23 января Единый расчетный центр "Мегабанка" отметил свое 15-летие. ЕРЦ работает с 1999 г. Сейчас эта уникальная система внедрена в 9 регионах Украины. Через ЕРЦ коммунальные услуги можно оплачивать по единой квитанции в кассах банка, пунктах приема коммунальных платежей, с помощью электронных терминалов m-box или интернет-сервисов на сайте ЕРЦ. Через Единый расчетный центр коммунальные услуги оплачивает более 2 млн. украинских семей. Это 12% всех плательщиков Украины.

"В тендере на право создания системы расчета за коммунальные услуги участвовало несколько харьковских банков, но победил "Мегабанк"

Виктор Субботин, председатель Наблюдательного совета ПАО "Мегабанк"

 

Виктор Субботин: Создание Единого расчетного центра "Мегабанка" пришлось на время становления рыночных отношений в Украине. Тогда появилось большое количество банков, а вместе с тем - огромный перечень платежных документов и квитанций для оплаты коммунальных услуг, которые необходимо было заполнять, бесконечная смена счетов и схем проводок. Естественно, все это вызывало серьезные неудобства и как следствие - раздражение у населения. Именно поэтому у руководства области, а тогда губернатором был Олег Демин, возникла идея изменить технологию оплаты коммунальных услуг. Банкам поступило предложение построить какую-то соответствующую систему. Подчеркну, именно "какую-то", потому что тогда еще никто не понимал, что это будет и как это сделать. В тендере принимало участие несколько банков, но победил "Мегабанк". Наверное, мы были более убедительны, хотя на самом деле нам было сложно представить, какой объем работ предстоит выполнить. После победы мы приложили максимум усилий для построения той системы, 15-летие которой сегодня отмечаем.

Чтобы выиграть этот тендер, дополнительные специалисты не привлекались: все сделали наши сотрудники, которые подготовили необходимые документы и пояснительную записку. Уже позже, непосредственно для реализации проекта, были приглашены лучшие специалисты Харькова: программисты, математики, работники абонентских залов коммунальных предприятий. Усилиями этой группы и была построена та уникальная система, которой нет ни в одном коммунальном предприятии. Была проделана колоссальная работа, ведь когда мы копнули глубже, оказалось, что огромное  количество абонентов, которые пользовались услугами городских коммунальных предприятий, вообще отсутствуют в базе данных этих предприятий. В Харькове создали комиссию, которая не один месяц работала, проверяя и утрясая все данные. А они очень разнились: у кого-то в одном доме было на учете 100 квартир, у кого-то - 60; у кого-то в домах числились люди под одними фамилиями, у кого-то - совсем под другими. При этом каждое предприятие настаивало, что именно его данные - правильные. Нужно было прийти к консенсусу. Мы нашли больше 20 тысяч лицевых счетов, которые никаким образом нельзя охарактеризовать как верные данные, и еще около 100 тысяч, которые были сомнительными. В итоге была создана уникальная база данных Единого расчетного центра, которая сегодня ни у кого не вызывает никаких претензий. Работа над ее созданием никогда не прекращается. В среднем за год эта база данных меняется на 10-20%. Если месяц над нею не работать, к концу периода она перестанет быть актуальной на 10%.

Система ЕРЦ строится ежедневно, но вот тот основной фундамент, на котором держится всё, мы создали года за полтора.

"Если завтра появится возможность оплачивать коммунальные услуги силой мысли, мы готовы это принять и сделать"

Юрий Сергеев, заместитель председателя правления - начальник ЕРЦ "Мегабанка"

 

 

Юрий Сергеев: У истоков создания системы ЕРЦ стояли люди, которые и сегодня продолжают у нас работать. Хотелось бы выделить Аллу Маричеву, Сергея Трипольского, Ивана Теренковского, Сергея Канунникова, Людмилу Чумаченко, Елену Чунихину.

Приступив к работе над созданием ЕРЦ, прежде всего, мы стремились победить скептицизм, который тогда был у многих.  Но мы убеждали всех, что машина поедет только тогда, когда в нее сядут все и все вместе поедут.

Все понимали, что существующая тогда система оплаты коммунальных услуг не соответствует требованиям ХХ века. Нужно было что-то менять, но как именно менять - никто точно не понимал. Поэтому, естественно, были скептики, люди, которые считали, что подобную систему построить невозможно. Наверное, наше преимущество состояло в том, что некоторые наши сотрудники работали на коммунальных предприятиях, поэтому они понимали их беды и могли популярно объяснить, что строящаяся система направлена, в первую очередь, на улучшение работы коммунального предприятия в разрезе абонентных залов, что и показало время. После внедрения ЕРЦ значительно сократились объемы информации и количество людей в абонентных залах. Услуг стало больше, а людей - меньше, потому что почти все автоматизировано. Уверен, что сегодня никто не признается в своих сомнениях по поводу успеха работы системы ЕРЦ. Хочу подчеркнуть, что все губернаторы, которые были за эти годы, все без исключения, понимали важность работы системы и то, что это социально направленный продукт.

Уникальность системы ЕРЦ признана многими, но при этом наш опыт никто не смог повторить. Именно поэтому губернатор Евгений Кушнарев взял на себя инициативу провести всеукраинский семинар, на котором познакомить министров, губернаторов, мэров с опытом Харьковщины, чтобы при необходимости они могли этим воспользоваться. Семинар прошел успешно, всех познакомили с системой, получили объективную положительную оценку. После этого к нам начали поступать предложения и просьбы построить такую систему в других регионах Украины. Сегодня ЕРЦ работает во Львове, Чернигове, Новой Каховке, частично - в Знаменке и еще нескольких городах.

Как развивать? Идя в ногу со временем. Все мы помним, что когда-то и мобильных телефонов не было, а сегодня на маленькую флешку можно записать такой объем информации, которую раньше нельзя было поместить на огромные ЭВМ. Так и с системой ЕРЦ. Нам нужно постоянно ее совершенствовать, поскольку  появляется достаточно много новых продуктов. И наша задача - привязать эти новые продукты к работающей системе. Появились киоски самообслуживания - мы это сразу заметили и предложили харьковчанам самостоятельно, без пунктов приема платежей и кассиров, оплачивать услуги ЖКХ через терминалы самообслуживания (m-box). Появилась возможность оплачивать услуги через интернет - и мы сразу же внедрили ее на сайте ЕРЦ. В частности, сегодня через сайт оплачивает коммунальные услуги больше 100 тысяч абонентов. Завтра появится какая-то новая возможность - например, оплата по голосу или силой мысли, - мы готовы и это принять и сделать. При этом мы поддерживаем наши первые начинания. К нам приходят люди с рукописными квитанциями, с распечатанными счетами или со счетами, которые сгенерированы через интернет. Можно прийти написать заявление и оплачивать коммунальные услуги со своей зарплаты, пенсии, с помощью m-box.

Мы стараемся идти навстречу каждому нашему клиенту. Именно поэтому откликнулись на просьбу власти по поводу упрощения процедуры оформления субсидий. Раньше людям, чтобы оформить субсидию, нужно было идти в разные организации, брать справки о суммах задолженности, начислениях. Это был долгий и неприятный процесс. Люди тратили массу времени. Мы помогли в решении этого вопроса и перестали гонять людей за различными справками.  Сегодня человек, приходя в отдел субсидий, должен принести только справку о своем семейном совокупном доходе - все остальное даем мы.

"15 лет работы - достаточный срок для того, чтобы понять, является ли предприятие востребованным"

Елена Жукова, председатель Правления ПАО "Мегабанк"

 

 

Елена Жукова: Изначально Единый расчетный центр предоставлял 7 видов услуг, сегодня их - 65. Это не означает, что каждая квартира пользуется всеми этими 65-ю услугами, но выбор есть. Через ЕРЦ человек может заплатить не только за традиционные услуги, но также и за домофон, кабельное телевидение, интернет, охрану квартиры. Мы и в дальнейшем будем развивать перечень услуг ЕРЦ, чтобы люди имели возможность удовлетворить любые свои пожелания. Делаем мы это для того, чтобы приумножать свою популярность среди населения. Сегодня услугами ЕРЦ пользуются больше двух миллионов украинских семей, которые уже не представляют свою жизнь без ЕРЦ и, соответственно, без "Мегабанка". Именно эта популярность и приносит нам как банковскому учреждению прибыль. Нас многие знают, поэтому идут за кредитами, открывают депозиты. Благодаря ЕРЦ мы, не боясь, кредитуем коммунальные предприятия города, потому что  понимаем их финансовое положение, видя его по уровню расчетов

Выдавая кредиты клиентам - физическим лицам, мы в первую очередь смотрим, не является ли заемщик должником за коммунальные услуги. Ведь если человек не выполняет своих обязательств перед коммунальными предприятиями, получая услугу, но не оплачивая ее, то где гарантия, что он будет честен с банком в вопросе выполнения обязательств по кредиту?

15 лет работы - уже достаточный срок для того, чтобы понять, востребовано ли твое предприятие. Подводя итоги, мы видим, что услугами Единого расчетного центра пользуются как люди старшего поколения, так и молодежь, а мы в свою очередь ежедневно работаем над тем, чтобы жизнь каждой категории клиентов стала еще комфортнее.

Сегодня мы видим и понимаем, что работа системы Единого расчетного центра выгодна всем: и населению, и коммунальщикам, и органам местного самоуправления. Получая на дом квитанцию, заходя на сайт ЕРЦ через интернет либо используя терминалы самообслуживания, люди всегда в курсе состояния своего лицевого счета и наличия задолженности. Для коммунальных предприятий намного упростился процесс обработки информации, видна реальная экономия в работе абонентских служб. А органы местной власти понимают размер задолженности населения за услуги ЖКХ, благодаря чему можно делать выводы относительно реальной картины уровня оплаты труда и благосостояния населения в любом срезе – будь-то отдельный жилой дом, предприятие, территория. Единый расчетный центр принадлежит не "Мегабанку", а всему Харькову, потому что именно здесь зародилась, была воплощена в жизнь и процветает его идея. Спасибо всем за доверие!