В прошлых статьях мы касались этой темы – как, используя современные финансовые инструменты, выгодно купить недвижимость, машину, бытовую технику. В этом материале мы остановимся на ежедневных покупках: вроде бы, на них мы тратим немного, но экономия в этом вопросе может сохранить внушительные суммы для личного бюджета. Небольшие покупки – это, прежде всего, продукты и одежда. О них и поговорим.
Супермаркеты
Сэкономить в супермаркетах можно - меньше покупая. Дело в том, что современный супермаркет - это храм культа потребления, где каждая мелочь нацелена на то, чтобы склонить посетителя к ритуалу покупки. Для стимулирования этого желания, которое приводит к неоправданным тратам, продавцы используют психологические уловки. Вот несколько приемов, которые позволяют повысить продажи.
Самое нужное – в глубине. Обратите внимание: хлеб, молоко, яйца всегда находятся в глубине супермаркета. Чтобы к ним попасть, нужно миновать ряды полок с другими товарами. Проходя мимо, у вас может возникнуть желание их купить, даже если выходя в магазин вы этого не планировали.
Большая корзина. В супермаркетах - вечный дефицит корзинок, зато обилие огромных тележек. Почему? Дело в том, что пустая тележка с сиротливо лежащим на дне батоном на уровне подсознания призывает: "Заполни меня!" Мы и заполняем – снеками, бутылками с напитками и прочей ерундой, покупать которую не планировали.
Неходовой товар – на уровне взгляда. Разумеется, владельцам супермаркетов, как и любому торговцу, в первую очередь нужно продать дорогой или неходовой товар, который покупают меньше. Есть для этого нехитрый прием: такие "товары-аутсайдеры" размещают на уровне взгляда, а товары дешевле или лучше – выше или ниже. Казалось бы, мелочь, но мы склонны покупать "на что взгляд упадет", а продавцы этим пользуются. Кстати, что интересно, в азиатских странах неходовой товар размещают ниже. Такая вот ментальность: люди, привыкшие смотреть вниз, находят товар, который продавцы хотят непременно всучить, именно там.
Задержать подольше. Чем дольше времени вы проведете в супермаркете, тем больше шансов, что вы что-то купите. Задача задержать вас в торговом зале подольше решается несколькими способами, часто они используются одновременно. Например, это могут быть маленькие расстояния между стеллажами, что затрудняет проход, тем более - если вы толкаете перед собой тележку. Отличная причина задержаться - очередь в кассу. Причем количество кассиров регулируется таким образом, чтобы очередь не превышала трех человек и, с одной стороны, не вызывала раздражения, а с другой - давала возможность как следует рассмотреть размещенную у касс мелочевку: конфеты, шоколадки, жвачки, зажигалки, лейкопластырь и т.д. Стоя очереди, вы с большой вероятностью бросите в свою тележку что-то с этих стеллажей. Кроме того, супермаркеты активно пользуются таким приемом, как создание соответствующей атмосферы: негромкая приятная музыка, запахи (очень часто это запахи из размещенных рядом с торговым залом кофеен или запах свежей выпечки). Все это будет кричать вашему подсознанию "Не уходи, побудь еще… Ну и купи что-то, раз уж тут слоняешься!"
Как бороться с этими уловками? Прежде всего, знать о них и не давать ушлым продавцам заморочить себе голову.
Одежда
Покупка одежды – отдельная тема, в которой на первое место выплывают два слова: "акция" и "скидки". Наклейки на бутиках разной степени престижности почти всегда кричат нам о немыслимых скидках на товар, часто – до 90%. Стоит ли им верить?
С этим не поспоришь. Действительно, магазины одежды очень часто пользуются разными завлекающими приемами, из которых гигантская надпись "Новая коллекция!" - самый безобидный. Все остальное – обман, призванный заманить вас в магазин и заставить купить приглянувшуюся вещь, причем купить без всяких скидок. Вполне возможно, на ценнике и вправду будет перечеркнутая старая цена, призванная убедить вас, что вы экономите. Но всерьез к этому относиться не стоит: никто не ходит в какой-то магазин каждый день и не отслеживает цены, поэтому продавцы часто просто придумывают "старую цену", чтобы подтолкнуть вас к покупке. Так как же быть? Как платить за вещи реальную цену и ориентироваться в море "акций" и "скидок"?
Отдельно стоит сказать о покупках через интернет. В общем и целом, тут та же ситуация, что и с электроникой или бытовой техникой: вещи, продаваемые в Сети, как правило, дешевле тех, что выставлены в магазине.
Действительно, это естественная проблема, которая несколько сдерживает развитие вещевых интернет-магазинов. Хотя и ее можно обойти. Во-первых, вы можете примерить вещь в обычном магазине и потом спокойно заказать ее через интернет, уже четко зная размер. Во-вторых, сейчас некоторые интернет-бутики стали использовать так называемые show room. То есть вы можете заказать вещь онлайн, а потом, придя в show room, который представляет собой не магазин, а просто небольшое помещение с примерочной, примерить обновку и купить. К сожалению, такая услуга доступна пока только в столице, но, надо думать, рано или поздно дойдет и до регионов.
Еще одна проблема – качество предлагаемого товара, ведь когда вы покупаете вещь в интернете, у вас нет возможности ее пощупать. Эта проблема – сложнее.