Нарушение правил дорожного движения становится доступным только для очень обеспеченных людей. Депутаты Верховной Рады приняли законопроект №2695 об усилении ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. "За" проголосовали 325 народных избранников.
Штрафы за отдельные правонарушения будут исчисляться десятками тысяч гривен. Под прессинг закона попадут не только автомобилисты, но и пешеходы с велосипедистами.
Что сделают с пьяными за рулем?
Выпил, сел за руль – раскошеливайся.
Вождение в нетрезвом виде законодатель оценил в следующие суммы:
- попался в первый раз – минус 17 000 грн. плюс лишение прав на год;
- повторное нарушение в течение года – минус 34 000 грн. и лишение прав на 3 года;
- третье за год нарушение – минус 51 000 грн. и лишение прав на 10 лет.
За вождение после лишения прав штраф также довольно внушительный – 20 400 грн.
Что говорит калькулятор. Нетрудно подсчитать, во что обойдется автолюбителю троекратное вождение в нетрезвом виде. 17 000 + 34 000 + 51 000 + два раза по 20 400 - итого 142 800 гривен (или 4 260 евро).
Также устанавливается ответственность за отказ проходить освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения - 40 800 грн.
А как у них?
Так как страна ориентируется на европейские стандарты, целесообразно сравнить: а как у них?
Германия – фактически родина автомобиля. Здесь строят лучшие машины и лучшие дороги. Так что логично взять именно эту страну за образец. Пьяное вождение обойдется здесь автолюбителю в 500 евро. В пересчете на гривны – 16 850. Практически как у нас. При этом прав водитель лишается всего на месяц.
Но вождениие в нетрезвом виде может привести и к лишению свободы сроком до одного года. Многое зависит от степени опьянения водителя.
Помимо этого, действует система начисления штрафных баллов за различные нарушения, в том числе и за вождение в нетрезвом виде. Например, за первое задержание пьяным за рулем – 2 балла. Зарабатываются баллы мгновенно, а снимаются лишь через очень длительный срок. Например, штраф в два балла – через 5 лет, штраф в три балла – через 10. Накопление 8-ми баллов означает прощание с водительскими правами.
Городские "шумахеры"
Визуально нарушать скоростной режим "выгоднее", чем садиться за руль в нетрезвом состоянии.
Штрафы за превышение скорости теперь такие: на 20-50 км/ч выше разрешенной скорости - 340 грн., на более чем 50 км/ч – 1 700 грн.
Но если при нарушении скоростного режима будет создана аварийная ситуация, придется раскошелиться на 3 400 грн.
А как у них?
Превышение скорости в Германии в населенных пунктах не приветствуется ни под каким соусом. Допустимая скорость по городу в среднем составляет 50 км/ч (по автомагистрали – 100 км/ч).
За нарушения следуют дифференцированные штрафы, которые зависят от уровня превышения допустимой скорости. Незначительное (до 10 км/ч) превышение скорости стоит 15 евро. За превышение свыше 70 км/ч может грозить наказание в виде лишения прав на срок до 3 месяцев, а также денежный штраф в размере 680 евро.
Правда, в Германии, в отличие от украинских просторов, есть автобаны. Казалось бы, разгоняйся, на сколько хватит смелости. Но власти рекомендуют придерживаться скорости не выше 130 км/ч – мало ли что.
Не пропустил скорую – плати
Парламентарии решили повысить размеры штрафов за непредоставление преимущества автомобилям скорой помощи и аварийно-спасательных служб до 680 грн.
Для части отечественных автомобилисов 20 евро - сумма совершенно незначительная. Чисто по деньгам, они вполне могут себе позволить купить индульгенцию на то, чтобы не пропускать машины экстренных служб, подвергая жизни иных граждан повышенной опасности.
А как у них?
Возвращаемся к опыту ФРГ. Наказания для водителей, не пропустивших скорую, – строгие. В соответствии с немецкими ПДД, на автобанах и загородных трассах с двумя и более полосами в одном направлении водители обязаны создавать спасательный коридор. При несоблюдении этого правила налагается штраф в размере от 200 до 320 евро. Одновременно водитель получает два штрафных балла.
В 2019 году произошел любопытный случай: за непропуск скорой оштрафовали целый ряд водителей на общую сумму 23 тысячи евро.
Сколько стоит езда без прав
Вождение без водительского удостоверения (забыл дома, потерял, дал приятелю на сохранение) оценивается в 425 грн. Но если у человека нет прав в принципе, то сумма увеличивается в несколько раз - 3 400 грн.
И как мы уже указывали, вождение после лишения прав (например, был пойман пьяным за рулем и остался без удостоверения на определенный срок) потянет на значительную сумму – 20 400 грн. и запрет на управление автомобилем на срок до 5 лет.
А как у них?
К вождению без удостоверения в Германии относятся более лояльно. Штраф 10 евро.
Но.
Если гражданин был пойман за рулем после того, как его лишили права вождения за предыдущие нарушения, то тут стоить сушить сухари. Высока вероятность оказаться за решеткой на срок до одного года.
Пожелал остаться неизвестным
Побег с места ДТП обойдется нарушителю в 3 400 грн. Если найдут. При насыщенности основных магистралей камерами наружного наблюдения поиски беглеца зачастую становятся вопросом времени. Но и разыскивают далеко не всех. Итак, на одной чаше весов – возможность избежать наказания, на другой – вероятность дополнительно потерять 3 400. В общем, есть выбор.
Усугубляется положение тех, кто при ДТП повредил иные транспортные средства. Помимо разруливания ситуации с пострадавшим придется заплатить государству. Правда, не особо много - 1 190 грн.
А как у них?
За бегство с места происшествия в Германии полагается не только крупный штраф, размер которого устанавливает суд, но и возможное лишение свободы на срок до трех лет. Все зависит от тяжести нарушения. Но и это не всегда останавливает водителей. Полицейская статистика говорит, что за год фиксируется 350 тысяч случаев, когда водители покидали места ДТП.
Пешеходов начнут штрафовать
Новым законом вводятся штрафы для пешеходов и велосипедистов за пересечение проезжей части в неустановленном месте - 255 грн.
А как у них?
Пешеходов в ФРГ штрафуют давно и настойчиво. Хочешь пересечь проезжую часть в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора – выкладывай 5-10 евро (примерно, как теперь и у нас).
А вот за переход железнодорожного переезда, когда шлагбаум уже закрыт, пешеходу придется раскошелиться на 350 евро. К поездам в Германии – особый пиетет.
Мало того, если немецкий водитель, гуляя пешком или на велосипеде, был под воздействием алкоголя и нарушил правила дорожного движения, то у него, в зависимости от тяжести последствия, могут отобрать права. То есть к водителю-пешеходу закон гораздо более суров, чем к пешеходу в принципе безлошадному. Первый, сдавая экзамены на права, должен был четко изучить все правила движения, а следовательно, и спрос с него выше.