С приходом зимы все мы мечтаем о снеге и при этом представляем себе слегка морозную погоду, кружащиеся в воздухе снежинки и искрящиеся аллеи в парках. Но когда начинается настоящий снегопад, оказывается, что к снегу "здесь и сейчас" мы совершенно не готовы. Он тяжелый, вязкий и мешает жить. Так происходит везде, и в Харькове тоже. Горожане начинают роптать на коммунальные службы за нерасчищенные улицы. Мэрия парирует: магистрали чистят, на на все внутриквартальные дороги не хватает людей и техники. Как рашают проблему снега в других странах, в том числе гораздо более "снежных", чем Украина?

США и Канада

В США штатов, где случаются обильные снегопады, не так много, поэтому крупных городов, страдающих от специфических зимних транспортных проблем, в стране мало. Уборка снега в таких городах, как правило, разделена на три зоны ответственности: основные улицы и крупные магистрали чистятся силами муниципальной техники, дороги и улицы поменьше убирают частники, работающие на государственном контракте. Ну а территорию, непосредственно прилегающую к частным домам, обязаны чистить сами владельцы этих домов. Те жители, которые в течение 24 часов не удосужились очистить от снега прилегающую к дому территорию, получают штрафы.

В Канаде крупные города засыпает зимой снегом по несколько месяцев.  Одним из лидеров по количеству выпавшего снега является Монреаль. Там городские рабочие не только счищают снег с с дорог и тротуаров, но и вывозят его. "Мы загружаем снег в грузовики и свозим его на специальные свалки, которые разбросаны  по всему городу", - говорит советник мэрии Жак-Ален Лаваль. - У нас около 2 200 единиц оборудования и 3 000 сотрудников" (численность населения Монреаля – около 1 млн. 600 тыс. человек, площадь города – 363 кв. км).

После этого снег попадает в трубы, по ним - на очистные сооружения, и там он тает, очищается и смешивается с обычной водой, которая течет из кранов.

Основная технология очистки улиц в Монреале - это загрузка специальными машинами-комбайнами самосвалов, которые едут рядом. Весь процесс расчистки улиц, особенно после сильных снегопадов, может занимать до четырех дней.

За всю зиму вывозится около 300 тысяч грузовиков снега. Но это недешево: Монреаль тратит ежегодно приблизительно 123 млн. долларов на удаление снега с улиц.

 

Япония

Одной из самых многоснежных стран мира является Япония. За три зимних месяца в Саппоро - столице северной японской префектуры Хоккайдо - выпадает более 300 мм твердых осадков в водном эквиваленте, и к концу февраля остров утопает в сугробах высотой и толщиной в несколько метров.

В течение зимы на Саппоро неоднократно налетают мощные циклоны, и тогда за ночь может выпасть 15–20 см снега. Если снег идет днем, убирать его никто даже не пытается: спецтехника выходит на улицы лишь ближе к полуночи. И то, о полном вывозе снега речи не идет: его откидывают к обочинам дорог, и некогда широкие улицы превращаются в извилистые одноколейки. Уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей, и они занимаются этим с огромным энтузиазмом. Выкидывать снег на проезжую часть запрещено. Единственное, что остается, — это громоздить его на сугробы, уже оставленные снегоуборочной техникой. В результате к концу зимы тротуары Саппоро превращаются в узкие коридоры из снега со стенами высотой в два человеческих роста.

Некоторые тротуары, парковки и даже отрезки автодорог подогреваются, в результате чего образуются чистые от снега участки, похожие на антарктические оазисы. А в центре города перед многими магазинами, отелями и кафе настилают огромные резиновые электрические грелки — ходить по ним одно удовольствие.

Кроме снега на улицах есть еще и снег, скапливающийся на крышах. Обрушивающиеся с крыш огромные пласты представляют серьезную угрозу для жизни.

Поливать дороги антигололедной жидкостью здесь не принято. Песком тоже не посыпают - лишь иногда какой-то каменной крошкой. В результате все свободные от свежего снега поверхности превращаются в идеальный каток. Особенно опасны перекрестки улиц — здесь лед отполирован прокручивающимися при старте колесами машин. Спасает, да и то с трудом, лишь специальная зимняя обувь — резиновые сапоги с толстой рифленой подошвой. Оно и в мороз, и в слякоть хороши.

Зимой в Саппоро необычайно чисто. Когда в прихожей тает снег, налепившийся на обувь, не остается даже пыли. Очевидно, это связано с запретом использовать химикаты и песок. Преимущество каменной крошки, собственно, в том и состоит, что она не переносится ветром и не липнет к обуви.

 

Финляндия

Очистка городов от снега очень похожа во всех государствах Скандинавии, и опыт Финляндии можно экстраполировать на все эти страны. На примере финской столицы легко увидеть, насколько это тщательный и технологичный процесс.

Больше 100 дней в году в Хельсинки лежит снег. По этому показателю столица Финляндии - европейский лидер, даже другие скандинавские страны далеко позади. Вице-мэр финской столицы Пекка Саури отмечает, что его город разделен на зоны для уборки снега. «Ответственность у нас распределяется между домоуправами и городской властью. Домоуправы нанимают работников, которые чистят крыши, убирают снег во дворах и вывозят его. Задача же городской мэрии - уборка снега на улицах», - рассказывает он. В конце февраля у рабочих обычно всего один выходной за неделю.

Расчистка начинается в полседьмого утра. Начищенные до блеска автомобили выезжают на борьбу со снегом. В городском парке - 60 снегоуборочных машин: от маленьких маневренных электрокаров до гигантских грейдеров, способных горы свернуть. "Наша техника может все: убирать снег, разбивать лед, просто чистить улицы, а летом - даже мыть их", - так описывает парк его начальник Вилле Сеппонен.

Гордость автопарка - грейдеры. Цена одной такой машины - 280 тысяч евро. Мэрия Хельсинки закупила четыре таких "силача".

Главная проблема властей Хельсинки при уборке снега - это припаркованные машины. Иногда гигантские грейдеры могут очистить только половину улицы, потому что напротив стоят машины. Если водители игнорируют сообщение властей о том, что улицу будут чистить, они платят штраф в 60 евро. Кроме того, в центре Хельсинки постоянно орудуют эвакуаторы: без разговоров они забирают нарушителей на штраф-площадку. Правда, когда дело касается уборки снега с крыш, отношение автолюбителей меняется.

Образцы снега с улиц попадают в Институт исследования воды. В лабораториях проводят анализ на тяжелые металлы и щелочь. Если снег не опасен для окружающей среды, его привозят на набережную в центре Хельсинки. Машины сбрасывают груз прямо в Финский залив. Чтобы снег не превратился в лед, по заливу круглосуточно курсируют катера. За зиму эти кораблики наматывают расстояние, как от Хельсинки до Нью-Йорка, - около 7 500 километров.  Уже весной со дна соберут гравий, которым посыпали снег. Далее его используют как строительный материал.

Еще одна снежная свалка - за пределами Хельсинки. Это настоящая гора высотой 30 метров. Снег здесь поливают водой и утрамбовывают. «Каждая машина, которая привозит сюда снег, оснащена электронным чипом. Когда грузовик подъезжает, шлагбаум автоматически открывается. Разгрузка одного автомобиля стоит 15 евро. Цена одна для всех вне зависимости от того, большая это машина или маленькая», - рассказывает сотрудник Департамента по уборке улиц Ден-Хенрик Ленгстрем.

Убрать весь снег - эта задача для Хельсинки невыполнима. Снег, оставшийся на улицах, посыпают гравием. Химическую смесь и соль здесь не используют – говорят, что такие вещества разрушают автомобильный металл и дороги.

Кроме того в Хельсинки ведется постоянная разъяснительная кампания: мэрия объясняет людям, что снег зимой - не стихийное бедствие, а неудобство, с которым нужно бороться сообща.

 

Исландия

В городах Исландии дома отапливаются водой из геотермальных источников. Ею же отапливаются дороги и тротуары. В Рейкьявике трубы с природным кипятком проложены таким образом, что захватывают пространство городских улиц, в результате чего снег моментально тает, и дороги с тротуарами остаются чистыми. Трудно придумать более экологически чистый способ уборки снега.

 

 

Германия

На большей части территории Германии снега выпадает мало, и с его уборкой могут справиться несколько дворников. Однако случаются исключения, и коммунальным службам приходится попотеть. Часть работы на себя берут горожане, которые обязаны расчищать прилегающие к своим домам территории. Делают они это очень прилежно, ведь в Германии существует закон, который обязывает вас компенсировать ущерб тому, кто сломал ногу или руку на скользком тротуаре перед вашим домом. На перекрестках тут стоят выдаваемые мэрией ящики с песком, которые домовладельцы могут использовать для посыпания тротуаров. Весной весь этот песок нужно убрать специальным пылесосом. Крупные автострады расчищаются тяжелой снегоуборочной техникой.

Как и в странах Скандинавии, в Германии практически не используются реагенты: власти отказались от них по причине вреда для городского хозяйства и окружающей среды. В Берлине, к примеру, соль разрешено сыпать только на опасных участках дорог.

 

Новая Зеландия

В этой далекой и горной стране снегопады тоже нередкое явление. Правда, несмотря на снег, температура в городах Зеландии все равно редко падает ниже нуля. Это дает возможность властям использовать на улицах такой реагент, как кальциево-магниевый ацетат. Он практически безвреден для металла и экологии, но перестает работать при температуре ниже минус 7 градусов по Цельсию. Из полностью безвредных для экологии материалов против обледенения применяет мочевину - ею покрывают, в частности, подвесные мосты, так как мочевина наименее способствует коррозии металла. Но использовать ее в большом городе не получается из-за низкой эффективности и дороговизны вещества.

 

Россия

На дорогах Москвы зимой часто образуется каша из грязного снега и реагентов, которая затрудняет проезд автомобилей и делает прогулку по тротуару в несколько раз сложнее. Кроме того, горожане жалуются, что используемые на дорогах реагенты за пару месяцев с легкостью убивают зимние ботинки: соль разъедает нитки на прошитой обуви, в результате чего та приходит в негодность.

Чиновники в ответ на критику заявляют, что снежная каша на дорогах - это наименьшее из зол. Ее наличие как раз свидетельствует о том, что реагенты свое дело выполняют, ведь в ином случае россиянам пришлось бы передвигаться по скользкой наледи.

Снежная каша,  которая остается после срабатывания реагента, плавящего снег, может пролежать довольно долго, иногда – почти до весны.  В целом технология такова:  ее свозят на снегоплавильные установки, где очищенный и растопленный в воду снег сливается в канализационные стоки. Снегоплавильные установки в Москве есть, но по заявлениям местных чиновников техники не хватает. Именно поэтому каша из снега и реагентов убирается с дорог несвоевременно.