Сегодня харьковский сурок под пристальным вниманием журналистов сделает метеорологическое "предсказание". Супермаркеты и магазины поменьше уже обрастают розово-сердечной эстетикой, сопровождающей придуманный маркетологами День влюбленных. Два импортированных праздника, которые идут почти подряд, заставили нас задуматься об их природе и о том, не перегибаем ли мы палку в подражательстве, забывая при этом собственные традиции?

День сурка - традиционный народный праздник в США и Канаде, который ежегодно отмечается 2 февраля. В этот день принято наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы. По его поведению принято судить о близости весны: если день пасмурный, сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору - значит, зима скоро закончится и весна будет ранней. Если же день солнечный, сурок видит свою тень и, пугаясь ее, прячется обратно – стоит ждать еще шесть недель зимы.

Традиция празднования Дня сурка в Северной Америке через цепь преемственностей восходит к празднованию в Древнем Риме 2 февраля Дня ежа. На основании того, видел или не видел разбуженный еж свою тень, римляне строили метеорологический прогноз. Возможно, американцы  тоже праздновали бы сегодня День ежа, однако ежи в Северной Америке не водятся, поэтому на роль метеоролога был выбран сурок, представленный здесь в изобилии. Так или иначе, но в 1886 году миру явил свое лицо новый официальный американский праздник – День сурка. Как же все это выглядит?

Ранним утром 2 февраля на Индюшачью горку местечка Панксутони в горах Пенсильвании (США) приходит группа джентльменов, одетых в цилиндры и смокинги. Все они - члены Клуба Сурка из Панксутони. Одному из них доверено совершить главный ритуал - вытащить сурка Фила из его домика и выслушать, как Фил нашепчет на ухо прогноз погоды на ближайшие шесть недель. Затем этот прогноз объявляется множеству людей, которые специально прибывают в Панксутони, чтобы стать свидетелями столь волнующего события.

После выхода на экраны в 1993 году знаменитого фильма "День сурка" с Биллом Мюрреем в главной роли популярность праздника резко возросла. Панксутони 2 февраля становится местом паломничества, а сам День сурка начинает (там, где ничего подобного еще не было) или продолжает (там, где праздник уже завоевал сторонников) свое победное шествие по городам и весям планеты. Правда, с той особенностью, что на роль прорицателя выбираются местные представители фауны: ежи, барсуки, медведи, но обязательно с тем условием, чтобы зимой животное впадало в спячку: тогда его извлечение из норы можно как-то истолковать.

В 2004-м году День сурка добрался до Украины. А главным форпостом и одновременно капищем нового культа стала биостанция Харьковского национального университета имени Каразина в поселке Гайдары Змиевского района, где биологи занимаются изучением и разведением сурков. Только у нас вместо американского Фила - свой Тимка, да и сама церемония проводится не в цилиндрах и смокингах: она гораздо скромнее. Согласно статистике, ведущейся уже более 100 лет, прогнозы американских Филов сбываются лишь на 39%.  Тем не менее, в наших краях не спешат разочаровываться в родных Тимках и готовятся в очередной раз впиться взглядами в сонного сурка – на этот раз Тимку II, сменившего своего ушедшего по выслуге лет отца.

Казалось бы, ничего плохого в новой украинской традиции нет. Ведь завещал же наш классик Тарас Шевченко: "І чужому научайтесь, і свого не цурайтесь". Загвоздка лишь в том, что хорошо бы совместить обе эти тенденции; у нас же часто первое получается лучше второго.

Иначе как объяснить, что забыта Громница – зимний славянский праздник, пришедший еще с языческих времен и отмечаемый 2 (15) февраля. Громница, по верованиям наших предков, - единственный день зимой, когда может случиться гроза: можно услышать гром и увидеть молнии. Какова погода в этот день - таков и весь февраль. Ясный, солнечный день приводил раннюю весну: "На Громницу капель - в весну раннюю верь".

Или Сретение, которое традиционно считается днем встречи зимы с весною и празднуется 15 февраля. На селе по погоде в день Сретения судили о весне и лете, особенно - о погоде и урожае. Вот лишь некоторые признаки, которые пророчили ту или иную весну:

  • если на Сретение установится оттепель - весна ранняя и теплая, коли холода завернут - весна холодная;
  • выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне;
  • если на Сретение снег через дорогу несет - весна поздняя и холодная;
  • на Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру – поздних;
  • на Сретение капель - урожай пшеницы.

Впрочем, Украине не привыкать заимствовать американские праздники, как и постсоветскому пространству в целом, ведь с начала 90-х годов во вчерашние советские страны хлынул новый культурный поток, и праздники не стали исключением. Пальма первенства тут по праву принадлежит, конечно же, Дню святого Валентина: кто не дарил своей девушке или жене цветов к 14-му февраля или не обменивался валентинками? Нет, найдутся, конечно, и такие, но человека, не ведающего об этом дне, представить действительно сложно. А Хэллоуин? Кому не доводилось шарахаться от разряженных подростков 31 октября? Ну, разве что жителям пригорода, куда, по понятным причинам, все новое проникает с большим опозданием.

Все эти праздники чрезвычайно монетизированы, а с праздничной атрибутики извлекается огромная прибыль.

Причем к привычным уже Дню святого Валентина и Хэллоуину постепенно подбираются и иные праздники, не имеющие под собой украинской традиции. Так, в 2012 году ученые Украины обратились к руководству государства и священнослужителям христианских церквей с предложением учредить новый общенациональный праздник - День благодарения Богу, в подражание американскому Дню благодарения. На эту инициативу их вдохновил пример родителей американского государства - президентов Вашингтона и Линкольна, которые во времена опасности для страны назначали День поста, примирения и молитвы, призывали народ вместе с властью и священнослужителями к покаянию. "И Бог отводил от них беду. После этого президенты вместе с Конгрессом определяли день торжественной благодарности и поклонения Всемогущему Богу за Его великую милость, явленную им в восстановлении мирной жизни", - говорят они.

А с 2012 года в Украине набирает популярность еще одна традиция – "Черная пятница", калька с американской Black Friday – пятницы после Дня благодарения в США. Этот день открывает в Штатах рождественский сезон распродаж, когда первым покупателям в магазинах предлагаются огромные скидки (на устаревшие коллекции и залежавшийся товар), а сами магазины таким образом привлекают внимание к своему бренду. Отличие "Черной пятницы" в Украине от аналогичного события в США заключается в том, что товары со скидками продаются преимущественно через интернет.

И уж совсем странной выглядит попытка внедрения в Украине так называемого "киберпонедельника" (от англ. Cybermonday). Это понедельник, наступающий после "Черной пятницы". Если "Черная пятница" ассоциируется с традиционным пиком продаж в обычных магазинах, то "киберпонедельник" обозначает напряженный день в интернет-сегменте розничной торговли США - в онлайн-магазинах, которые предлагают товары по сниженным ценам. Тем более странным кажется появление "киберпонедельника" в наших широтах в связи с вышеупомянутым фактом, что в нашей стране и в "Черную пятницу" покупки совершаются в основном в интернет-магазинах.

Вообще, украинский День сурка и другие заимствованные американские праздники отсылают нас к строчке из Библии "Нет пророка в отечестве своем", которая иносказательно говорит о предубеждении, что все истинно мудрое и правильное не может родиться здесь, а непременно где-то в "прекрасном далеко". То есть сурок у нас, конечно, свой, харьковский, но речь идет о заимствовании самой традиции предсказывать весну по его поведению, которая пришла из Америки. Можно, конечно, возразить, что в США она пришла из Западной Европы, а туда - из Древнего Рима, но, очевидно, что Украина и другие страны заимствовали эту "франшизу" уже из США как из страны, образ жизни которой нынче модно копировать.

Справедливости ради нужно отметить, что история знала и более курьезные примеры такого копирования. Тут речь идет о карго-культе – группе религиозных движений в Меланезии. В классическом варианте культы карго были распространены во время Тихоокеанской кампании американцев против Японии во Вторую мировую войну, когда на острова Меланезии к удивлению аборигенов было сброшено или доставлено огромное количество грузов: палаток, оружия, консервов, одежды и т.д. Чтобы вернуть назад товары, снова увидеть прилетающие самолеты и прибывающие корабли после того, как американцы покинули свои островные базы, островитяне имитировали действия солдат, моряков и летчиков. Они делали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, изображали сигналы посадки, строили из дерева в натуральную величину самолеты, взлетно-посадочные полосы, контрольно-диспетчерские вышки, полностью отказались от своих прежних религиозных верований и начали поклоняться аэродромам и самолетам. Нужно ли говорить, что такое поведение к желаемому результату не привело.

Так стоит ли украинцам продолжать свое культурное эпигонство? Или позволить народу самому осуществить выбор? Чего делать точно не нужно -так это запрещать западные праздники указом сверху, как это сделали, например, в Саудовской Аравии с Днем святого Валентина, где его празднование запрещено под угрозой больших штрафов. Украинец – умный человек и грамотный читатель. Предоставим же ему самому разобраться.