Их называют "частным ЦРУ". В мире политической аналитики они занимают примерно то же место, что Apple в мире высоких технологий. Их геополитические прогнозы разбираются на цитаты ведущими мировыми СМИ, мнение их аналитиков учитывается при принятии важнейших геополитических решений. Сегодня мы впервые публикуем выдержки из ежегодного аналитического
Европа
Германия и Франция: смещение вправо
2016-й год станет переходным периодом для Германии и Франции. В этих двух странах в 2017-м пройдут выборы, и в политическом отношении данные государства движутся в националистическом и, образно говоря, «евроскептическом» направлении. Фонд Европейского союза франко-германских отношений отмечает признаки расхождений в интересах Парижа и Берлина, и этот процесс неизбежно будет интенсифицироваться. Германия будет выступать против предложения Франции касательно углубления интеграции на континенте (особенно среди стран еврозоны) и увеличения расходов по блоку. Берлину и Парижу станет все труднее находить общий язык в вопросе о мерах защиты Европейского союза.
Канцлер Германии Ангела Меркель будет вынуждена работать под давлением и консервативных, и прогрессивных членов своей коалиции. Региональные выборы, назначенные на март, продемонстрируют уровень популярности Христианско-демократического союза, который возглавляет Меркель. Если ее партия покажет неубедительный результат, то призывы об отставке Меркель начнут звучать все громче.
Давление со стороны консерваторов обеспечит постоянный контроль границ Германии, более того, Берлин будут искать пути, чтобы предотвратить прибытие новых беженцев в страну. Консерваторы также заставят Берлин занять более жесткую позицию по Греции, особенно в связи с желанием Афин избежать непопулярных решений и социальных волнений, что стало причиной затягивания экономических реформ.
Греция. Проблемы далеки от решения
Правительство премьер-министра Греции Ципраса столкнется с двумя основными проблемами: это политическая недолговечность и социальные беспорядки. Греческая экономика покажет еще один год невыразительного роста с потенциально чрезвычайно высоким уровнем безработицы. Это станет причиной социальных протестов и постоянных конфликтов в правительстве, что приведет к замедлению процесса реформ.
Не исключена также отставка правительства Греции, поскольку Ципрас контролирует очень хрупкое парламентское большинство. Тем не менее, греческий истеблишмент попытается избежать досрочных выборов, так что даже если команда Ципраса уйдет в отставку, она будет заменена коалиционным или технократическим правительством, способным и дальше реформировать законодательство.
В 2016-м году главной угрозой для Греции станут не выплаты по кредитным обязательствам, а социальные волнения. Повторение кризиса 2015-го выглядит маловероятным, поскольку Греции не грозит обязательное погашение долга. Это означает, что риск дефолта Греции или выхода страны из еврозоны ниже, чем в 2015 году. Но позиция Германии и сопротивление Греции сделают переговоры напряженными, и обсуждение вопроса возможной реструктуризации греческих долгов, вероятно, будет отложено до конца 2016 года. Выход Греции из еврозоны в 2016 году маловероятен, но проблемы этой страны далеки от разрешения. Сопротивление и неприятие реформ и внутри общества, и в кругах политической элиты приводят страну к неизбежной конфронтации с ее кредиторами.
Испания и Португалия. Предотвращение эскалации кризиса
В Португалии хрупкая коалиция левых партий будут бороться за то, чтобы остаться у власти в результате досрочных выборов. После выборов, состоявшихся 20 декабря, первые недели года уйдут на формирование устойчивого правительства. Соглашение в итоге будет достигнуто, но скромный опыт Испании в создании коалиционных правительств значительно замедлит процесс.
Португалия и Испания не вернутся к финансовой нестабильности, которая определяла первые годы кризиса в Европе. Большинство основных политических партий обеих стран имеют прорыночные взгляды и будут защищать членство своих стран в еврозоне, поэтому политические трения не приведут к резкому изменению курса Лиссабоном или Мадридом. Кроме того, сочетание низких цен на нефть и вмешательства Европейского центрального банка в долговые рынки должно предотвратить эскалацию экономического кризиса на Пиренейском полуострове.
Тем не менее, правительства обеих страны, вероятно, заморозят некоторые из реформ, которые были начаты их предшественниками. В дальнейшем это приведет к воссозданию тех условий, которые в итоге привели к кризису. Поведение стран европейского Средиземноморья сделает Еврокомиссию менее эффективной.
Италия. Фронт евроскептиков
В Италии правительство премьер-министра Ренци будет искать баланс между внедрением экономических реформ и увеличением государственных расходов. Одним из главных вызовов для Рима станет реформирование пенсионной системы, призванное сделать ее более устойчивой. Кроме того, во второй половине года Италия проведет референдум по конституционным реформам, которые были утверждены в 2015 году.
Ренци столкнется с сопротивлением со стороны членов его собственной партии, но премьер-министру, вероятно, все же удастся провести реформы. Ключевым событием в 2016 году станет эволюция правоцентристов: консервативные и «евроскептические» силы попытаются сформировать единый фронт, чтобы достойно конкурировать на следующих выборах, которые запланированы на 2018 год, но вероятно пройдут раньше. Экономическая ситуация в Италии в целом продолжит ухудшаться. Несмотря на долги, Рим будет увеличивать расходы, создавая тем самым проблемы для себя и Европы в ближайшем будущем. Из-за этого некоторые основные экономические показатели, в частности, в банковском секторе, могут ухудшиться. Но из-за продолжающейся программы покупки облигаций Европейским центральным банком это не станет системным кризисом, который ожидался в 2016 году.
Британский вопрос: быть ли в ЕС?
Одним из главных вопросов 2016 года будет британский референдум о членстве в Евросоюзе. Голосование пройдет в конце 2016-го или в начале 2017-го года. Некоторые из предложений Лондона по реформам в ЕС - например, касающиеся сокращения бюрократизма и повышения конкурентоспособности, неоспоримы и, скорее всего, получат поддержку среди государств-членов. Соединенное Королевство как страна, не входящая в еврозону, вероятно, получит защиту против мер, которые влияют на валютный союз, и у Лондона даже будет возможность отказаться от идеи "более тесного союза". Попытка сократить льготы для иммигрантов натолкнется на серьезные препятствия и потребует от Лондона шагов к компромиссу.
Предложения Лондона по реформе ЕС сформируют разные альянсы по различным вопросам. Некоторые страны, в том числе Нидерланды и Польша, будут поддерживать требования по предоставлению национальным парламентам права ветировать законодательство ЕС. Другие страны, преимущественно Северной Европы, поддержат предложения, потенциально ограничивающие возможности для иммигрантов, но страны Центральной и Восточной Европы выступят против. Государства Центральной и Восточной Европы (в частности, Польша, Венгрия и Румыния) будут проводить политику защиты стран, не входящих в еврозону, от решений стран из еврозоны.
В результате премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, вероятно, пойдет на компромиссы и представит это как свою политическую победу. Опросы общественного мнения показывают противоречивые результаты, но Лондоне будут пытаться сохранить Соединенное Королевство в Евросоюзе. Если референдум по этому вопросу пройдет в 2016 году, то вариант "остаться с ЕС" победит.
Мигранты увидят другую Европу
Иммиграционный кризис будет циклическим. Холод и плохая погода в начале года приведут к сокращению притока людей в Европу. Процесс интенсифицируется с наступлением лета. В целом люди, ищущие убежища, увидят в 2016 году другую Европу. Пограничный контроль станет более частым, а страны, расположенные на так называемых балканских маршрутах, будут менее терпимы к иммигрантам, пересекающим их территории. Впервые с момента создания Шенгенской зоны свободное перемещение между странами-членами будет значительно ограничено или какое-то количество государств выйдут из соглашения.
В результате беженцам будет труднее попасть в Северную Европу. Некоторые из них начнут искать новые маршруты, другие осядут в Западных Балканах. Это увеличит вероятность насилия в регионе, некоторые жители этих стран станут вынужденными мигрантами. Ситуация усугубится высоким уровнем безработицы, этнической напряженностью и нестабильной политической ситуацией в регионе.
Восточная Европа. Антироссийский оплот
2016-й будет напряженным годом для Польши и Румынии - самых больших стран на восточных границах ЕС. В Польше консервативное правительство будет подталкивать Европейский Союз к жесткой позиции в отношении России и критиковать способ решения проблем, избранных Германией, в том числе касающихся мигрантов и отношений с Москвой. Берлин будет настаивать на том, что Минские соглашения соблюдаются не полностью, и поэтому с целью пролонгировать антироссийские санкции продолжит оказывать давление на южно-европейские страны, имеющие более гибкие отношения с Россией. В то же время Германия будет защищать свои энергетические связи с Москвой (например, поддерживая проект «Северный поток – 2»), чему постараются препятствовать восточные соседи Германии. Польша потребует большего присутствия НАТО в Центральной и Восточной Европе, наращивая связи с Вышеградской группой, которая включает Венгрию, Чехию, Словакию и Румынию. Отдаляясь от Брюсселя и Берлина, Варшава станет ближе к этим странам и ситуативно - к Великобритании. Польша также реализует спорные инициативы у себя дома – например, снижение пенсионного возраста и введение специальных налогов в банковском секторе и на супермаркеты. Эти меры вызовут критику как Европейского Союза, так и иностранных инвесторов.
В Румынии у технократического правительства будет благоприятный старт, но со временем этот успех сойдет на нет. Бухарест продолжит союз с США, а также членство в НАТО и ЕС. Румыния продолжит поддерживать Молдову на ее пути вступления в ЕС и сохранит прохладные отношения с Россией. Тем не менее, популярность правительства будет постепенно падать, особенно когда партии, поддерживающие технократическую администрацию, начнут проводить собственную политику в преддверии выборов, назначенных на декабрь. Страны, расположенные на восточной границе Евросоюза, попытаются интенсифицировать региональное сотрудничество и повысить присутствие НАТО в этом регионе. Во время июльского саммита НАТО в Варшаве Польша и другие будут настаивать на постоянном присутствии НАТО в Восточной Европе. Германия и некоторые страны Восточной Европы выступят против этой идеи, предпочитая приостановить перемещение войск с целью нормализовать отношения с Москвой.
Россия. Противостояние продолжится
Противостояние между Россией и Западом было основой формирования глобальной системы мира в течение последних двух лет. В 2016 году ситуация практически не изменится, хотя градус конфликта и возможного сотрудничества будет то возрастать, то сокращаться от вопроса к вопросу. Война в Восточной Украине, вероятно, станет долгосрочным замороженным конфликтом. Ситуация станет чуть менее напряженной, чем в 2015 году, но периодические столкновения между украинскими силами и поддерживаемыми Россией сепаратистами будут продолжаться. Минские соглашения останутся основой дипломатических переговоров. Но Россия и сепаратисты иначе интерпретируют политические компоненты Минских соглашений, чем Украина и Запад, и эти различия будут препятствовать более широкому политическому и военному урегулированию конфликта в 2016 году.
Кроме того, Соединенные Штаты и Европейский Союз почти гарантированно сохранят действие санкций против России, если Москва не докажет готовность отказаться от контроля границы между Россией и сепаратистскими территориями и позволит ОБСЕ проводить мониторинг ситуации на Донбассе. Москва вряд ли пойдет на уступки по обоим этим вопросам.
В то же время Россия и Запад будет продолжать военные учения и накапливание оружия на европейских окраинах. НАТО продолжит наращивать и развертывать войска в Центральной и Восточной Европе, Россия усилит противовоздушную оборону в Беларуси и Калининграде. Между российскими и натовскими силами не будет прямого военного конфликта, но обе стороны продолжат наращивать потенциал сдерживания и укреплять свои союзы безопасности.
Россия не остановит своей военной кампании в Сирии, что осложнит отношения РФ с Турцией, США и Европой. Россия будет координировать свои действия с этими центрами, особенно в вопросе борьбы с Исламским государством, хотя поддержка Москвой правительства президента Сирии Башара Асада провоцирует недовольство суннитских повстанцев и несет риск замедления миссии. Политика России в вопросе Сирии особенно сильно отразится на отношениях РФ с Турцией. В то время как Турция будет сближаться с союзниками по НАТО, Москва будет осторожно наблюдать, как далеко заходит конфликт с Анкарой. Обе страны сохранят торговые ограничения и затормозят совместные энергетические проекты. Кроме того, и Россия, и Турция конкурируют между собой за влияние на Кавказе - в частности, в Азербайджане, - и попытаются начать переговоры по Нагорно-Карабахскому конфликту.
Экономика России. Год санкций
Экономика России будет важным приоритетом для Москвы в 2016 году. Кремль предпринял шаги, призванные оградить ее от воздействия западных санкций, в том числе привлекая инвестиции от восточных соседей России и дав отсрочку крупным проектам, которые требуют либо иностранных инвестиций, либо технологий, доступ к которым ограничен нынешними санкциями. Россия, вероятно, сможет выдержать еще один год санкций, но в 2016-м они поставят под угрозу финансовую стабильность страны и способность поддерживать текущие уровни энергетического производства. Поэтому в силу объективной необходимости Москва будет более уступчивой при заключении с Западом контрактов на энергоносители. В то же время Россия интенсифицирует работу в вопросе наращивания энергетических связей с Востоком, реализовывая региональные интеграционные проекты трубопроводов – таких, как Восточная газовая программа и нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан».
Экономический рост в России будет незначительным: Министерство экономического развития прогнозирует рост в 0,7 процента за 2016 год. Экономический спад, который отправил Россию в рецессию, замедлится; это касается оттока капитала и падения промышленного производства. Основные российские промышленные корпорации будут иметь меньше международных долговых обязательств по выплатам в 2016 году (16 млрд долларов по сравнению с 30 млрд долларов в 2015 году). Это упростит получение финансовой помощи от правительства, а также откроет возможности для реструктуризации долгов от крупнейших российских банков. Рубль, как и ожидалось, будет нестабильным; Центральный банк России намерен лишь периодически принимать меры для поддержки валюты. Эта нестабильность может помочь российским промышленным и энергетическим компаниям, которые доходы от экспорта получают в долларах. Однако в целом ситуация окажет дальнейшее экономическое давление на россиян, которые уже ощущают высокую инфляцию и рост уровня бедности. Слабый рубль обострит социально-экономические проблемы России. Он ограничит возможности россиян путешествовать, а также вызовет рост цен на импортные расходные материалы. Эти обстоятельства могут привести к социальной напряженности и волнениям среди самых разных социальных слоев, включая работников со средним и высоким уровнем дохода.
Растущие экономические трудности приведут к протестам по всей России. Кремль позволит незначительные акции, связанные с экономическими причинами, но будет пытаться предотвратить любые крупные и хорошо организованные акции протеста антикремлевской направленности. Усиление правительством риторики, направленной против Исламского государства, может вызвать всплеск ультранационалистических беспорядков, которые выльются в акции протестов и высокую настороженность со стороны иммигрантских общин. Федеральная служба безопасности будет пытаться использовать угрозы, исходящие от ИГИЛ и других исламистских групп боевиков, для расширения своих полномочий внутри и за пределами России. Кроме того, в преддверии парламентских выборов, назначенных на сентябрь, Кремль, скорее всего, нейтрализует оппозиционные группы и их лидеров в попытке удержать их от организации более широкого протестного движения.
Внутренняя борьба среди членов кремлевской элиты будет усиливаться. По вопросу энергетической политики России будут разворачиваться дискуссии с участием политических покровителей крупных энергетических компаний, министров финансов, экономики и энергетики и даже спецслужб. Причиной конфликтов станет вопрос оказания финансовой помощи крупным энергетическим компаниям и проектам, будь то приватизация «Роснефти» или возможный конец монополии «Газпрома» на газопроводах. Кроме того, среди различных служб безопасности и группировок вооруженных сил будут возникать разногласия по вопросу того, кто контролирует отработку текущих ситуаций в Восточной Украине, Сирии и других горячих точках. Президент России Владимир Путин имеет ограниченные возможности для подавления этих разногласий, что заставит его еще больше полагаться на ультралоялистов, которые несколько дистанцированы от основных конфликтных вопросов.
Украина. Под грузом внутренних проблем
Долгоиграющий конфликт в Восточной Украине станет только одним из многих серьезных вызовов для Киева в следующем году. Крайне правые и националистические группы продолжат подрывать украинскую власть и препятствовать Киеву в попытках пойти на политические уступки сепаратистам. Это, в свою очередь, будет гарантировать, что Донецк и Луганск останутся вне политического контроля Киева, хотя некоторые экономические связи в течение года могут быть восстановлены в силу их необходимости для обеих сторон.
Непопулярность болезненных мер жесткой экономии и медленные темпы правовой и судебной реформ, скорее всего, приведут к значительным потрясениям в Киеве в 2016 году. Потенциально возможна отставка правительства премьер-министра Арсения Яценюка. Тем не менее, президент Петр Порошенко, скорее всего, продолжит поддерживать прозападный курс Киева. Доступ к западной финансовой поддержке и содействие в вопросах безопасности со стороны НАТО и США являются ключевыми вопросами для украинского правительства.
После сокращения на 10% в 2015 году украинская экономика начнет медленно восстанавливаться в 2016 году, хотя высокая инфляция и безработица продолжат стимулировать протесты и периодические беспорядки. Экономические связи Киева с Москвой, скорее всего, станут еще слабее, так как две страны имеют разногласия в вопросах погашения долгов, энергетического и электроснабжения, а также выполнения Украиной торгового соглашения с Европейским Союзом, которое вступило в силу 1 января. Торговля ресурсами, в частности, энергоносителями и сельскохозяйственными товарами, между Украиной и Россией будет снижена, Киев постепенно переориентирует свою экономику и более широкие стратегические интересы в сторону Запада.
Постсоветское пространство. Эхо украинского кризиса
Кризис в Украине будет звучать эхом по всей территории бывшего Советского Союза. Беларусь постепенно укрепляет свои экономические связи с Западом, но в тоже время поддерживает свое военное и стратегическое равнение на Россию. Президент Беларуси Александр Лукашенко будет препятствовать созданию российской авиабазы в своей стране, чтобы не создавать лишней напряженности между Минском и Западом, но его позиция может измениться в зависимости от действий НАТО в соседней Польше и Прибалтике.
В Молдове коррупционный скандал, связанный с проевропейским правительством, вызовет серьезную поддержку пророссийских партий, но паралич политической системы Молдовы поставит Кишинев в тупик в вопросе стратегической интеграции с Россией или Западом. Балтийские государства будут предпринимать дальнейшие шаги в диверсификации источников энергии от России, в частности, инфраструктурные и энергетические связи будут строиться между Прибалтикой и Польшей. Эти страны также добьются прогресса в интеграции региональной безопасности, однако постоянного военного присутствия НАТО или США в 2016 году ожидать не стоит.
Грузия получит больше поддержки Запада в вопросе безопасности, что будет реализовано в форме учений и участия в новом учебном центре НАТО на территории страны. Но фактически вопрос вступления в НАТО так и не получит решения. Грузия будет наращивать свои экономические связи с Россией в таких сферах, как энергетика и торговля, хотя в целом Тбилиси останется стратегически ориентированным на Запад.
Давний замороженный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха может иметь развитие в 2016 году, когда Россия во попытается обменять передачу территории Азербайджану на экономические бонусы и гарантии безопасности для Армении. Действия России на Южном Кавказе привлекут значительное внимание Турции и США, которые совместно работают над противовесом влиянию Москвы. Если переговоры по нагорно-карабахскому вопросу провалятся, то можно ожидать всплеска боевых действий. Но более вероятным, чем полномасштабный военный конфликт из-за спорной территории, видится возвращение к статус-кво.
Центральная Азия может оказаться на пороге нестабильности из-за целого ряда вопросов, в том числе текущих экономических проблем, возвращения трудовых мигрантов из России и угрозы роста исламистской воинственности. Экономическая уязвимость заставит некоторые страны, такие как Казахстан и Узбекистан, лоббировать интересы крупных иностранных инвестиций в ущерб планируемым ранее программам по приватизации.
Учитывая близость этих стран к Афганистану, надо отметить риск с точки зрения безопасности, хотя правительства этих стран используют исламистскую угрозу как повод для расправы с внутренней оппозицией. Россия и Соединенные Штаты также заинтересованы в акцентировании этой угрозы, поскольку это позволяет проводить конкурирующие инициативы в вопросе безопасности границ в Центральной Азии. Военное сотрудничество между Азербайджаном и Казахстаном, в том числе совместные учения, будет интенсифицировано в районе Каспийского моря, а Запад продолжит там же поиск альтернативных энергетических проектов, таких как, например, Транскаспийский трубопровод. На саммите Каспийского моря, который пройдет в августе в Астане, Россия может озвучить поддержку работам по разграничению морского дна, хотя крупных энергетических проектов в 2016 году не предвидится.
Ближний Восток и Северная Африка
Турция. В центе внимания
Турция станет очень влиятельным игроком. Несмотря на то что Анкара столкнулась с рядом препятствий, правительство под руководством Эрдогана будет вести себя гораздо более жестко за пределами Турции в этом году.
Турция уже готовится к операции к западу от реки Евфрат в северной Сирии, чтобы избавиться от боевиков Исламского государства вдоль своей границы. В дополнение к борьбе с ИГИЛ Турция хочет продолжить сдерживать курдскую экспансию в северной Сирии и, в конечном итоге, создать "безопасную зону" для сирийских беженцев в пределах Сирии. Турция не заинтересована в дополнительном принятии беженцев ради снижения градуса проблем Европы, но Анкара намерена использовать беспокойство, которое вызывают у ЕС миграционные потоки, для того чтобы укрепить свои позиции в Европе и заручиться поддержкой своих военных действий в Сирии.
Соединенные Штаты, скорее всего, будут способствовать воздушной кампании Турции в северной Сирии, продолжая второе наступление, которое будет опираться в основном на силы курдских повстанцев к востоку от Евфрата. Турция будет подчеркивать свое намерение полагаться в основном на суннитских туркменов и арабских повстанцев, чтобы очистить и удерживать подконтрольные Исламскому государству территории. Но у Анкары также есть план на случай непредвиденных обстоятельств, если потребуется развернуть наземные войска. Кроме того, Турция и Соединенные Штаты будут сотрудничать с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром и, возможно, другими арабскими странами, такими как Египет и Иордания, с целью создать коалицию для борьбы с ИГИЛ в Сирии.
Россия в Сирии. Своя игра
Россия станет важнейшим препятствием в планах Турции. Цели России в Сирии имеют широкий диапазон, и Москва не будет отклоняться от своего партнерства с правительством президента Сирии Башара Асада. Это партнерство говорит о том, что Россия будет вынуждена противостоять силам, пытающимся ослабить сирийское правительство, в том числе ряду повстанческих сил, на которые Соединенные Штаты, Турция, Саудовская Аравия, Иордания и Катар опираются в своей борьбе против Исламского государства. Двойная нацеленность России и против исламских боевиков, и против сирийских повстанцев помешает формированию более последовательной коалиции против Исламского государства и расширит разрыв между Турцией и Россией.
Россия будет пытаться сорвать военные планы Турции путем увеличения своего присутствия в Сирии. Это главным образом говорит о дальнейшем использовании авиации в северной Сирии. Турция необязательно отступит перед лицом этого давления. Переговоры по урегулированию конфликта, скорее всего, будут иметь место, но, вероятно, утонут в полемике. Русско-турецкие отношения в целом будут заметно ухудшаться, но при этом Москва не будет слишком давить на Анкару. Чем больше общих целей со своими партнерами по НАТО найдет Турция, тем более уязвимой будет Россия в постсоветском круге общения.
Ухудшение отношений между Турцией и Россией предоставит Соединенным Штатам и их партнерам в Центральной и Восточной Европе возможность заключить Анкару в тесный альянс. Ни Турция, ни Россия не могут себе позволить полного разрыва отношений, но торговые связи между этими странами будут страдать, а стратегические энергетические проекты столкнутся с дальнейшими задержками. Это сделает Турцию более настойчивой в продвижении энергетических проектов в Азербайджане и курдских районах Ирака. Турция также будет вынуждена еще активнее добиваться прогресса в переговорах по воссоединению Кипра, чтобы проложить себе путь в восточные средиземноморские энергетические проекты.
Сирийское поле боя делится между огромным количеством конкурентов, и на нем сталкивается уйма интересов. А это гарантирует, что любые попытки прекратить огонь или достигнуть окончательного соглашения будут крайне ограничены. Заинтересованные стороны среди иностранцев в настоящее время готовы увеличить военную поддержку для своих доверенных лиц. Хотя это и сбалансирует поле боя, но будет также способствовать снижению стимулов для нахождения компромиссов по проведению переговоров.
В то время как Турция становится все более активной на Ближнем Востоке, ее конкуренция с Ираном в Сирии и Ираке будет усиливаться. Пока правительство Асада укрепляется при помощи России, Иран будет использовать разногласия в курдских районах Ирака, чтобы противостоять усилиям Турции по усилению своих экономических и энергетических связей в северном Ираке. Россия также могла бы возродить свои отношения с курдскими группировками боевиков в качестве рычага давления на Анкару. Турция же будет выделять средства для ограниченного количества войск, чтобы обучать суннитских боевиков в Северном Ираке. Хотя Турция и пытается укрепить взаимосвязи с Демократической партией Курдистана Масуда Барзани, чтобы углубить свои позиции в курдских районах Ирака, турецкие отношения с Региональным правительством Курдистана неизбежно столкнутся с осложнениями, пока Турция будет продолжать преследовать курдских повстанцев, которые используют Ирак в качестве своего убежища.
ИГИЛ
Ядро Исламского государства в Сирии и Ираке понесет в этом году ощутимые потери, хотя сам халифат вряд ли потерпит полное поражение. Ослабление Исламского государства на его основной территории станет причиной еще большего количества террористических операций на Западе и на всем Ближнем Востоке. Как видно по атакам на Париж, низовые ячейки террористов, которые очень трудно обнаружить, будут и дальше представлять серьезную угрозу. Конкуренция на территориях, подконтрольных джихадистам, будет также подталкивать к атакам, особенно в странах Магриба, Аравийского полуострова и Западной Африке, где силы Аль-Каиды наиболее ощутимы.
Иран возвращается на нефтяной рынок
Основные ближневосточные производители нефти вступают в очередной стрессовой год низких цен на нефть и дорогих обязательств внешней политики. Реализация ядерной сделки Ирана в начале года добавит на нефтяной рынок, по крайней мере, 500 000 баррелей в день с последующим медленным увеличением производства в течение нескольких месяцев.
Президент Ирана Хасан Рухани извлечет выгоду из ядерной сделки, чтобы агитировать за умеренных на февральских выборах в парламент и Совет экспертов, который является органом, ответственным за назначение и анализ эффективности Верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Тем не менее, у иранцев уйдет некоторое время на то, чтобы увидеть положительные экономические выгоды от сделки. Ожидается, что Хаменеи может использовать свое неформальное влияние на парламент и Совет стражей, который проверяет благонадежность кандидатов для участия в выборах, чтобы сыграть против умеренных, создавая еще более острую конкуренцию на консервативной политической арене Ирана. Это предполагает еще большие проблемы, встающие перед правительством Рохани, когда дело дойдет до ограничения политического и экономического влияния Корпуса стражей исламской революции, и когда инвесторы придут в Иране.
Повторное поступление иранской нефти на рынок вряд ли вынудит Саудовскую Аравию существенно урезать производство в первой половине 2016 года, чтобы защитить цену нефти. Как только Саудовская Аравия оценит влияние возвращения иранской нефти на рынок, а также принимая во внимание снижение производства в США, Эр-Рияд сможет изменить объемы выпуска своей энергетической продукции во второй половине года. Тем не менее, саудовцы будут не в состоянии координировать устойчивое сокращение производства с другими крупными членами ОПЕК и не входящими в ОПЕК производителями. Главным образом из-за небольшого населения Объединенным Арабским Эмиратам и Кувейту будет легче преодолеть еще один год низких цен на нефть. Саудовской Аравии, с другой стороны, придется финансировать растущий дефицит бюджета путем выпуска долговых обязательств, в то же время производя небольшие дополнительные сокращения расходов.
Безопасность Израиля
Поскольку противостояние в Сирии становится все более трудноразрешимым, израильское правительство будет работать на то, чтобы поддерживать отношения с как можно большим количеством игроков на поле боя и при этом быть готовым к наихудшим сценариям. Ожидается, что Израиль будет держаться близко как к Соединенным Штатам, так и к России, чтобы уследить за ходом событий на поле боя. Страна также будет отстаивать свое право осуществлять авиаудары по «Хезболле» и Исламскому государству вблизи своих границ. Растущая роль Турции в регионе заставит Израиль попытаться улучшить отношения с Анкарой.
Израильско-палестинский конфликт будет определяться циклом постоянных низкоуровневых палестинских атак на Западном берегу реки Иордан и в Израиле, которые спровоцируют ответные удары и ответные меры израильских служб безопасности. ХАМАС попытается избежать очередной прямой конфронтации с Израилем, но израильская политика официального признания ХАМАС ответственным за поддержку атак, наряду с попытками недавно созданного Исламского государства в Газе втянуть ХАМАС в конфликт, может распространить интервенцию Израиля и на палестинские территории. «Хезболла» будет приветствовать все, что может увести внимание Израиля в сторону. Зарождающийся саудовско-иранский консенсус в вопросе выбора ливанского президента также поможет разрядить более серьезный выплеск сирийского конфликта в Ливане.
Мы представили вашему вниманию тезисы доклада, которые касаются территорий, близких к Украине, и ситуация в которых будет иметь непосредственное влияние на нашу страну. Читатели, которые хотят видеть картину мира в целом, могут ознакомиться с оригиналом доклада Stratfor, в котором отражена ситуация в других точках земного шара.
Перевод - Николай Евтушенко