В преддверии парламентских выборов обсуждать рейтинги политических партий довольно сложно. Причин – две: во-первых, рейтинги эти весьма неоднозначны (разница в результатах последних опросов украинских социологов достигает 10%!), а во-вторых, ситуация в стране меняется с головокружительной быстротой, а потому и электоральные предпочтения украинцев до выборов наверняка будут меняться еще неоднократно. Тем не менее, порассуждать о будущей конфигурации парламента, да и политикума в целом – можно, потому что общие тенденции останутся неизменными.
Безусловный лидер будущих выборов – Блок Петра Порошенко (бывшая "Солидарность"). При этом до сих пор точно не ясно, будет ли пропрезидентская сила бороться за голоса в одиночку или объединится с УДАРом. Но, скорее всего, блок все же пойдет в парламент сам. Причина проста – в арифметике электоральных предпочтений рейтинги никогда не плюсуются, и объединенные политсилы априори наберут меньше голосов, чем по отдельности. Учитывая, что партия УДАР в будущем парламенте останется стопроцентно президентской, объединение будет означать утрату нескольких пропрезиденстких кресел. А этого власть допустить не может. Дело в том, что Блок Петра Порошенко, согласно опросам, пока что никак не получает большинства в парламенте и будет вынужден добирать необходимые штыки в стане мажоритариев. Последние, как известно, публика строптивая, а потому провластное ядро должно состоять из проверенных партийцев, с которыми обязательно поможет УДАР.
Рейтинг Блока Порошенко держится на кредите доверия, который был выдан избирателями на президентских выборах. Кредит этот, как было со всеми украинскими президентами, уже начал падать, но пока не критично, и его должно хватить до 26 октября. К тому же президентская партия, по всей видимости, проведет несколько десятков человек по мажоритарным округам, да и добрать десяток-другой штыков среди самовыдвиженцев труда не составит. Плюс уже упомянутый УДАР, который гарантированно проходит в парламент и проведет своих мажоритариев… Все это дает серьезные шансы на формирование устойчивого пропрезидентского большинства.
Но шансы эти не стопроцентны. Дело в том, что доверие избирателей легко растерять. Тут будут играть ключевую роль два фактора – экономика и конфликт на Востоке.
С экономикой все более-менее понятно: обвал курса гривны, недовольство ростом цен, в том числе на коммуналку, падение ВВП, которое будет означать рост безработицы… Все это сработает в минус Блоку Петра Порошенко. Правда, за исключением курса гривны, который имеет ясно выраженный цифровой показатель и почти мгновенные последствия, остальные негативные процессы в экономике носят ползучий характер и отражаются на электоральных предпочтениях не сразу. Так что в день выборов кредит доверия власти не будет исчерпан.
С конфликтом на Востоке гораздо сложнее. У подавляющего большинства украинцев невеселое положение на фронтах ассоциируется с внешней агрессией, а не с эффективностью украинской власти в целом и лично президента в частности. Так что прямой связи военных успехов с оценкой власти избирателями нет. Тем не менее, тенденции в этом плане становятся все заметнее – недовольство мобилизацией, рассказы непосредственных участников АТО о граничащей с предательством бездарности командиров боевых подразделений… Все это подтачивает рейтинг украинской власти.
Ситуация осложняется еще и позицией, которую занял Петр Порошенко на президентских выборах. Своеобразный "патриотический центризм", принесший ему победу, сейчас, спустя несколько месяцев после начала антитеррористической операции, может сработать в минус: переговоры с сепаратистами для достижения мира отвратят от него воинственно настроенный электорат, который с радостью подберут радикалы, а более агрессивная позиция напугает избирателей, которые ждут - не дождутся, когда это все закончится. А то, что военными средствами положить конец этому конфликту уже невозможно, был вынужден признать и сам президент. В общем, куда ни кинь – всюду клин.
Хотя балансировать на тонком лезвии центризма все еще возможно даже в таком до крайности поляризованном обществе, как украинское. И именно этим, очевидно, будет заниматься украинская власть до выборов. И именно поэтому, кстати, до парламентских выборов никаких существенных подвижек в урегулировании конфликта ожидать не приходится.
Теперь о политсиле, которая, согласно большинству опросов, займет второе место. Это Радикальная партия Олега Ляшко, вдоволь попиарившегося на войне. Правда, далеко не факт, что радикалы Ляшко будут иметь вторую по величине фракцию, т.к. перспективы провести достаточное количество мажоритариев у них весьма туманны.
Феноменальный успех Ляшко на президентских выборах, который он вполне может повторить на парламентских, – это "привет" остальным националистическим силам Украины, ВО "Свобода" и "Правому сектору". Они так и не смогли подобрать националистически настроенный электорат. После Майдана представители ВО "Свобода" поторопились поскорее вскочить во властный поезд, и теперь они прочно ассоциируются с властью, которая, по мнению сторонников войны до победного конца, недостаточно агрессивна. К тому же "Свобода" не смогла должным образом милитаризироваться: почему-то "свободовцы" проигнорировали тренд создания добровольческих батальонов с красивыми названиями. В итоге фамилию Семенченко знает каждый, кто следит за развитием ситуации на Востоке, а фамилия Тягнибок не то чтобы забыта, но воспринимается как что-то из прошлой, довоенной жизни. То же самое, в общем-то, и с "Правым сектором": "правосеками" до сих пор пугают жителей Донбасса, а Ярош заявляет о тысячах своих бойцов, воюющих в военных и не очень подразделениях. Но слава достается руководителям этих подразделений, и вряд ли кто-то может внятно очертить участие бойцов Яроша в боевых действиях. Эта размытость восприятия боевых успехов сделала раскрученный на майдане бренд "Правого сектора" изрядно поблекшим.
Ляшко же, напротив, позиционировал себя предельно конкретно, примерив пусть и не очень ему идущий, зато отвечающий современным трендам образ милитариста. Все свое время Ляшко проводит не то чтобы на передовой, но, во всяком случае, в окружении атлетически сложенных мужчин в камуфляже, и украинские СМИ сообщают об этом довольно регулярно. Но главное - этот господин, сам в прошлом медийщик, прекрасно понимает, как работает новостная машина: эпатажное заявление всегда будет опубликовано куда охотнее, чем пусть и самое умное, но скучное для рядового читателя рассуждение. В общем, Ляшко - это блестящий генератор информповодов. Он даже готов поставить себя в унизительное положение, буквально получив по лицу, потому что понимает, что жизнь в украинском медиа-пространстке сравни шоу-бизнесу, железное правило которого - "Пусть пишут что угодно, но не забывают".
Третье и четвертое места по разным данным занимают "Батьківщина" и УДАР. Начнем по старшинству. "Батьківщина" лишилась своего костяка: Турчинов, Яценюк, Аваков и еще 13 известных членов партии заявили о том, что оставляют ее ряды. С одной стороны, это, конечно, плохо для партии: уход столь знаковых фигур - однозначный сигнал избирателю о том, что в политсиле не все в порядке. С другой стороны, фигура номер один – Юлия Тимошенко - никуда не делась. Правда, после освобождения ее не видно и не слышно, но в этом даже есть плюс: Тимошенко (а сейчас, после ухода других знаковых партийцев, "Батьківщина" - это она и только она) не несет ни малейшей ответственности за происходящее в стране, а потому может спокойно предаться любимому занятию – критиковать всех и вся. Единственная проблема – площадки для критики находятся в других руках. Без доступа к медиа и, прежде всего, без телевизионных эфиров ее гипнотически действующая на многих избирателей харизма пропадет втуне, и в итоге за "Батьківщину" проголосует только самый ядерный, т.е. самый помнящий былые заслуги электорат.
С УДАРом все, в общем-то, то же самое, что и с рейтингом Блока Порошенко: ключ к понимаю перспектив – уровень доверия, выданный на президентских выборах. Есть, правда, и отличия: одно - положительное, другое – отрицательное. Положительное – тот факт, что бренд УДАРа в случае каких-то очевидных провалов на экономическом или военном фронте не пострадает. Дело в том, что ни Виталий Кличко, ни УДАРовцы не были настолько плотно имплементированы во власть, чтобы разделить с ней ответственность за фатальные проблемы, которые могут случиться до выборов. В этом смысле УДАР, остающийся стопроцентно президентским, является для власти существенным подспорьем.
Отрицательным фактор – отсутствие у Кличко опыта управления городским хозяйством крупного мегаполиса, в связи с чем никаких заметных успехов в должности мэра он пока не продемонстрировал. К тому же в минус ему работают, мягко говоря, не очень удачные публичные выступления.
"Сильная Украина" Сергея Тигипко, в обилии представленная на билбордах, явно желает унаследовать электорат Партии регионов. Идея эта правильная, тем более, и без Донбасса в выборах будут участвовать миллионы жителей Юго-Востока. Правда, риторика их довольно расплывчата, что, видимо, вызвано зыбкостью положения всех тех, кто в военных условиях решается критиковать власть. Как бы там ни было, у "Сильной Украины" есть реальные шансы попасть в парламент, потому что, по сути, серьезных конкурентов за голоса жителей Юго-Востока, которых не накрыла волна тотального патриотизма, у нее нет.
Теперь о тех, кто балансирует на грани проходного барьера. Прежде всего, это ВО "Свобода", которой вряд ли удастся повторить успех прошлых парламентских выборов и, скорее всего, ее ожидает результат, близкий к выборам президентским. О причинах этого уже было сказано выше. Добавим лишь, что в случае непрохождения ВО "Свобода" в парламент националистический блок украинского политикума будет представлен только Олегом Ляшко, что выглядит весьма… симптоматично. Впрочем, "Свобода" имеет серьезные шансы провести в парламент своих мажоритариев на Западной Украине. Их не будет много, но на поблокировать трибуну вполне может хватить.
Компартия, находящаяся на грани запрета и борьбы за собственное существование, вряд ли преодолеет проходной барьер. Причина – ошибочное позиционирование: за 20 лет партия не смогла осовремениться, приблизившись к набирающим в Европе популярность "новым левым", а товар под названием "СССР 2.0" в Украине особым спросом не пользуется. Есть, правда, вариант провести своих мажоритариев, но если и получится, то это будет всего несколько человек, потому что выборы – это деньги, а с ресурсными кандидатами у коммунистов всегда были проблемы. Напомним, на последних парламентских выборах ни один из мажоритариев от КПУ в Раду не прошел.
Еще один проект, явно желающий попастись на электоральном поле регионалов, – Партия развития Украины. По риторике это та же "Сильная Украина" за вычетом харизматичного лидера. И проблема эта возможно станет ключевой: еще ни разу за всю новейшую историю Украины в парламент не попадали "технические" партии, строящие свою работу с избирателем не на лидерах, а на идеях. Такая уж в Украине сложилась традиция: нет лидера – нет партии.
Есть еще один проект, которому некоторые социологические опросы дают аж 10%. Речь идет о "Гражданской позиции" Анатолия Гриценко. Конечно, десять процентов - это перебор, который наглядно иллюстрирует качество работы некоторых социологических служб, но что-то "Гражданская позиция" набрать все же может. Это "что-то" - личные симпатики бывшего министра обороны, который не сходит с телеэкранов, являясь постоянным участником политических ток-шоу. Вряд ли количество этих симпатиков позволит преодолеть проходной барьер, но даже несколько процентов вполне могут обеспечить Гриценко политическое будущее.
Партия "Патриот Украины", которая пока существует только в планах и в которую якобы должны войти самые крупные осколки "Батьківщини" - Арсений Яценюк, Александр Турчинов и Арсен Аваков, - если и состоится, то вряд ли сможет набрать существенное количество голосов. Во-первых, для раскрутки бренда, пусть за ним и стоят "брендированные" товарищи, нужно время, а его уже практически не остается. Во-вторых, список этой партии возглавят люди, особых успехов на своем поприще не продемонстрировавшие. Да, многое в их деятельности можно оправдать, и избиратель будет это делать, но, вероятно, голосовать предпочтет за тех, с кем связывает свои надежды на перемены. Связывать эти надежды с людьми, которые в публичной политике больше десяти лет, было бы очень странно.
И завершая наш небольшой обзор нельзя не сказать о еще одном участнике выборов – Партии регионов. Да, бренд этот очень поблек, однако совсем сбрасывать его со счетов не стоит: украинский избиратель – человек порывистый, и кто знает - может быть, протестное голосование примет такую странную форму, как крестик напротив потускневшего, но не забытого символа «преступной власти», по которой некоторые, чего греха таить, уже начали испытывать ностальгию.