В алтарной части Свято-Преображенского храма, что находится на Салтовском шоссе, возле медкомплекса, активно ведутся работы по росписи. Одновременно реставрируются стены и подкупольные части верхнего храма.

Над cозданием иконографических фресок работает бригада художников под руководством Виктора Павлова. За их плечами - более трех десятков расписанных храмов в Украине и Польше.

Виктор Павлов постигал основы византийской иконописи еще в 70-е годы прошлого века. Родом он из г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. Окончил Владимирское художественное училище. В те времена, рассказывает Виктор, отделение не могло называться иконописным: это было аполитично. Сначала для их экспериментальной группы вообще не могли придумать название, но к концу третьего курса, наконец, определились. Надо было что-то написать в дипломах - вот и сформулировали: "разрисовщики сувениров".

- В 19-20-м веке в иконографию стали привносить академическое письмо. Это европейское веяние с использованием линейной перспективы, как в реализме. Но вот знаете, академизм здесь хорош, когда все хорошо, а когда наступают трудные времена, когда душа начинает плакать, и ей хочется обратиться к Господу, вот тут как нельзя кстати - византийское письмо, и мы к нему возвращаемся, - говорит Виктор Павлов. - Византийское письмо - это, конечно же, основа основ, фундамент канонического письма, из которого произросли множество школ и направлений. Однако если определить более конкретно, то в этом Преображенском храме в Харькове при создании росписи мы применяем что-то ближе к строгановскому стилю. Его также можно назвать ушаковским, ближе к ярославской школе письма, в какой-то степени это русское барокко, которому присущи ажурные орнаменты, пышные одежды. Конечно, это грубое определение, но можно сказать, что здесь мы пишем в барочном направлении, которое возникло в 17-18-м столетии, в петровские времена, когда прикладывались усилия для эскалации европейского искусства на наши земли.

 - Алтарь - это место, где происходит Евхаристия, поэтому мы пишем Евхаристию, образы 12 апостолов, Иисуса Христа, вверху изображение Креста, под Крестом - образ агнца - младенца Иисуса Христа, как Он находится в Причастной Чаше, которую окружают херувимы и серафимы, - описывает сюжет будущей росписи алтарной части Преображенского храма Виктор Павлов. - Поскольку храм освящен в честь Преображения Господня, то в купольной части алтаря - композиция двунадесятого праздника Преображения: Господь, пророки Илия и Моисей, три апостола Иоанн, Иаков и Петр. В нижней части - мозаичная икона "Иисус Христос Великий Архиерей, Царь Царей", а по правую и левую стороны - Богородица Царица Небесная в царской одежде изображается в этом случае. С правой стороны - Иоанн Предтеча и святители-литургисты Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и другие святителя Григорий Двоеслов, а также местные харьковские святители - Мелетий и Афанасий. Чуть выше по правую и левую сторону будут изображены два первосвященника, Аарон и Самуил. А арочные части, где над престолом обычно изображается Этимасия (уготованный трон для Второго Пришествия Христа), - там изображается Святой Дух на Евангелии, а также серафимы, херумвимы, ангелы. Все изображения алтарной части вплетены в орнаменты.

- Мне очень нравится, что настоятель активно принимает участие на всех этапах процесса, он четко поставил задачу, вникает в ход ее выполнения, - говорит Виктор Павлов. - Мы, художники, люди эмоциональные, нам дай свободу творчества, мы можем перегнуть палку, выражая авторское видение. Но в иконописи есть определенные правила, каноны, это сдерживает иконописцев. А еще есть настоятель храма, и он лучше всех видит, как нужно. Очень сложно работать, когда работой руководит мирской человек, опирающийся на свой вкус. А когда священник, который каждый день служит в этом храме, - его Господь вразумляет, как лучше сделать. Тогда и наша работа строится правильно.

- Я не просто должен продумать, какое будет портретное изображение того или иного святого, в каких цветах будет его одежда (ведь у каждого традиционно свои цвета). Перед написанием мне обязательно нужно вникнуть в житие того, кто будет изображен. Каким был этот человек, как он жил, как поступал в определенных ситуациях, как обрел Бога, как он пожертвовал всем, что у него есть, самой жизнью пожертвовал ради Христа. Когда изучаешь, начинаешь понимать то, что ты изображаешь, тот образ, он в Господе находится, и сам приобщаешься к этому, и даже не замечаешь, как становишься частью всего этого. И так за более чем полтора десятка лет со многими святыми я соприкоснулся не только умом, но и душой. И, знаете, вдруг стал замечать, что в моей жизни начинают происходить какие-то события. Я, допустим, совершил какой-то поступок, и вдруг я понимаю, что тот святой, чью жизнь я изучал, лик которого мы пишем, - он в такой же ситуации поступил совсем по-другому. И меня начинает укорять моя совесть, и я уже стараюсь задумываться, чтобы не поступать непорядочно, а поступать по-христиански. И невольно начинаешь подражать тем святым, вводить себя в определенные рамки, уже появляется страх Божий. И так, наверное, происходит мое духовное становление. Ведь с детства мы не были верующими, в церковь заходили больше из любопытства, не было глубины восприятия духовной жизни, а на эту стезю, конечно, меня вывел Бог, потому что для меня, наверное, это наиболее приемлемый путь для спасения моей души. Я уверен, если каждого человека пропустить через вот это информационное поле одного святого, он изменится, даже самый плохо воспитуемый, так как это должно повлиять на его сердце, на его душу.

- Практически все материалы импортные, в том числе, краски на водной основе. С одной стороны, это уже проверенные на практике качественные материалы, которые позволяют гарантировать долговечность фресок, но с другой – их дороговизна. В этом году в нашем храме будет расписана лишь алтарная часть. Продолжатся работы по росписи с наступлением тепла – ориентировочно после Пасхи, за это время планируется собрать необходимые средства.