Когда на нашем сайте вышла статья "Украина молодая" против Украины", ситуация с попыткой очернить руководство харьковского "Турбоатома" казалась предельно понятной. Бывший руководитель предприятия Евгений Белинский нашел СМИ, готовое опубликовать откровенную ложь, и предпринял очередную попытку хоть как-то поквитаться за столь не вовремя оборвавшийся карьерный взлет. Судья, которая рассматривала иск предприятия к периодическому изданию, оказалась под угрозой люстрации, а потому предпочла не связываться с газетой, способной привлечь внимание к ее далеко не безупречному прошлому.
Тут бы "Украине молодой", для которой звезды сошлись столь удачно, перестать искушать судьбу и начать молиться о том, чтобы в апелляционном суде случилось то же чудо, что и в суде Шевченковском. Вместо этого произошло невероятное: "Украина молодая" опубликовала очередной опус - немного короче, чем тот, что стал предметом судебного разбирательства, зато более нелепый по содержанию.
Замки и Баден-Баден
Для начала - несколько слов о статье с задорным, но не особо вяжущимся с текстом названием "А теперь я покатаюсь!", которая появилась на страницах издания в конце прошлого года. На этот раз "Украина молодая" стала выливать ложь несдерживаемым никакими рамками потоком. Плодом этого буйства воображения стал замок (!) в Чехии стоимостью 41 миллион долларов, который якобы принадлежит директору "Турбоатома", и ему же принадлежащее поместье в Баден-Бадене. Сумма в 41 миллион, конечно, впечатляет, но юмор ситуации вот в чем: столь дорогой недвижимости в Чехии просто нет, а если бы такой замок и нашелся, то его покупка стала бы для маленькой страны событием национального масштаба - примерно как покупка "Челси" Абрамовичем.
С логикой в статье тоже очевидные проблемы. По мнению автора, директор "Турбоатома" (напомним, обладатель замков и поместий) оказался столь стеснен в текущих расходах, что оплатил авиаперелет на австрийский курорт за счет предприятия. Конечно, можно списать все на природную скаредность обладателя поместья в Баден-Бадене, но возникает другой вопрос: зачем, имея недвижимость в этом благословенном месте, от которого полчаса езды до прекрасного лыжного курорта Шварцвальд, отдыхать в Австрии?
Тут автор позволит себе дать два совета своему безвестному коллеге. Во-первых, недостаток собственной эрудиции можно компенсировать с помощью Google, и любая книга из серии "ПК для чайников" в этом поможет. Во-вторых, нелепый ляп о Баден-Бадене еще можно исправить в третьей статье про "Турбоатом" - например, выдвинуть версию о том, что в баден-баденском поместье полным ходом идет ремонт. Его детали даже могут стать иллюстрацией баснословного богатства: идея с золотой сантехникой не нова, но для "Украины молодой", кажется, сгодится.
"Слышал звон, да не знаю, где он"
Есть в тексте и "факты" из серии "Слышал звон, да не знаю, где он". Например, якобы сказанная на одном из совещаний такая фраза директора "Турбоатома": "Арсений Петрович передавал всем привет". Это высказывание должно было продемонстрировать читателю высокий уровень покровителей руководства предприятия, а заодно замазать в грязи премьер-министра. На самом деле, встреча Виктора Субботина с премьером действительно имела место. На ней правительство заслушивало выполнение финансового плана «Турбоатома» за прошлый год и утверждало финплан предприятия на 2015-й. Сам по себе факт утверждения этого документа свидетельствует о высокой оценке работы предприятия. Кроме того, на этой встрече премьер лично поблагодарил коллектив за отличную работу, о чем директор предприятия и сообщил сотрудникам. Разумеется, никаких приветов никто не передавал, и расценить похвалу в адрес коллектива как некое «покровительство» может только человек с буйной фантазией.
Еще один, мягко говоря, неверно расцененный "звон" - информация о том, что следователя, который вел дело по заявлениям Белинского, "отстранили". На самом деле, следователь по делу просто пошел на повышение. Дело в установленном порядке было передано другому сотруднику прокуратуры, который, как заявлено в статье в "Украине молодой", "не имеет таких решительных намерений, как его предшественник". Таким образом, следователь был фактически обвинен в служебной халатности, т.к. он - лицо процессуально независимое, и никакое покровительство не может служить оправданием его бездействия. При этом авторам не пришло в голову, что отсутствие "решительных действий" может быть связано не с давлением или халатностью, а с отсутствием поводов для этих действий.
Еще один совет: когда бросаешь грязь на вентилятор, нужно постараться сделать так, чтобы эта грязь не задела лиц, к делу отношения не имеющих, - следователя, например, премьер-министра или президента, которого автор статьи тоже помянул… Ибо ответная реакция может быть сокрушительной. Конечно, на "мусорные издания", каковым, очевидно, является "Украина молодая", подобная публика обращать внимание не склонна, но все же лучше не рисковать.
Еще один пример перекручивания данных – информация о контракте на поставку труб, который "Турбоатом" заключил с артемовским заводом "Цветмет". В этой ситуации есть два «возмутительных» по мнению автора статьи момента. Первый: артемовский "Цветмет" принадлежит Андрею Клюеву, который спонсирует сепаратистов и находится в розыске. Второй: средства за продукцию были переведены перед днем рождения Клюева, что как бы намекает на «подарок». На самом деле, большая часть акций ПАО "Артемовский завод по обработке цветных металлов" принадлежит вовсе не Клюеву, а двум гражданам Австрии, которые довольно известны в деловых кругах и являются не зиц-председателями, как можно предположить, а вполне самостоятельными бизнесменами. Продукцию, которую заказывал "Турбоатом" у предприятия, заказать в Украине больше негде, т.к. по многим позициям Артемовский завод по обработке цветных металлов является лидером и монополистом. Но самое главное - трубы, необходимые "Турбоатому" для производства конденсаторов для Славянской ТЭС, были поставлены "Цветметом" в срок и в полном объеме, так что в данном случае говорить о каком-то подарке – просто глупость или провокация.
Еще один совет автору статьи "А теперь я покатаюсь!": если уж нашел факт, за который можно зацепиться, то нужно выжимать из него максимум. Средства, переведенные в канун дня рождения Андрея Клюева, - это, конечно, замечательно, но в те августовские дни была масса других юбилеев. Например, дни рождения целой плеяды мистических личностей – Блаватской, Ванги и Кашпировского. Почему бы не связать перевод средств со склонностью руководителей "Турбоатома" к магии, пророчествам и сомнительным мистериям? А Карл Либкнехт и Фидель Кастро? Чем не дань уважения коммунистическому прошлому? А рождение в эти дни массы знаковых для России людей – таких, как Соловьев, Зощенко и Одоевский? Разве не присутствует в факте перевода средств душок сепаратизма?
Есть в статье "А теперь я покатаюсь!" и другие примеры весьма своеобразной интерпретации фактов. Например, информация о том, что на предприятии планируются массовые сокращения. На самом деле, вопрос оптимизации численности коллектива действительно рассматривался на совещаниях, но речь шла лишь о сотрудниках, много лет назад достигших пенсионного возраста.
Информация о том, что под сокращения попадут "высококвалифицированные специалисты", выглядит и вовсе абсурдной, если учесть тот факт, что на фоне фактического развала системы профподготовки рабочих кадров в стране "Турбоатом" в последние годы инвестировал огромные средства в обучение молодых специалистов и создание для них нормальных условий труда. Естественно, увольнять людей, в привлечение и подготовку которых были вложены миллионы, никто не собирается. Тем более, работы для них хватит – "Турбоатом" обеспечен заказами на несколько лет вперед.
"Дурень думкою багатіє"
Теперь несколько слов о том, что стало гвоздем программы, – якобы невыгодные договоры на поставку турбин, которые заключил "Турбоатом" с россиянами. Мы не будем приводить здесь арифметику, недюжинные познания в которой продемонстрировал бывший руководитель предприятия Евгений Белинский. Вкратце суть сводится к следующему: "Турбоатом" заключал контракты в рублях, а если бы заключал в долларах, то не было бы потерь, связанных с курсовой разницей.
Все эти рассуждения годятся для тех, кто не сможет внятно объяснить, чем производство турбин для электростанций отличается от производства пирожков. Для тех, кто готов воспринять чушь от Белинского, транслируемую "Украиной молодой", ситуация выглядит примерно так: "Турбоатом" клепает турбины сотнями, а потом его менеджеры бродят по рынку с криками: "А вот кому турбины, турбины недорого, но за доллары!" На самом же деле турбина - штучный, очень дорогой товар, который делается только на заказ, с циклом производства, достигающим трех лет. Заключению договора предшествует тендер, в котором оговариваются не только технические параметры, сроки и цена контракта, но и валюта оплаты. Т.е. поторговаться на предмет "а давайте в долларах" - невозможно априори. К тому же упомянутый в статье договор как имеющий особую важность для предприятия был заключен на условиях, согласованных с общим собранием акционеров.
Тот факт, что Российская Федерация во внешнеэкономических расчетах взяла курс на отказ от доллара, не является секретом ни для кого, кто занимается внешнеэкономической деятельностью. А для тех, кто хоть немного знаком с рынком турбостроения, не является секретом и то, что "Турбоатому" на этом рынке противостоят такие мощные гиганты, как Siemens и Alstom. Это не считая российских подрядчиков – "Силовых машин" - и набирающих обороты китайцев. В условиях такой конкуренции естественно, что предприятие берется выполнять заказы, оплата которых хоть и не осуществляется в долларах, но гарантирует загруженность мощностей, занятость, зарплату сотрудников, а также обеспечивает вполне приемлемый уровень рентабельности.
К тому же, во-первых, большая часть средств по этим контрактам поступила на предприятие задолго до обвала курса рубля, и все необходимые материалы были закуплены еще по старому курсу. Во-вторых, получая за продукцию рубли, львиную долю расходов предприятие несет в гривне: это, прежде всего, зарплаты, отчисления, налоги и те же материалы, а потерь от курсовой разницы "гривна-рубль" не было. При этом, конечно, было бы неплохо, если бы контракты с россиянами заключались в долларах, но вообще-то эти рассуждения отлично характеризуются украинской поговоркой "Дурень думкою багатіє". Потому что реальный бизнес в отличие от текстов, навеянных рассуждениями пышущих злобой экс-руководителей, исходит из конкретных рыночных условий и обстоятельств.
И снова совет автору статьи "А теперь я покатаюсь!": не стоит оскорблять интеллект читателей. Вполне возможно, что рассуждения господина Белинского впечатлят типичного читателя "Украины молодой": раз такие тексты там появляются, значит, есть расчет на то, что пучок глупостей будет проглочен. Но все же текст могут прочесть специалисты или хотя бы люди, не привыкшие потреблять информацию, отключая сознание. Их не впечатлит ни замок за 41 миллион долларов, ни контракты-подарки, ни нелепые рассуждения о том, как было бы хорошо, если бы все было по-другому. Они зададут себе простой и самоочевидный для каждого думающего человека вопрос: почему появилась эта статья?
К чему эта статья?
Этот вопрос задали себе и мы. Первый текст еще можно было воспринять как попытку экс-руководителя "Турбоатома" в очередной раз вставить палки в колеса предприятию. Но вторая статья была опубликована как раз в тот момент, когда на решение суда по первому тексту подали апелляцию. К тому же второй текст еще более абсурден, чем первый, и по нему отказ суда в удовлетворении иска будет выглядеть и вовсе дико. Зачем это Белинскому – понятно: терять ему нечего, и вообще, для человека, который сделал смыслом жизни поливание грязью бывших коллег, не может быть никаких этических или законодательных преград.
Но зачем это главреду "Украины молодой" Михаилу Дорошенко? Человек он опытный: в журналистике с 1980 года, работал инструктором сектора прессы ЦК ВЛКСМ, потом, естественно, стал украинским патриотом, а с 1995 года - главредом газеты «Украина молодая» (прошлое которой, кстати, тоже весьма любопытно: она основана в 1991 году как издание ЦК Компартии Украины). К тому же Дорошенко является уроженцем Хоружевки Сумской области, что связывает его с определенным кругом лиц и безусловно свидетельствует о политическом опыте…
Вряд ли медиа-менеджер с таким стажем, как у Дорошенко, не мог не понимать, что попытки очернить "Турбоатом" приведут к судебным разбирательствам и вообще не делает чести изданию. Разве что его об этом кто-то попросил. Кто-то, чья просьба способна перевесить судебные и репутационные риски от опубликования очевидной лжи.
В чьих интересах действует Михаил Дорошенко? Кто эти люди и какие цели преследуют? Пока у нас нет ответа на этот вопрос. Но надеемся, в результате журналистского расследования, которое мы начинаем, ответы появятся, и широкая общественность узнает, кто на самом деле стоит за статьями в "Украине молодой" и подкармливает воспаленное воображение бывшего и.о. руководителя "Турбоатома".