В прошлых статьях мы касались этой темы – как, используя современные финансовые инструменты, выгодно купить недвижимость, машину, бытовую технику. В этом материале мы остановимся на ежедневных покупках: вроде бы, на них мы тратим немного, но экономия в этом вопросе может сохранить внушительные суммы для личного бюджета. Небольшие покупки – это, прежде всего, продукты и одежда. О них и поговорим.

Супермаркеты

Скептик: Супермаркеты - очень удобное место для покупок, к тому же – самое дешевое. Дисконтные карточки, акции… На чем тут еще можно сэкономить?

Сэкономить в супермаркетах можно - меньше покупая. Дело в том, что современный супермаркет - это храм культа потребления, где каждая мелочь нацелена на то, чтобы склонить посетителя к ритуалу покупки. Для стимулирования этого желания, которое приводит к неоправданным тратам, продавцы используют психологические уловки. Вот несколько приемов, которые позволяют повысить продажи.

Самое нужное – в глубине. Обратите внимание: хлеб, молоко, яйца всегда находятся в глубине супермаркета. Чтобы к ним попасть, нужно миновать ряды полок с другими товарами. Проходя мимо, у вас может возникнуть желание их купить, даже если выходя в магазин вы этого не планировали.

Большая корзина. В супермаркетах - вечный дефицит корзинок, зато обилие огромных тележек. Почему? Дело в том, что пустая тележка с сиротливо лежащим на дне батоном на уровне подсознания призывает: "Заполни меня!" Мы и заполняем – снеками, бутылками с напитками и прочей ерундой, покупать которую не планировали.

Неходовой товар – на уровне взгляда. Разумеется, владельцам супермаркетов, как и любому торговцу, в первую очередь нужно продать дорогой или неходовой товар, который покупают меньше. Есть для этого нехитрый прием: такие "товары-аутсайдеры" размещают на уровне взгляда, а товары дешевле или лучше – выше или ниже. Казалось бы, мелочь, но мы склонны покупать "на что взгляд упадет", а продавцы этим пользуются. Кстати, что интересно, в азиатских странах неходовой товар размещают ниже. Такая вот ментальность: люди, привыкшие смотреть вниз, находят товар, который продавцы хотят непременно всучить, именно там.

Задержать подольше. Чем дольше времени вы проведете в супермаркете, тем больше шансов, что вы что-то купите. Задача задержать вас в торговом зале подольше решается несколькими способами, часто они используются одновременно. Например, это могут быть маленькие расстояния между стеллажами, что затрудняет проход, тем более - если вы толкаете перед собой тележку. Отличная причина задержаться - очередь в кассу. Причем количество кассиров регулируется таким образом, чтобы очередь не превышала трех человек и, с одной стороны, не вызывала раздражения, а с другой - давала возможность как следует рассмотреть размещенную у касс мелочевку: конфеты, шоколадки, жвачки, зажигалки, лейкопластырь и т.д. Стоя очереди, вы с большой вероятностью бросите в свою тележку что-то с этих стеллажей. Кроме того, супермаркеты активно пользуются таким приемом, как создание соответствующей атмосферы: негромкая приятная музыка, запахи (очень часто это запахи из размещенных рядом с торговым залом кофеен или запах свежей выпечки). Все это будет кричать вашему подсознанию "Не уходи, побудь еще… Ну и купи что-то, раз уж тут слоняешься!"

Как бороться с этими уловками? Прежде всего, знать о них и не давать ушлым продавцам заморочить себе голову.

Совет! Во-первых, всегда записывайте то, что хотите купить, на лист бумаги или в мобильный и четко следуйте этому списку. Все, что вне его, – долой. Ну разве что вдруг вспомните, что забыли о чем-то действительно необходимом, что непременно попало бы в список. Во-вторых, старайтесь не ходить в супермаркет голодным: психологами давно доказано, что чувство голода провоцирует покупку продуктов, даже если они вам, в общем-то, не нужны. И в-третьих, старайтесь не впадать в добродушную прострацию, чего так добиваются хозяева супермаркетов. Подумайте: нужен ли вам этот сок "три по цене одного"? Долго ли вы проживете, съев сардины из банки, приклеенной к бутылке водки, если срок их годности стыдливо прикрывает наклейка с гордой надписью "Акция"? Зачем вам прокладки, бесплатно прилагаемые к гелю для душа, если вы – мужчина? И так далее.

Одежда

Покупка одежды – отдельная тема, в которой на первое место выплывают два слова: "акция" и "скидки". Наклейки на бутиках разной степени престижности почти всегда кричат нам о немыслимых скидках на товар, часто – до 90%. Стоит ли им верить?

Скептик: Конечно, нет! Как правило, оказывается, что скидка распространяется только на розовые женские шлепанцы 42-го размера или на майку с гордой надписью "Versace", вышитой нетвердой рукой "китайского производителя".

С этим не поспоришь. Действительно, магазины одежды очень часто пользуются разными завлекающими приемами, из которых гигантская надпись "Новая коллекция!" - самый безобидный. Все остальное – обман, призванный заманить вас в магазин и заставить купить приглянувшуюся вещь, причем купить без всяких скидок. Вполне возможно, на ценнике и вправду будет перечеркнутая старая цена, призванная убедить вас, что вы экономите. Но всерьез к этому относиться не стоит: никто не ходит в какой-то магазин каждый день и не отслеживает цены, поэтому продавцы часто просто придумывают "старую цену", чтобы подтолкнуть вас к покупке. Так как же быть? Как платить за вещи реальную цену и ориентироваться в море "акций" и "скидок"?

Совет! Выбирайте магазины известных брендов. Тем более, сейчас на нашем рынке есть несколько недорогих, но вполне приличных европейских марок. Такие магазины связаны с маркой, которую представляют, жесткими требованиями франшизы или другими договоренностями, а потому ведут себя более по-европейски, не опускаясь до прямого обмана покупателей. В них, конечно, тоже бывают акции и скидки, но с большой долей вероятности – это действительно акции и действительно скидки. Проверить, имеет ли этот магазин отношение к бренду, очень просто: скорее всего, "Google" в ответ на введенную в строку поиска торговую марку выдаст первой строкой сайт бренда, где можно найти адрес конкретного магазина. Если же адреса нет – еще не факт, что магазин не имеет к бренду отношения. Чтобы это точно установить, соотнесите ассортимент и цены, указанные на сайте, с представленными в магазине, и вы сразу поймете, что перед вами: действительно представитель бренда или бутик - такая же подделка, как и выставленный в нем товар.

Отдельно стоит сказать о покупках через интернет. В общем и целом, тут та же ситуация, что и с электроникой или бытовой техникой: вещи, продаваемые в Сети, как правило, дешевле тех, что выставлены в магазине.

Скептик: Ну мобильный телефон через интернет покупать – понятно. И даже холодильник можно. А вещь? Ведь ее надо примерять! А что, если вещь мне не подошла? Особенно это касается обуви.

Действительно, это естественная проблема, которая несколько сдерживает развитие вещевых интернет-магазинов. Хотя и ее можно обойти. Во-первых, вы можете примерить вещь в обычном магазине и потом спокойно заказать ее через интернет, уже четко зная размер. Во-вторых, сейчас некоторые интернет-бутики стали использовать так называемые show room. То есть вы можете заказать вещь онлайн, а потом, придя в show room, который представляет собой не магазин, а просто небольшое помещение с примерочной, примерить обновку и купить. К сожалению, такая услуга доступна пока только в столице, но, надо думать, рано или поздно дойдет и до регионов.

Еще одна проблема – качество предлагаемого товара, ведь когда вы покупаете вещь в интернете, у вас нет возможности ее пощупать. Эта проблема – сложнее.

Совет! Доверяйте только проверенным интернет-магазинам. Об их надежности и качестве предлагаемого товара можно почитать на форумах и в социальных сетях. Но нужно быть осторожным: от имени покупателей часто пишут работники магазинов. Впрочем, и тут можно сориентироваться. Очевидно, владельцы магазинов платят своим сотрудникам не за качество, а за количество постов. К тому же такие "лжепокупатели" не отличаются особой фантазией. Поэтому если вы увидите отзывы вроде "Классный магазин – не пожалеете!" или "Купила тут кофточку – не нарадуюсь!", то, скорее всего, это поддельный покупатель, и верить таким отзывам не стоит.