Хронические неплатежи – серьезная проблема для экономики, но есть одна отрасль, где она ощущается особенно остро, потому что влияет еще и на безопасность страны, нанося вред экономическим связам, на которых строится фундамент инфраструктуры государства. Кроме того, неплатежи в этой отрасли в целом ставят под угрозу перспективу Украины выстроить развитую европейскую экономику.
Речь - об энергетике. Причем об атомной энергетике, которая в Украине дает больше 50% всей вырабатываемой электроэнергии. Украина находится на восьмом месте в мире по суммарной мощности АЭС и на третьем месте в Европе по доле "атомных" киловатт в общем объеме производимой электроэнергии. Чернобыль и Фукусима, конечно, нанесли серьезный удар по имиджу ядерной энергетики в целом, но сейчас в некоторых странах, когда-то поспешивших отказаться от атомной генерации, отношение к этому вопросу меняется. Например, так происходит в Германии. А там, где АЭС пережили кампанию по "дискредитации отрасли" - например, во Франции, - о закрытии АЭС уже не помышляют. Наоборот, там озабочены развитием отрасли, которая дает куда более безопасные, чем 30 лет назад (урок Чернобыля, конечно, был учтен), а главное – на порядок более дешевые киловатты, чем предлагает "зеленая энергетика". Украина, учитывая долю атомной энергетики в энергогенерации, отказаться от нее не может, да и не должна. Тем более, поддержка и развитие атомной энергетики вполне может осуществляться своими силами.
Украинское энергомашиностроение – отрасль, которая благополучно пережила все кризисы новой украинской государственности и не только сохранила потенциал, но и успешно развивается. Харьковский "Турбоатом" - промышленный гигант и ключевое предприятие для атомной генерации Украины.
В Украине - четыре атомных электростанции: Южно-Украинская, Хмельницкая, Ровенская и крупнейшая в Европе Запорожская. На них работают 15 энергоблоков, 13 из которых – с реакторами-миллионниками, выдающими по миллиону киловатт. Производства именно "Турбоатома" - 12 турбин на 10 блоках, 8 из этих турбин - миллионники. Это огромный парк установленных турбин. Первый миллионник был изготовлен еще в 1980 году, с 1982 года он эксплуатируется на Южно-Украинской АЭС. К слову сказать, в целом в мире работает 20 блоков-миллионников с турбинами "Турбоатома".
И дело не только в том, чьего именно производства турбины. Дело еще и в том, кто обслуживает эти сложнейшие с инженерной точки зрения и, что немаловажно, с точки зрения безопасности конструкции. Этим тоже занимаются харьковчане. В первую очередь, речь о текущем ремонте. Турбины, как и любое оборудование, а тем более – оборудование, срок службы которого составляет десятки лет, требуют планового ремонта.
"Турбина должна работать 40-60 лет, быстро изнашиваемые детали необходимо заменять – и для этого изготавливаются запасные части. Мы успешно решаем эту задачу. Поставка оборудования и запчастей должна быть своевременна и проходить в рамках и графиках ремонтных кампаний", - рассказал генеральный конструктор АО "Турбоатом" Евгений Левченко.
Второе направление работы предприятия – модернизация оборудования. Технологии не стоят на месте, и конструкция, спроектированная 40 лет назад (напомним, первый миллионник был изготовлен в 1980 году), конечно, должна модернизироваться. Это не только увеличивает срок службы оборудования, но и улучшает его характеристики. Для турбины – это, прежде всего, мощность, которую можно существенно поднять за счет внедрения новых технологий.
Например, модернизация проточной части турбины обеспечивает выработку дополнительной электроэнергии.
"Заслуга завода в том, что мы обеспечиваем модернизацию элементов проточной части на существующих роторах, что позволяет минимизировать затраты. Иностранные компании в своих решениях предлагают обязательную замену роторов, что в разы увеличивает стоимость таких проектов. «Турбоатом» дает эффективные решения с минимальным объёмом замены. Мы уже выполнили замену части оборудования на одном из пяти цилиндров турбины на блоке №2 Южно-Украинской АЭС, и это позволило повысить мощность турбины на 20 МВт. Для сравнения, на некоторых тепловых электростанциях 20 МВт – это мощность целого блока", - рассказал Левченко.
Еще один важный аспект работы украинских энергомашиностроителей – импортозамещение. По понятным причинам, работа с подрядчиками, находящимися по ту сторону северной границы, невозможна. Но украинская энергетика при этом никаких проблем не испытала. И в этом – заслуга, в том числе, харьковских машиностроителей. Например, это касается производства лопаток. Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту конструкции, это очень сложная по технологии производства деталь, изготовить которую под силу только технологически продвинутым предприятиям.
"В Украине – пять турбин-миллионников производства РФ. По предложению НАЭК "Энергоатом" мы разработали новые рабочие лопатки из титанового сплава. Раньше "Турбоатом" вообще с титаном не работал. Мы предложили проект рабочей лопатки, который позволил улучшить эксплуатационные характеристики: гарантированный ресурс работы изделия повысился со 100 тысяч часов до 160 тысяч часов", - рассказал Левченко.
На сегодня у "Турбоатома" действующих контрактов с НАЭК "Энергоатом" – на сумму (внимание!) 2,375 млрд грн. Для понимания – это половина годового бюджета Харьковской области в прошлом году. Часть работ уже выполнена, продукция отгружена, по части контрактов еще идет работа. Все продвигается согласно планам энергетиков и машиностроителей. Все, кроме оплаты.
"Уже изготовлено и отгружено продукции на 1,9 млрд. грн. "Энергоатом" должен "Турбоатому" около 750 миллионов по условиям договоров, сроки оплаты по которым уже наступили. А если добавить к этой сумме все средства, которые мы должны получить за уже отгруженную продукцию, то долг достигнет 900 миллионов гривен. Тот миллиард, который мы уже получили, тоже поступал с задержками. Это сдерживает наши возможности продвигаться дальше. У нас есть задачи в рамках пятилетней программы модернизации атомной энергетики, мы планируем участие в достройке Хмельницкой АЭС и готовы поставить туда турбины. Но все это связано с финансовыми возможностями. Нужен прорыв в оплате", – отметил генеральный директор "Турбоатома" Виктор Субботин.
Проблема заключается в том, что долг НАЭК "Энергоатом" перед турбостроителями является следствием колоссальных долгов (30 млрд грн!) со стороны НЭК "Укрэнерго" и ГП "Гарантированный покупатель" перед "Энергоатомом". Разорвать этот порочный круг было призвано решение НКРЭКП о распределении средств для погашения задолженности перед производителями электроэнергии. К тому же Кабмин взял управление "Энергоатомом" на себя. Все это внушает сдержанный оптимизм по поводу того, что ситуация как-то разрешится. В противном случае украинскую атомную энергетику ожидает тупик.