В каждом уважающем себя городе должна быть некая тайна. А лучше - не одна. Харьков не является исключением. Простой на первый взгляд мегаполис, большая часть населения которого обитает в бетонных коробках спальных районов, на самом деле просто нашпигован таинственными и загадочными местами.
Таинственный особняк Хариной
Во второй половине XIX века знаменитая на весь город купчиха Александра Гавриловна Харина построила в районе улицы Рымарской большой особняк. Переулок, где появилось здание, получил название Харинский (сейчас – Людмилы Гурченко).
В доме Хариной собирались лучшие люди города.
Хариной приписывали некие мистические способности наподобие тех, которыми обладала старая графиня из пушкинской "Пиковой дамы". Прежде чем начинать коммерческое предприятие, местные дельцы старались попасть на ужин к Хариной, а после по особым приметам вычислить – принесет дело барыши или пустит коммерсантов по миру.
Некоторые утверждают, что сейчас в районе дома проживает аномально большое количество черных котов. Однако официальная статистика данный факт не подтверждает.
(Александра Гавриловна Харина являтеся персонажем исторического детектива "Падение дома Алчевских").
Таинственный подвесной мост
Мост соединяет улицу Конторскую и угол улиц Свет Шахтера и Мороховецкой. Раньше участок земли, на котором появился мост, принадлежал Артемию и Федоту Карпиным. Купцы были приезжими, но очень быстро раскрутились в городе на скупке и перепродаже торговых точек и земельных участков. Быстрый успех вызывал не то чтобы чувство зависти у местных дельцов, но легкое недоумение. По городу пошли слухи, что скоробогатство Карповых помимо всего прочего имеет и мистическое происхождение.
О том, чтобы в районе моста появлялись призраки необычных купцов, свидетельств нет. Однако место все равно считается таинственным.
Таинственный двор Митасова
Все, что связано с одним из самых знаменитых харьковчан Олегом Митасовым, априори считается таинственным и загадочным. В течение нескольких лет Митасов расписывал свой двор надписями "Век. Вак", "Где. На. Земле", "Сужение Ума" и тому подобными. Таинственный язык Митасова до сих пор остается нерасшифрованным, а его двор считается загадочным.
Дом масонов
Одно из самых загадочных зданий, окутанное легендами и мифами, расположено на улице Святодуховской, 10.
По одной из версий, в начале ХХ века в здании собирались харьковские масоны. А все, что связано с масонами, считается загадочным по определению.
(Подробнее читайте в статье "Харьковские масоны")
Таинственная Сабурова дача
В особняке губернатора Петра Сабурова с начала XIX века располагалась больница для душевнобольных. Психические отклонения таинственны сами по себе и, вероятнее всего, в полной мере не постижимы для тех, кто еще не побывал в стенах заведения в качестве пациента.
Особый шарм заведению придает тот факт, что в нем содержались один из самых загадочных людей вселенной Велимир Хлебников и литературный классик Всеволод Гаршин.
Таинственные катакомбы
Вряд ли стоит объяснять, что где подземные ходы, там и тайны. Некоторые ценители утверждают, что Харьков - настоящее диггерское сокровище. Подземные ходы и лазы развивались сотни лет и составляют достаточно разветвленную сеть.
Классикой городских легенд и баек стал рассказ о провалившемся под землю жандарме и трехдневном блуждании в подземельях двух приговоренных к смерти арестантов.
В середине XIX века во время пожара в Мордвиновском переулке (сейчас - переулок Кравцова) под землю провалился конный жандарм. Так было обнаружено подземелье. Для его исследования запустили двух обреченных на смертную казнь, обещав оным помилование. Смертники блуждали в подземелье три дня и появились на свет в районе Николаевской церкви (территориально это площадь Конституции в районе начала улицы Пушкинской; церковь не сохранилась). Они сообщили, что видели каменный столб, стол, а вокруг 12 каменных стульев. На столе лежала книга с предсказаниями человеческих судеб.
(Литературная версия легенды - "Харьков мистический. Загадка катакомб")
Частично легенда представляется не совсем достоверной. В XIX веке в империи казнили крайне редко и лишь особых государственных преступников. Так что отыскать в Харькове смертников было задачей непростой. Кроме того, народ в городе был не настолько робким, чтобы прибегать к услугам людей, пребывавших в крайней степени отчаяния. Да и помилование было прерогативой государя: вряд ли его стали бы отвлекать из-за местечковых проблем.