Из редакции, расположенной на улице Епархиальной, я по Бассейной вышел на Немецкую. Решил прогуляться пешком и, пройдя поочередно Юмовскую, Максимилиановскую, Технологическую, Ветеринарную, Сорокинский переулок и Каплуновскую, я дошел до Садово-Куликовской. Здесь я решил сделать небольшой крюк - спуститься по Черноглазовской. В результате мимо Девичьей и Куликовской я вышел на Белгородскую. Это не набор неизвестных названий. Это дорога журналиста из редакции "STATUS QUO" на улице Артема к реке Харьков в одноименном городе. В таком Харькове, каким он был и каким мог бы снова стать.

Конечно, лицо города – это, прежде всего, его архитектура, особенно – старая: именно она делает из некоего населенного пункта город со своей историей и мифами. Но сформировать впечатления помогают и неприметные таблички на домах – те, на которых написаны названия улиц. Для героев нашего времени в городе полно улиц, возникших за последнюю сотню лет. А историческому центру к лицу исторические же названия. Конечно, от простого переименования улицы Краснооктябрьской аварийные дома XIX века лучше выглядеть не станут. Но может это будет первым шагом?

Главным аргументом против переименования улиц обычно называют финансовые и организационные трудности: нужно менять таблички, вносить изменения в документы, и на все нужны деньги. Но если так рассуждать, то можно было оставить Харьков и без Сумской с Рымарской: угораздило же когда-то стереть с карты города эти названия. И ничего, жил город какое-то время совершенно безликим, ничем не отличаясь от десятков и сотен других городов на просторах СССР: центральные улицы носили имена пламенных революционеров Клары Цеткин и Карла Либкнехта.  Но ведь хорошо же, что улица Карла Либкнехта снова стала Сумской, Клары Цеткин - Рымарской, Котовского - Коцарской, спуск 12-го Ноября - Бурсацким? Или то, что в рамках десталинизации площадь Кагановича стала Привокзальной, а проспект Сталина - Московским?

Интересные факты
  • Рекордсмен по переименованиям в Харькове - улица Совнаркомовская. Ее название менялось почти 20 раз: Кладбищенский переулок, Садово-Кладбищенский переулок, Старо-Кладбищенский переулок, Кладбищенская улица, Садовая улица, Садово-Куликовская улица, Куликовская улица, Касперовский переулок, Мироносицкий переулок, переулок Сознания, переулок Равенства и Братства.
  • Ни разу с момента первого официального закрепления названий в 1804 году не переименовывались улица Чеботарская и Слесарный переулок.

 

Большевики против истории

Чисто идеологических и никак не связанных с историей города названий в центре Харькова - предостаточно. Очень много улиц, названных в 20-30-е годы в честь большевистских деятелей либо символов, ценных сейчас разве что для стойких последователей марксизма-ленинизма.

Вот взять, например, улицу Петровского, соединяющую Сумскую с Пушкинской. Кто такой Петровский? Что его связывает с Харьковом? Большевик-революционер, которого помотало по городам и весям, бывал он и в Харькове. Чем особым отметился? Да ничем - просто один из лидеров партии и советского правительства. Раньше эта улица называлась Бассейной. Почему Бассейной, где здесь бассейн? А это уже история Харькова, связанная с развитием городского водопровода. На Немецкой улице (сейчас - Пушкинская) был установлен большой резервуар, служивший для регулирования напора воды в этой части города. Местные жители называли резервуар бассейном, благодаря чему и получила название застраивавшаяся в то время улица. Говорят, что с десять лет назад разговоры о возвращении этой улице исторического названия велись, но дело застопорилось: улица с таким названием обнаружилась в Большой Даниловке. 

О Петровском хоть какая-то память сохранилась, да и родом он из Печенег, то есть практически земляк. А вот кто такой Иванов, именем которого названа улица, параллельная Петровского? Этого, наверное, не смогут сходу сказать не только местные жители, но и краеведы. Андрей Иванов - еще один большевик, когда-то известный (занимал ответственные должности в Киеве и Москве), а сейчас полностью забытый. В Харькове бывал, но практически проездом, никакого следа в истории города не оставил. А историческое название этой улицы - Ветеринарная. Звучит, конечно, не ахти, но в нем есть логика - улица выводила к Ветеринарному институту. Сейчас в здании института работает Дворец детского и юношеского творчества (в советские времена - Дворец пионеров).

Перпендикулярно Петровского - еще одна "коммунистическая" улица, Артема. Этот большевистский деятель (настоящее имя - Федор Сергеев) жил в Харькове пару раз по нескольку месяцев, однако на название улицы в центре города вряд ли "наработал". Раньше эта улица называлась Епархиальной (здесь было Епархиальное училище). Есть еще одно бывшее название - улица Кладбищенская, но оно слишком хмурое.

По другую сторону Пушкинской одна за другой идут симпатичные старинные улочки с суровыми коммунистическими названиями - Ольминского, за ней Фрунзе, потом Краснознаменная, за ней Красина. Михаил Ольминский (Александров) - еще один  забытый революционер, с Харьковом не связан. Михаил Фрунзе - красный командир из Средней Азии. Леонид Красин - советский государственный и партийный деятель, учился в Харькове, однако репутацию имеет несколько запятнанную: поборник жесткой диктатуры пролетариата, организатор продажи за рубеж сокровищ Эрмитажа и Третьяковской галереи. Исторические названия - Максимилиановская (названа именем Максимилиана Гельфериха - мецената и основателя завода "Гельферих-Саде",  в советские времена - "Серп и молот"), Технологическая (Харьковский политехнический институт до 1929 года назывался технологическим), Каплуновская улица и Каплуновская площадь (здесь была Каплуновская, или Рождества Богородицы, церковь).

В семидесятые потеряла свое название еще одна симпатичная и интересная своей архитектурой улочка - Девичья. Сейчас она - улица Демченко. Догадайтесь, кто это? Тоже забытый большевик, один из непосредственных организаторов Голодомора.

Хотя, конечно, далеко не все улицы потеряли свои исторические названия именно из-за большевиков. Пример – улица Дарвина. В первом десятилетии XIX века возле Каплуновской церкви находилась усадьба художника Куликовского. Позднее, когда здесь возникла улица, она стала называться Садово-Куликовской, а потом – Дарвина. При всем уважении к создателю теории эволюции (кстати, вряд ли он слышал о Харькове) прежнее название как-то ближе этой наполненной архитектурными памятниками улочке, чем образ сурового английского естествоиспытателя.

Рядом с Садово-Куликовской была улица с очень милым названием - Черноглазовская. Это одна из самых древних улиц Харькова, и переименования первой половины прошлого века ее не затронули. Однако в середине столетия здесь жил многолетний начальник Военно-инженерной академии имени Говорова, и поэтому теперь улица носит имя маршала Бажанова. В благозвучности она от этого не выиграла точно.

Есть улицы, к которым новые название "клеятся" с огромным трудом, даже несмотря на то, что они получили их уже десятки лет назад. Так, улицу Краснооктябрьскую (и любили же в советские времена странные слова-гибриды) местные жители до сих пор по старинке именуют Конторской. Еще одну улицу с революционным названием - Революции 1905-го года - продолжают называть Кузинской (имя купца-мецената Кузина сохранил расположенный рядом мост).

Еще есть улицы с названиями-перевертышами: неактуальные в советские времена названия не менялись на принципиально новые, а осовременивались. Так улица Мещанская стала Гражданской, Гимназическая набережная - Красношкольной, а Жандармская площадь - площадью Милиционера. Выглядит все это как-то странно.

Исторические названия некоторых харьковских улиц

1-й Конной Армии

Заиковская

Бакулина

Инженерная

Володарского

Семинарская

Воробьева

Скрыпницкая

Гамарника

Подольский переулок

Гиршмана

Сорокинский переулок

Гуданова

Юмовская

Данилевского

Госпитальный переулок

Квитки-Основьяненко

Горяновский переулок

Кирова

Молочная

Кооперативная

Сенная

Короленко

Николаевская

Котлова

Большая Панасовская

Культуры

Барачная

Маяковского

Госпитальная

Мельникова

Куликовская

Отакара Яроша

Шляховая

Переулок Руставели

Разгульный переулок

Плехановская

Таганрогская

Примакова

Екатерининская

Революции

Губернаторская

Скрыпника

Сердюковский переулок

Студенческая

Толкачевская

Тринклера

Лазаретная

Урицкого

Воскресенская

Чубаря

Садовая

Площади и магистрали

Чуть ли не меньше всего повезло харьковским площадям. Все они не единожды переименовывались, и названия сейчас носят довольно-таки конъюнктурные. Это касается и относительно недавно переименованных площади Свободы и площади Конституции. Их старые названия в основном связаны с торговлей, потому что она там велась, и с храмами, потому что они там стояли. Причем некоторые в разное время носили оба типа названий:  площадь Конституции  была Ярмарочной и Николаевской, Розы Люксембург - Торговой и Павловской (кроме того, Лобной и Народной), Руднева - Сенной и Михайловской.  Пролетарская площадь была Базарной, Фейербаха - Вознесенской. Площадь Восстания логично была Конной (благодаря Конному рынку), а расположенная возле ипподрома площадь Первого Мая - Беговой. Так что выбор здесь широкий.

Кстати, одна из харьковских площадей недавно вернула свое название: площадь Карла Маркса стала Благовещенской. Осталось вернуть аналогичное название улице Карла Маркса, а заодно и ее соседке - улице Энгельса (раньше это была улица Рождественская – она вела к одноименной церкви).

Имеют аутентичные исторические названия не только небольшие центральные улочки, но и  крупные магистрали. С их возможным переименованием, правда, и финансово тяжелее, и ментально сложнее: вряд ли будет позитивно воспринято возвращение проспекту Гагарина названия Змиевская улица, улице Шевченко – Журавлевская и Белгородская, а улице Академика Павлова - Конюшенная. Хотя вот Московский проспект, побыв улицей 1-го Мая и проспектом Сталина, фактически вернул старое название (здесь раньше были улицы Московская и Старомосковская). Хороший кандидат на переименование среди крупных улиц - Октябрьской Революции, которая раньше была Большой Москалевской.