшийся, по рассказам коллег, чуть ли не демонстративной жесткостью маршал Жуков вошел в историю как автор реплики: "Солдат не жалеть, бабы еще нарожают".
Ранее фраза приписывалась и воеводе Шереметьему, и Меньшикову, и Екатерине Второй, и Николаю Второму… (Никогда не приписывалась, кстати, графу Суворову и Кутузову, которым авторы исторических мифов сформировали совершенно иной образ - "слуга царю, отец солдатам"; хотя потери под Бородино были катастрофическими для армии, сделавшими ее неспособной более давать серьезные сражения).
Сколь-нибудь достоверных подтверждений тому, что реплику о нарожающих бабах произнес Жуков, - нет, но зачастую мифология впитывается массовым сознанием гораздо крепче фактов.
А факты примерно таковы: потери убитыми Вермахта с союзниками и РККА составили примерно 1 против 1,85.
Жуков был отнюдь не одинок в деле "заваливания противника трупами". Аналогичную репутацию создали генералу Ватутину, который, освобождая Киев (или, по новой официальной версии, меняя одну оккупацию на другую), завалил трупами Днепр. Вряд ли иные маршалы, генералы и полковники были менее решительными и стремительными.
В противовес "заваливателям трупами" был создан и альтернативный персонаж – маршал Рокоссовский, которому приписывается максимально бережное отношение к личному составу.
"Пришла страна Лимония…"
Трофейная Япония,
трофейная Германия:
Пришла страна Лимония –
сплошная чемодания…
Так один из лучших русскоязычных поэтов прошлого столетия Владимир Высоцкий описывал жизнь послевоенную (не всю, но некоторую часть).
Трофейная чемодания – одна из наиболее неприглядных сторон деятельности РККА. (Хотя опять же, не вполне уместно высокие принципы современной эпохи толерантности распространять на времена Второй мировой. Все чемоданы и вагоны, вместе взятые, вряд ли перевесят 16 миллионов мирных жителей СССР, убитых противником. Да и бойцы гитлеровской коалиции были не меньшими барахольщиками. Иное дело, что у крайне бедного колхозного крестьянства, да и большей части советских горожан взять особо было нечего).
Солдаты везли трофеи вещмешками и чемоданами. Генералы и маршалы – грузовиками и вагонами.
Так что вряд ли генералы и маршал Жуков, ставшие фигурантами известного "Трофейного дела" 1946-1948 годов, были жертвами безосновательных репрессий.
В августе 1950 года были расстреляны генералы Кулик, Гордов и Рыбальченко. Генералы Телегин, Крюков, Терентьев и Минюк получили от 10 до 25 лет лагерей.
На стол генералиссимуса легла докладная записка от члена Ставки верховного главнокомандования Николая Булганина: "В Ягодинской таможне (вблизи города Ковеля) задержано 7 вагонов, в которых находилось 85 ящиков с мебелью. При проверке документации выяснилось, что мебель принадлежит маршалу Жукову".
В январе 1946-го начальник СМЕРШа Виктор Абакумов составил для Сталина записку о результатах обыска у маршала Жукова с перечислением большого количества ценностей, вывезенных из Германии.
Наказаны были лишь часть фигурантов дела. Заявления Жукова о том, что часть ценностей ему были подарены, а часть - куплены за деньги, сочли удовлетворительными. Но Жуков был снят с должности главкома Сухопутных сил и отправлен со значительным понижением командовать Одесским военным округом (опальный отрезок его жизни также попал в кинематограф – в сериал "Ликвидация", только сыграл маршала более похожий на него внешне Владимир Меньшов).
Вместо постскриптума
А теперь подведем некоторые итоги. Помимо позитивного образа маршала (смел, решителен и гениален), складывается и иной, не очень позитивный: малоталантливый интриган, жестокий "трупамизакидатель", похититель чужих побед и крупный барахольщик. И переменить мнение тех, кому в голову засела именно вторая версия, абсолютно невозможно. Впрочем, как и сторонников версии первой. Следовательно, публичный конфликт просто неизбежен.
Хотя параллельно с этим есть достаточно большое количество харьковчан, так и не увековеченных в городской топонимике, но вряд ли способных вызвать нарекания даже у самых придирчивых блюстителей исторической чистоты: это, например, Михаил Кульчицкий, феноменальному поэтическому таланту которого помешала раскрыться война, один из лучших поэтов прошлого века Борис Слуцкий, один из лучших харьковских театральных режиссеров Николай Синельников, легендарный тренер "Металлиста" Евгений Лемешко и десятки других.