Дети – едва ли не самая важная наша "инвестиция". Многие не могут дать ребенку образование за границей, дарить роскошные подарки или оплатить дорогие увлечения... Но в силах каждого родителя воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам, что в будущем позволит ему достичь успеха в жизни и, что немаловажно, – поможет обеспечить вашу старость куда надежнее, чем пенсионные фонды и другие долговременные инвестиции.

Вопрос, который задают себе родители в первую очередь, – давать ли детям карманные деньги, и если давать, то с какого возраста и сколько?

Скептик: Деньги нужно давать только на самое необходимое - например, на питание в школе, проезд и так далее. Игрушки и развлечения ребенка должны оплачивать родители, которые умнее хотя бы потому, что старше, а значит, лучше представляют, что именно нужно ребенку, и, разумеется, знают цену деньгам.

Это очень распространенное заблуждение. Если родители замкнут все траты ребенка на себе, ограничив его возможности самому принимать финансовые решения, то воспитать финансовую дисциплину позже, уже в подростковом возрасте, будет очень сложно, если не невозможно. В будущем это может привести к серьезным последствиям:  повзрослевший ребенок будет совершать ошибки, цена которых - куда выше, чем стоимость жвачки  или робота-трансформера. Поэтому – совет.

Совет! Давать ребенку карманные деньги, безусловно, нужно. Причем, во-первых, надо четко разделять деньги на необходимые траты и деньги, которыми ребенок волен распорядиться по собственному усмотрению. Во-вторых, сумма, которую вы выдаете ребенку, не должна быть намного меньше или больше, чем в среднем в его коллективе (как правило – это школьный класс). Меньшая сумма вызовет комплексы, а большая – ненужное хвастовство, к которому дети в целом склонны, что в конечном итоге может привести к обструкции со стороны одноклассников. Еще один важный момент - выплаты должны быть небольшими, но фиксированными и периодичными. И последнее: со временем увеличивайте интервал выдачи денег. Если первокласснику стоит давать какую-то сумму ежедневно, то года через три-четыре уже можно выдавать деньги раз в три дня, а то и раз в неделю. Это приучит ребенка к планированию расходов.

Вопрос о том, с какого возраста следует выдавать карманные деньги, не имеет однозначного ответа: детские психологи рекомендуют с 6-8 лет. Разрыв достаточно большой, однако есть несколько моментов, по которым вы легко определите, что ребенок готов к карманным деньгам. Во-первых, он должен достаточно хорошо считать и соотносить цену на что-то со своими финансовыми возможностями. Во-вторых, четко осознавать и формулировать свои потребности и желания. В-третьих, иметь более-менее ясное представление о том, что можно, а чего нельзя, и о последствиях запрещенных или нежелательных трат.

Еще один важный аспект – накопление. В США и Европе рекомендуют приучать детей к накоплению с самого раннего возраста, а детские психологи учат родителей настаивать на том, чтобы ребенок обязательно откладывал 20-25% карманных денег.

Скептик: Ну и что хорошего в том, чтобы воспитывать в детях скаредность? Получается, ребенок будет себе в чем-то отказывать, что уже само по себе стресс. Кроме того, у ребенка скопится сумма, которой он в силу отсутствия опыта не сможет правильно распорядиться, что будет вдвойне обидно - и родителям, и ему самому. Пусть тратит карманные деньги, а на крупные покупки копить не стоит – их сделают куда более оптыные родители.

На самом деле тут дело не столько в финансах, сколько в психологии: накопление приучает детей к терпению ради получения со временем большей выгоды. Это является важной частью того, что мы называем финансовой дисциплиной. В 60-х годах прошлого века в одном американском университете провели очень интересный эксперимент. Группе четырехлетних детей дали по конфете и каждому объяснили, что если он не съест ее в течение 15 минут, то получит вторую конфету. Кто-то съедал конфету сразу, кто-то через время, и лишь немногие дети выдержали 15 минут и получили вторую конфету. Потом ученые отслеживали, как сложилась жизнь и карьера каждого участника эксперимента. Оказалось, что самые терпеливые дети достигли наибольших успехов в учебе, спорте, личной жизни, карьере. Конечно, все дети разные, однако такое неотъемлемое качество финансовой дисциплины, как терпение, вполне можно воспитать.

Совет! Станьте для своего ребенка "банкиром". Объясните ему, что через определенный срок - например, через месяц, - вы удвоите сумму, которую он накопит к этому моменту. Или придумайте какой-нибудь другой стимулирующий бонус. Это поможет ребенку осознать, что терпение, связанное с накопительством, обязательно вознаграждается.

Вопрос, платить ли ребенку за какую-то работу, премировать ли за успехи в школе, не имеет однозначного ответа. Прежде всего, это зависит от того, за что именно платить.

Скептик: А зачем вообще платить? Ребенок должен понимать, что все, что он делает, он делает для своего будущего (например, учится или занимается спортом) или же для других (например, помогает родителям). Причем помощь другим должна быть только бескорыстной. Иначе на выходе получится меркантильный паразит, который и шагу без оплаты не ступит. Вот и будет "поддержка" на старости лет…[/Цитата]

Все не так просто. С одной стороны, конечно, есть риск воспитать меркантильное чудовище. С другой, стимулирование – вещь полезная. Чтобы соблюсти разумный баланс, как уже было сказано выше, надо четко определиться с вопросом, за что платить. Не рекомендуется оплачивать обязанности, которые ребенок должен выполнять и так, – убирать свою постель, содержать в порядке личные вещи, мыть за собой посуду и так далее. В общем-то, сюда же можно отнести и учебу – в конце концов, учится-то ребенок для себя. Впрочем, если это понимание у него есть, то небольшие поощрения за успехи в самосовершенствовании лишними не будут. А вот за что платить можно и нужно – за действия полезные, но для ребенка необязательные: например, генеральная уборка квартиры или мытье машины.

Совет! Оплата необязательных домашних дел или "призовые" за успехи в спорте и учебе обязательно должны сопровождаться нефинансовым поощрением – обычной похвалой. Увы, родители очень часто об этом забывают, и в итоге полезность совершенных действий в сознании ребенка сводится только к получению финансового результата. В будущем это рискует негативно сказаться на мотивации: излишняя меркантильность может сделать человека богатым, но очень редко – счастливым. Мы же не хотим воспитать Гобсека?

Когда ребенок подрастет, то вполне может найти заработок вне семьи – посидеть с соседским ребенком или выгулять чужую собаку… Конечно, подобные стремления нужно поощрять, как и поиск хотя бы временной, но "настоящей" работы для подростка. При этом не стоит руководствоваться принципом "старше ребенок – дороже потребности - больше карманных денег". Переводите эту формулу в "старше ребенок – дороже потребности - больше возможностей заработать". И пусть потихоньку начинает. Кроме пользы для семейного бюджета такой подход сделает переход во взрослую жизнь безболезненным.

Совет! Последнее, на что хотелось бы обратить внимание: разговаривайте с ребенком о деньгах. С раннего возраста маленький человек должен знать, откуда они берутся и на что должны расходоваться. А сопутствующие ответы на вопросы вроде "почему семья Саши, где папа – учитель, живет хуже, чем семья Вовы, у которого папа – гаишник?" сделают картину жизни более понятной, потому что в конечном итоге обучение искусству зарабатывать и тратить - это обучение искусству  жить.