Харьковчанин Александр Ситенко последние семь лет возглавляет общественную организацию "Общество участников движения", которая занимается вопросами безопасности, комфорта и культуры дорожного движения. Каждый год на наших дорогах - тысячи погибших и десятки тысяч травмированных в ДТП. "Общество участников движения" привлекает общественность к решению этих проблем и разрабатывает научные проекты и концепции, направленные на повышение безопасности дорожного движения. Кроме того, Ситенко баллотируется в парламент по списку партии "Самопомщь". О том, что нужно сделать, чтобы украинские дороги стали безопаснее, и почему "Общество участников движения" решило сотрудничать с политсилой, - в интервью Александра Ситенко.
- Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, какой сегодня является ситуация с безопасностью дорожного движения на отечественных дорогах.
- Ситуация с безопасностью дорожного движения в Украине катастрофическая. По уровню смертности в ДТП мы занимаем одно из первых мест среди стран Европы, а по уровню гибели и травмирования пешеходов - первое (!). Только за первое полугодие нынешнего года в ДТП погибло более 2 тысяч человек и свыше 15 тысяч были травмированы. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года уровень смертности на наших дорогах вырос на 11,7%. Почему так происходит? Прежде всего, потому, что сегодня вопросами безопасности дорожного движения в той или иной степени занимается восемь министерств и ведомств, и ни одно из них не несет полной ответственности за состояние дел в этой области, в том числе и ГАИ. В Украине до сих пор нет даже государственной программы повышения безопасности дорожного движения, хотя попытки запустить такую программу были.
- Какое влияние имеет "Общество участников движения" на ситуацию в сфере безопасности дорожного движения?
- Наша общественная организация была создана в 2007 году и с тех пор работает на постоянной основе, объединяя научные учреждения и ученых, специалистов по технике, правоведению, психологии, социологии, медицине, информатике. Одной из первоочередных задач организации стало информирование участников дорожного движения обо всех опасностях и рисках, которые подстерегают их на дорогах, и повышение культуры дорожного движения. С этой целью мы создали газету "Дорожная карта" и несколько специализированных сайтов, через которые ведем широкую информационно-просветительскую работу. На это направлен и наш бессрочный проект под названием "Народный аудит безопасности. комфорта и культуры дорожного движения", к которому уже присоединились тысячи граждан. Его суть заключается в том, что участники движения обнаруживают различные дорожные риски, а мы помогаем их устранять. Кроме этого, используя опыт развитых стран, прежде всего, европейских, "Общество участников движения" работает над научными проектами. Например, впервые в Украине на основе междисциплинарного взаимодействия мы разработали комплекс научно обоснованных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Лично я, имея определенный научный опыт, участвую в обосновании и разработке методики и аппаратуры для выявления психофизиологических ограничений способности человека управлять транспортом. Это большая проблема, потому что почти 80% всех дорожно-транспортных происшествий случается из-за так называемого человеческого фактора. Недавно наши специалисты также разработали концепцию реформирования государственной системы управления безопасностью дорожного движения, которая была поддержана участниками Национального форума по безопасности дорожного движения, который проходил в Киеве.
- Если коротко, в чем суть этой концепции?
- Мы настаиваем и доказываем, что в Украине должен быть создан единый государственный орган по управлению безопасностью дорожного движения - Национальная дорожная администрация. Подобные ведомства действуют в большинстве развитых стран, и мы видим, как в этих странах из года в год уменьшается уровень смертности на дорогах. Также мы настаиваем на том, чтобы под эгидой Кабинета министров был создан Координационный совет по безопасности дорожного движения, который сможет объединить потенциал правительственных и неправительственных организаций, работающих в сфере безопасности движения, в том числе и международных. Что касается ГАИ, то по нашему мнению, эта структура должна быть ликвидирована как коррумпированная и непригодная для реформирования. Вместо нее в системе МВД должна быть создана дорожная полиция, которая будет заниматься исключительно патрулированием на дорогах, помогать участникам движения, бороться с автомобильной преступностью и так далее Как вы знаете, рабочая группа по реформированию МВД недавно утвердила концепцию этой реформы, и очень хорошо, что при этом были учтены и наши предложения. Теперь мы будем следить за тем, чтобы для реализации этой концепции были разработаны надежные механизмы и чтобы сама реформа не превратилась в формальную смену вывесок. Также мы обязательно дожмем вопрос о создании в системе исполнительных органов власти Национальной дорожной администрации. Конечно, если иметь свое представительство в Верховной Раде, сделать это будет намного проще.
- И именно это побудило вас баллотироваться в парламент по списку партии "Самопомощь"?
- В частности, и это. Хотя политическую деятельность я рассматриваю значительно шире. За семь лет работы в общественной организации я столкнулся с двумя полюсами: на одном - энергия и таланты, которыми наделены многие украинцы, их устремления и способность создавать в нашем государстве достойные условия жизни, а на другом - непатриотичная и непрофессиональная власть. А между этими полюсами - большое количество равнодушных, отчаявшихся людей с примитивными интересами. И тогда стало очевидным, что без участия общественных организаций, которые могут реализовать украинские свободолюбивые традиции, власть в Украине никогда не будет народной, а 5-я статья Конституции о народе как источнике власти останется несбыточной. Очевидным стало и другое: власть любой из прошлых формаций не любит и фактически игнорирует общественные организации, но иногда с ними заигрывает. Даже в последние годы, когда к власти приходили демократические силы, общественные организации не допускались к законотворчеству, к участию в реальном самоуправлении и к другим процессам развития государства и общества. Им отводилась роль этаких клубов по интересам, а не влиятельных объединений, представляющих наиболее активную часть народа. Поэтому мы твердо убеждены, что развитие и укрепление гражданского общества должно стать стратегической задачей Украины.
Похожие позиции мы увидели и в общественной организации "Самопомощь", которая была создана во Львове, а затем стала распространять свою деятельность на другие регионы Украины. Команда "Самопомощи" близка нам по своим четким и энергичным действиями, которые проявляются в конкретных программах. Между нашими общественными организациями завязалась тесное сотрудничество, а когда возник вопрос об участии в парламентских выборах, "Общество участников движения" согласилось представлять интересы партии "Самопомощь" на Харьковщине. В течение последних месяцев мы несколько раз встречались со львовским мэром и основателем "Самопомощи" Андреем Садовым и его командой. Лично мне импонирует его философский подход к решению тех или иных проблем, нравится отношение к жизни и тем явлениям, которыми она наполнена. Большую часть избирательного списка партии "Самопомощь" составили авторитетные общественные деятели и эксперты в различных областях. И это очень правильно, потому что без привлечения потенциала гражданского общества к процессам ничего не получится. Или получится то, что мы уже проходили в своей истории и к чему не хотим возвращаться. Следовательно, распространение идей гражданского общества - одна из целей моего участия в избирательной кампании.
- Чего вы ожидаете от нынешней избирательной кампании?
- Прежде всего, ожидаю победы демократических сил. Ожидаю прозрения той части народа, которая за последнее время потеряла свои ценностные ориентиры и вынуждена была голосовать за антиукраинские силы. Такая опасность сохраняется до сих пор, поэтому мы должны это учитывать, чтобы избежать повторения прошлых ошибок. Народные депутаты, избранные от деструктивных сил, поставили Украину на грань экономического краха, а потом еще и развязали войну против собственного народа. Поэтому я призываю всех харьковчан и жителей Харьковщины проявить высокую ответственность за судьбу Украины и не допустить к власти тех, кто не имеет морального права называться народным депутатом. Наша цель - побеждать. Побеждать и жить достойной жизнью в семье европейских народов.
Разговор провел М. Приймак