Глава Харьковской облгосадминистрации Игорь Райнин рассказал изданию "Дело" о создании агентства, которое будет представлять интересы региона за рубежом, а также о том, почему в рейтинге эффективности работы губернаторов Харьковщину нельзя сравнивать с другими областями.
На заседании Кабмина (26 августа) премьер Арсений Яценюк пообещал, что будет по-новому оценивать работу губернаторов: как улучшилась жизнь простых людей в регионе. Вы можете сказать, что ответите на такой вопрос?
Речь идет о создании "оценки качества работы глав ОГА". Такая система уже несколько раз вводилась, а потом отменялась. Там много факторов, связанных в первую очередь с оценкой качественных показателей, таких как, например, состояние дорог. Но как это оценивать? Новые дороги можно оценить в километрах, а как оценить качество ремонта дорог? Или оценка качества энергообеспечения региона: по потребленным киловаттам можно, но это также количественный показатель. Оценивать качественные показатели будут люди, то есть влияние на результат может оказать человеческий фактор.
Вторая сложность — как быть с работой, которую никогда ранее не делали. Допустим, строительство взводно-опорных пунктов. Их же не может быть в рейтинге. Или, допустим, мобилизация. В общем, я позитивно смотрю на рейтинги (оценивания качества работы глав ОГА — Прим.). Но нужно очень четко разработать методику оценки социально-экономического развития и обсудить эти вопросы с регионами.
Кроме того, следует учитывать, что темпы роста-падения промышленности тоже могут быть связаны с разными нюансами. По Харьковской области, несмотря на то что это прифронтовая зона, уровень падения промпроизводства ниже, чем в целом по стране, хотя мог бы быть намного выше (по стране минус 20%, а по Харьковскому региону — минус 18%).
Это связано с Гособоронзаказом и проведением АТО?
Я здесь вижу другие причины. Показатели промпроизводства были бы еще лучше, если бы не было минус 35% по производству электроэнергии. Основной производитель электричества в регионе — Змиевская ТЭЦ — находится в подчинении "Центрэнерго" (находится в ведении Минэнерго — Прим.). То есть, ТЭЦ не находится в управлении областной администрации, а показатели засчитываются Харьковской области.
А такой критерий, как привлечение инвестиций — ведь можно определить, сколько было привлечено миллионов за определенный период?
Согласен, но страна сейчас живет в период, когда тяжело оценивать иностранные инвестиции. В этом плане многое зависит от общенациональной политики. Я не представляю, как интересы инвесторов могут кардинально разниться, например, к Полтавской и Сумской областям. Инвестора в первую очередь интересует уровень спокойствия в стране, стабильность, себестоимость продукции. Также инвесторы обращают внимание на инфраструктуру региона.
Какие аргументы вы можете представить инвестору, например, из ЕС, с 20 млн евро? Почему он должен выбрать именно Харьковскую область?
Раньше я говорил, что это географическое положение. Сегодня это минус. Тем не менее, мы можем быть интересны тем, что у нас есть внутрикооперационные связи — предприятия сельхозмашиностроения и кластер научных разработок, промышленность и энергетика. У нас много предприятий, которые могут обеспечивать производство той или иной продукции полностью внутри региона.
Также в Харькове большой рынок сбыта. Одно дело — производить продукцию, например, в Ужгороде, где 100 тысяч населения, другое дело — в трехмиллионной Харьковской области.
4 сентября в Харькове прошел инвестиционный форум. Каковы его результаты?
Во-первых, отмечу, что форум "Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы" посетило 17 международных делегаций, в том числе в Харьков приехали послы США, Канады и Нидерландов и делегация Албании во главе с министром сельского хозяйства. Во-вторых, во время форума было подписано несколько важных документов. В том числе Дополнительное соглашение к Меморандуму о сотрудничестве между Харьковской ОГА и Американской торговой палатой в Украине и Меморандум о сотрудничестве между ХОГА и Канадско-Украинской торговой палатой.
Кроме того, два крупных контракта получил харьковский завод "Турбоатом". Один из них — с австрийской компанией Inkla Trading and Engineering на сумму 30 миллионов евро —подписали непосредственно во время первого пленарного заседания Форума. По поводу второго — с американским гигантом Holtec International на сумму $60 млн — была достигнута принципиальная договоренность. Контракт должны подписать до конца этого года. Более того, руководство Holtec говорило о намерениях продолжить сотрудничество и дойти до суммы в $200 млн.
Также во время Форума мы договорились о расширении сотрудничества с компанией Babcock & Wilcox. С ними мы намерены построить две энергоэффективные экологически чистые мини-ТЭЦ в городе Купянск, а кроме того, совместно планируем реализовать еще 47 проектов в других районах области с финансированием Американского инвестиционного фонда. Мы договорились с американской инвестиционной корпорацией MG Star INC об инвестировании в социально значимые проекты в Харьковской области. И это я перечислил только часть результатов. Так что форум без сомнения можно назвать успешным.
Сейчас довольно большие оборонные заказы. Насколько Харьков в этом отношении конкурентоспособен?
Конечно, наши заводы готовы конкурировать в этой сфере. Но стоит учитывать, что все предприятия оборонной промышленности находятся в управлении "Укроборонпрома". В управлении областной администрации только 4 промышленных предприятия: одно из них — это Изюмский тепловозоремонтный завод, который надо реанимировать, второе по величине — завод по производству грампластинок. Поэтому нам влиять непосредственно на производственные процессы сложно.
Вы уже почти полгода в Харькове. Можете назвать три вещи, которые вам удалось сделать, и три вещи, которые пока не реализованы?
Первое, что удалось, — это обеспечить обороноспособность и мир в Харькове. Эта задача решена настолько, насколько это возможно в сложившейся ситуации. Мы вернули все массовые мероприятия, город живет обычной, нормальной жизнью. Безусловно, есть внутреннее напряжение, действуют диверсионно-разведывательные группы. Есть много нюансов, но мы это нивелируем.
Второй момент — борьба с коррупцией.
Пять-семь раз в неделю задерживают коррупционеров, и по этому показателю Харьковская область — абсолютный лидер в Украине.
Конечно, пока эта борьба не системная. Полноценно эту работу можно будет наладить после запуска Национального антикоррупционного бюро.
И мы сегодня имеем впервые за последние 5-7 лет ситуацию, когда все 34 бюджета в области не только выполнены, но и перевыполнены. Включая и город Харьков, который последние пять лет не выполнял свой горбюджет.
И третий момент — это начало реформ, которые надо проводить, несмотря на военное время. В их внедрении Харьков не отстает от общеукраинских показателей, хотя мы находимся в прифронтовой зоне, более того — часть нашей области входит в зону проведения АТО. Есть серьезнейшее давление на экономику со стороны большого количества переселенцев — официально их 187 тысяч (в действительности 300 тыс.).
Какие именно реформы?
Во-первых, мы не видим развития харьковской промышленности без практического применения научных разработок. Не фундаментальных исследований, а именно научных разработок. Поэтому у нас, наверное, единственная область, где заместитель главы обладминистрации ведет одновременно экономический блок, науку и образование.
Чтобы наладить практическое применение научных результатов, был создан консорциум научных и образовательных учебных заведений. Как пример реализации — мы создали на базе Лозовского кузнечно-механического завода агрокластер, где собрали предприятия сельхозмашиностроения Харьковской области и смежные производства вместе с 4 аграрными вузами. Цель этого консорциума — с одной стороны, обеспечить современной техникой процесс обучения студентов в вузах, с другой — предоставить машиностроительным предприятиям возможность прямого сотрудничества с профильной наукой, "обратную связь" от специалистов по результатам испытаний образцов новой техники.
Мы быстрее остальных регионов и даже органов центральной власти двигаемся в процессе внедрения электронного правительства. Реализацией этого проекта занимается молодая, но с опытными специалистами, компания. И здесь нет ни единой бюджетной копейки: все делается за средства британской компании Portis Consulting. Когда они приехали в Украину, в их графике приоритетами были Администрация президента, Кабмин и СНБО. А в Харьков они приехали случайно, просто посмотреть, какая ситуация в крайней восточной точке страны. После переговоров с нами, у них остался один приоритет — Харьковская область, где решили реализовать пилотный проект.
Также у нас серьезные планы по международным отношениям. Мы создали международное агентство Globee, которое будет представлять интересы областной администрации за рубежом. Сейчас на завершающем этапе переговоры об открытии офиса Харьковской области в Вашингтоне (США). В нем будут заниматься исключительно продвижением продукции харьковских предприятий на мировые рынки. Руководителем офиса, предположительно, будет один из известных американских юристов, который работал в Конгрессе США.
Следующий момент — это гражданская безопасность. У нас действует "Служба 112" — это экстренный вызов помощи, который, кроме Харькова, работает только во Львовской области. 600 тысяч звонков, которые поступили в этом году, говорят о том, что эта служба востребована, и мы ее будем развивать.
Новая полиция в Харькове должна стартовать 19-20 сентября. Со своей стороны мы сделали все необходимое, чтобы новые патрули появились на улицах вовремя.
Есть еще ряд других секторальных преобразований. Для общего понимания ситуации, я вам скажу, что много лет никто фундаментом региональной экономики не занимался. Для многих экономика — это чтобы цены были ниже, лампочка в подъезде горела, зарплата выплачивалась. Но, не заложив фундамент экономики, получить эти результаты невозможно.
А что не удалось сделать?
Безусловно, хотелось бы получить от государства поддержку для медицинской сферы региона. У нас есть проблемы в этом плане. При формировании медицинской субвенции из госбюджета, также как и образовательной, не учли потребности переселенцев. Мы из местных бюджетов только по медицинской субвенции компенсируем 50 млн грн, хотя это не наша функция. Мы могли бы направить эти средства, например, на ремонт дорог. В Кабмине пообещали, что в следующем году учтут потребности переселенцев при формировании медицинской субвенции для Харьковской области.
Хотелось бы больше поддержки из госбюджета и по другим направлениям. Много чего хотелось бы сделать, и я это не скрываю. Есть еще много вопросов, решение которых пока в процессе, многое будет зависеть от того, реализуются они или нет.
Относительно электронного управления. Вот Днепропетровская область уже внедрила бесконтактную электронную подачу документов — справка о доходах, на субсидии и на загранпаспорт.
Мы это сделали раньше. Например, с 17 июня Харьков — первый регион и, по-моему, пока единственный, где можно бесконтактно зарегистрировать право на недвижимость. Вам надо один раз прийти, взять код, а потом вся работа ведется с электронными файлами.
Также есть электронный вариант справки земельного кадастра (стоимость услуги — 35 грн). По субсидиям та же ситуация. Но надобность в субсидиях, надеюсь, вскоре исчезнет, и эта система будет не востребована.
Какой еще сервис в ближайшем будущем вы планируете перевести в электронную форму?
В миграционной службе планируем перевести в электронную форму регистрацию-перерегистрацию всех паспортов. Кроме удобства для граждан, в результате получим еще сокращение штатов и освобождение трудового ресурса.
Субсидии по ЖКХ остаются больной темой для Харькова.
Уже все в прошлом. Я бы здесь разделил районы и сам город Харьков. В районах ответственность за организацию процесса оформления жилищных субсидий лежит на районных администрациях и управлениях соцзащиты, и там работа налажена — уровень начисления приближается к 100%. А что касается города Харькова, то здесь действительно возникали проблемы в организации процесса органами местного самоуправления. В области мы свою задачу выполнили, теперь помогаем, так сказать, младшему брату.
Министр Владимир Демчишин заявлял, что в Харьковской области безосновательно растут долги по электроэнергии. В пример приводил Харьковский водоканал.
Там была определенная некорректность. Если речь идет об электроэнергии, то министр говорил о том, что облэнерго, которое является акционерным обществом и где собственник государство, и госпредприятие "Энергорынок" (оба предприятия пребывают в управлении Министерства энергетики) не могут между собой решить вопрос. И при чем тут обладминистрация? Другое дело, что с этим связаны харьковчане, и мы поможем, чтобы до конца сентября этих долгов не было.
Какой сейчас процент освоения местного бюджета?
Процесс освоения бюджета идет согласно графику, сейчас каких-то сложностей нет. Другое дело, что могут возникнуть моменты, связанные с освоением в конце года. Например, есть Фонд регионального развития, где на Харьковскую область приходится 152 млн грн, но уже скоро сентябрь, а деньги еще не поступили. А ведь есть бюджетные процедуры, которые занимают минимум 50 дней, и в связи с этим могут возникать вопросы.
Задолженность по зарплате в Харьковской области 170 млн грн. Хуже ситуация только в Донецкой и Луганской областях.
Всегда крупные области будут иметь задолженность по зарплате. На коммунальных предприятиях в области задолженность по зарплате — ноль. Проблемы только на государственных предприятиях. У нас один месяц была задолженность в 21 млн грн у коммунального предприятия "Харьковводоканал", но мы решили эту проблему.
Премьер-министр напомнил, что можно открывать уголовные дела против руководителей предприятий, где есть задолженность по зарплате.
Стандартная схема. Есть законодательная норма, что руководитель обязан обеспечивать выплату зарплаты, иначе последует уголовная ответственность. Когда мы видим, что предприятие работает и люди просто прячут финансы, мы, безусловно, применяем эти средства воздействия. Но когда нет госзаказа и предприятие не работает, то от того, что мы посадим директора в тюрьму, зарплата не появится.
По Харьковской области возбуждено более 30 уголовных дел в отношении руководителей предприятий за невыплату заработной платы. Основной должник — это авиапредприятие "ХАЗ", долг по зарплате более 40 млн грн. Мы сейчас обсуждаем контракты с Казахстаном и Китаем, чтобы завод начал работать и решил вопрос по зарплате.
В процессе децентрализации — передачи бОльших полномочий местным органам власти — конфликтов между ОГА и местной властью будет становиться больше. Как их можно разрешить?
Конечно, не все это хотят понимать, что дополнительные права несут за собой и дополнительную ответственность. Конфликта между областной и местными властями не вижу. У каждого уровня власти будет своя зона ответственности и свои функции.
Вот, например, государство должно определять, каким должно быть развитие машиностроения. Это должны быть государственные программы, и государственные органы власти должны нести за это ответственность.
Как вы относитесь к тому, что Саакашвили решил провести конкурсы на замещение должностей глав районов?
Лично к Саакашвили хорошо отношусь, у нас абсолютно партнерские отношения. Просто между "решил" и "сделал" — большая разница. Какая задача стоит? Подобрать эффективного руководителя в районную администрацию. Будет это с конкурсом или без конкурса — здесь вопрос эффективности работы руководителя. Я проводил конкурс, и у меня по району на собеседовании приходило по 12-15 человек. Другое дело, что я не вижу в Харьковской области какой-то необходимости проводить конкурс по ряду позиций. У нас 8 районов граничат с Россией — какой конкурс? 300 км границы с РФ и 300 км — с Донбассом. У меня 14 районов, которые имеют точки напряжения.
Харьковская промышленность всегда была очень сильно завязана на российском рынке. Есть ли отработанная программа по смене вектора экономического развития региона — диверсификация рынков?
Еще год назад мы об этом говорили. Тогда не ожидали, что конфликт будет настолько затяжным, но было очевидно, что с РФ в ближайшие годы будут проблемы. К тому же Харьков завязан не только на России, но и на Донецкой и Луганской областях. Переориентация рынка на европейский вектор однозначно необходима. Здесь есть ряд сложностей, но мы идем по этому пути. У нас в прошлом году рост экспорта в страны ЕС достигал 15-20%.
В чем основная сложность с переориентацией рынка?
Сам менеджмент предприятий должен быть эффективным. Всегда привожу пример "Турбоатома" и "Электротяжмаша", которые одинаково были завязаны на российский рынок. Но при этом "Турбоатом" работает стабильно и прибыльно, а "Электротяжмаш" — с перебоями. Проблема тут может быть и в менеджменте, Минэкономики сейчас проводит проверку. После нее можно будет делать выводы.
С мелким и средним бизнесом проще — он более динамичный, но там есть другая проблема. От Харькова до границы с Россией всего 40 км, а до границы с Европейским Союзом — 1200, и требования к качеству продукции в РФ там ниже, чем в ЕС.
Есть много факторов, влияющих на процесс переориентации рынков сбыта, но в любом случае наше стратегическое направление — это европейские и азиатские рынки.
Фото -