Харьковский тракторный завод работает больше 80 лет. За это время предприятие прошло путь от государственного до частного с российским капиталом и выпустило около трех миллионов колесных и гусеничных тракторов, которые используются во всем мире. В лучшие годы завод производил 170 тракторов в день и 50 тысяч - в год. Основу модельного ряда составлял легендарный Т-150 мощностью 150 лошадиных сил - базовая сельхозмашина всего огромного СССР. Сейчас основная модель завода - колесные тракторы мощностью в 170 лошадиных сил.

Со времен Союза технологии сельхозпроизводства значительно изменились: аграрии начали бережнее относиться к чернозему - они стараются меньше травмировать почву колесами сельхозмашин. Кроме того, фермеры стали более цивилизованными: они стали привыкать к кондиционерам, спутниковой навигации и другим благам, принесенным технической революцией, и требуют, чтобы в кабинах машин было комфортно. На ХТЗ уверенно заявляют, что научный, инженерный и производственный потенциал завода позволяет в полной мере ответить на вызовы современности. О настоящем и будущем предприятия рассказал "SQ" директор завода Владислав Губин.

- Сколько тракторов и другой техники ХТЗ выпустит в этом году?

- Сразу хочу отметить, что завод стабильно работает и выпускает продукцию, а зарплата и налоги – выплачиваются. У предприятия большие планы – мы  не собираемся останавливаться.

В этом году завод планирует выпустить 1 196 колесных тракторов, 18 тракторов-погрузчиков Т-156, 164 гусеничных трактора Т-150 и Т-178, 24 промышленных трактора ТС-10, 56 тракторов малой мощности ХТЗ-2511, а также больше 30 гусеничных снегоболотоходных машин ХТЗ-3Н, ХТЗ-10Н и ХТЗ-26Н. То есть всего мы хотим выпустить около 1500 единиц тракторной техники.

Напомню, что ХТЗ производит не только тракторы. В этом году будет выпущено запасных частей для тракторов на сумму более 40 млн. грн., а также выполнены другие заказы на больше чем 30 млн. грн. Ожидаем, что уровень рекламаций снизится на 20%, себестоимость продукции – на 10%, а производительность труда увеличится на 27%. Для оптимизации производственных процессов будут созданы эталонные рабочие места.

В целом по итогам 2013-го года ожидаем увеличения объема реализации продукции на 20% в натуральном выражении и на 26% - в денежном.

- Кому вы продаете тракторы?

- Вообще по каждой стране наши специалисты проводят исследования и определяют, какая техника ХТЗ может быть в ней востребована. Это могут быть тракторы различной мощности – от 25-ти до 170-ти и больше лошадиных сил.

Основная часть продукции уходит в Россию, Украину и Среднюю Азию – я расположил страны  по мере убывания их доли в общем объеме экспорта. Тракторы продаются через торговый дом "ХТЗ", который имеет представительства в России, дилеров в Украине, Беларуси, Казахстане, Молдове, Монголии, странах Прибалтики, на Кубе, в Конго. Купить технику можно напрямую и в лизинг.

Отдельно хочу отметить как важный для завода заключенный в этом году договор с Кубой на поставку 220 тракторов: 45 гусеничных и 175 колесных. Активно сотрудничаем с Монголией, Казахстаном, Ираном. Готовится рамочное соглашение на поставку тракторов в Конго. У нас уже есть совместное предприятие в Алма-Ате с компанией ТОО "Канди-Алматы", которое производит трактор "ХТЗ KZ". Ведем переговоры с компанией "Агромашхолдинг" об открытии еще одного сборочного производства в Казахстане. Аналогичные переговоры ведутся с монгольской компанией о создании в этой стране совместного производства по сборке тракторов ХТЗ мощностью 150 - 170 л.с. Для этой страны нужны тракторы именно такой мощности.

Касательно цен. Стоимость трактора напрямую зависит от его двигателя (они могут быть разных производителей) и дополнительных опций, например, наличия спутниковой навигации. Тракторы поменьше могут стоить 80 тысяч гривен, помощнее – больше полумиллиона.

Кто наши покупатели? Тракторы покупают и сельхозпредприятия, и фермеры, и строительные организации, и железные дороги - если речь идет о бульдозерах и специальных машинах на их базе. Многоцелевые тягачи покупают нефтяники, работающие в условиях бездорожья: наш усовершенствованный снегоболотоход для них незаменим.

Для тех, кто обрабатывает свой личный огород размером 10 соток, мы технику не выпускаем, но собственникам более крупных частных наделов может подойти наш небольшой трактор ХТЗ-2511 мощностью в 27 л.с. Его размеры сравнимы с легковым автомобилем, радиус разворота – всего 3,5 м.

- Насколько реальны планы освоения рынка стран Евросоюза?

- Мы – реалисты и, если говорим об освоении рынка Европы, то подразумеваем, что начинать будем с восточной ее части - Румыния, Балканы, Польша. В отношении Нидерландов, Германии или Франции строить иллюзий не будем: рынок Западной Европы в ближайшее время будет оставаться для нас очень сложным, и мы, по большому счету, не ставим задачу его освоения. Нужно сначала вернуть те рынки, которые были нашими в годы СССР, где нас хорошо знают и где наш бренд имеет хорошую добавленную стоимость. Там - есть шансы на успех.

- Как идет выполнение контракта с Кубой?

- До 5 ноября ХТЗ должен поставить на Кубу все колесные тракторы, а до конца ноября – все машины. Сейчас контракт выполнен больше чем на 30%. Кстати, в ноябре на Кубе будет выставка, и наши специалисты готовятся в ней участвовать. Кроме того, мы получили приглашение в апреле посетить Кубу с визитом. Нас примет сам председатель Государственного совета Рауль Кастро, так что мы считаем - у нас большие перспективы на Кубе. Отмечу, что это дает нам возможность наладить поставки тракторов и в другие страны региона, например, в Венесуэлу.

- Какую новую продукцию завод сможет предложить заказчикам в ближайшее время?

- Все ведущие компании, которые специализируются на сельхозтехнике, выпускают тракторы различных классов и другие машины - например, комбайны. Мы тоже не планируем останавливаться на производстве только тракторов. В частности, сформирована группа конструкторов, которая разрабатывает самоходный опрыскиватель, работаем над созданием и других видов сельхозтехники, о которых говорить пока не буду - ведь конкурентов у нас достаточно.

Недавно прошел испытания трактор мощностью 240 л.с., начато его серийное производство. Разрабатывается стратегический план развития предприятия на 5 лет, который предполагает дальнейшее совершенствование тракторов мощностью 240 л.с. и организацию производства машин мощностью 300 л.с. В целом наша идея такова: мы будем продавать не просто трактор, а агрокомплекс, способный реализовать определенную агротехнологию. Так что потребитель получит трактор и все оборудование, которое необходимо для обработки полей и выполнения агротехнологической операции. Мощности тракторов растут, так как современный подход подразумевает выполнение сразу нескольких операций за один проход. Это позволяет значительно экономить топливо.

Отмечу, что организация производства тракторов мощностью 300 л.с. намечена на 2014 - 2015 гг. Если для создания трактора в 240 л.с. использовали шасси ХТЗ-170, то трактор мощностью 300 л.с. будет на совершенно новой элементной базе. Дня нового трактора останется характерная для ХТЗ шарнирно-сочлененная компоновка.

Разрабатывая новые модели, мы не забываем о модернизации уже существующей линейки тракторов. Сейчас в экспериментальном цехе испытывается трактор серии ХТЗ-170, у которого вместо металлических капота и крыльев установлены пластиковые. Для этого трактора будет создана новая кабина - сидение водителя установят в ее центре. Это нужно для удобной работы с современными сельхозорудиями. Кроме этого, применяется гидравлическая система с насосом переменной производительности, что позволяет экономить топливо, снижая мощность, когда это нужно. На тракторах будут современные опции, необходимые аграриям, - например, система автоматического подруливания, спутниковая навигация.

Недавно на Сорочинской выставке ХТЗ представил новый трактор, который журналисты назвали кабриолетом. На самом деле это вариант трактора мощностью 25 л.с. для южных стран. Он действительно без кабины, но при этом снабжен дугами безопасности. В южных странах комфортно работать на открытом воздухе, поэтому мы даем аграриям возможность экономить на кабине.

Что касается двигателей, то прорабатываем вопрос  сотрудничества с фирмой "Сummins" (Великобритания), будем продолжать работать с компанией "Deutz" (Германия) и с Минским моторным заводом, который планирует повышать мощности своих моторов. О выпуске нового рядного шестициллиндрового двигателя с хорошими показателями сообщают на Ярославском моторостроительном заводе. Будем присматриваться и к этому двигателю.

- Недавно прошел испытания трактор мощностью 240 л.с. С кем придется конкурировать в новом для вас секторе тракторов с этой мощностью?

- Производство таких тракторов в мире довольно развито. Их производит и "John Deere", и "Case", и "New Holland", и другие компании. Но у наших тракторов более удачная компоновка. У зарубежных аналогов - компоновка классическая, при которой кабина, грубо говоря, расположена над задним мостом, а двигатель – над передним. Мы двигатель, условно говоря, выносим за передний мост. В результате, когда запускается двигатель, и тяга поднимает передние колеса, наш трактор работает более устойчиво. В целом с точки зрения кинематики схема ХТЗ выглядит предпочтительнее, чем классическая.

А вообще конкурентным преимуществом любого трактора ХТЗ является его экономичность по сравнению с импортными аналогами. Я имею в виду не только затраты на топливо, но и себестоимость работы техники в целом. Соответствующие сравнительные исследования завод проводил несколько лет назад, а с тех пор наши тракторы стали еще лучше. Только за 2012-й год были внесены десятки конструктивных изменений.

- Поставляет ли мосты для тракторов Лозовской кузнечно-механический завод?

- ХТЗ ведет переговоры о поставках мостов производства этого завода. Вопросы, связанные с военной техникой, мы не комментируем.

- Что делать потребителю, если трактор сломался в гарантийный период?  Нужно везти его на завод или специалисты ХТЗ приезжают к клиенту и ремонтируют машину?

- Сразу хочу отметить, что современный трактор ХТЗ по качеству мало в чем уступает импортным аналогам. Мы можем гарантировать работу без поломок в течение всего сезона полевых работ. А для ремонта техники ту  территорию, на которой эксплуатируются наши тракторы, мы стараемся покрыть сервисными центрами. В Украине, например, сервисным обслуживанием занимается ООО "Техноторг" – у компании 22 сервисных центра во всех регионах страны.

В целом контактные данные представителей завода у покупателей есть, и в случае поломки необходимо к нам обращаться. Мы ставим задачу отремонтировать трактор в течение 24 часов после получения сообщения.

- Какие инвестиционные проекты разрабатывает завод?

- Расскажу об одном из наших проектов, который недавно был представлен на областной конкурс. Речь идет об освоении производства тракторов повышенной мощности ХТЗ-25027 и ХТЗ-28027 на базе ХТЗ-170. Повышение мощности потребует создания новой трансмиссии, для организации производства которой нужны деньги. В рамках проекта 56 млн. грн. планируется направить на технологическое переоснащение завода. Срок окупаемости - в пределах трех лет.

Бесступенчатую трансмиссию ХТЗ разработал совместно с Харьковским политехническим институтом, сейчас идет ее изготовление в металле. Процесс довольно сложный, таких деталей на заводе еще не делали. Опытный образец трансмиссии будет готов к середине ноября, после чего начнутся испытания на стенде. В составе трактора испытания начнутся весной.

Бесступенчатые трансмиссии производят некоторых фирмы за рубежом, но мы ставим задачу производить собственную, кроме того - использовать гидромотор и гидронасос отечественного производства. В конечном итоге установка новой трансмиссии не должна привести к значительному подорожанию нового трактора.