В прошлой статье мы писали о таком явлении посткультуры, как стрит-арт. В этой поговорим о флешмобах, которые, в отличие от стрит-арта, не имеют никаких корней в прошлом веке и возникли всего 10 лет назад.

Итак, что такое флешмоб? Сам термин очень точно передает суть процесса: flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа. То есть флешмоб - это массовая акция, которая проходит в общественном месте. Собравшиеся люди, как правило, не знакомы друг с другом. Они выполняют какие-то действия и расходятся. Изначально считалось, что действия эти не должны преследовать никаких целей – ни рекламных, ни политических, ни финансовых. Флешмобы не проводились для привлечения внимания прессы. Иными словами, флешмоб - это действие ради действия. Единственный его смысл – развлечение для участников и раскрашивание серых будней для случайных прохожих.

"Классический" флешмоб: 50 покупателей "замерли" в супермаркете Манчестера на 4 минуты, вызвав недоумение персонала и других посетителей, которые, следуя неписанному правилу современного урбанистического общества "меня это не касается", усиленно делают вид, что ничего не происходит.

Прагматичному читателю будет непонятно, зачем делать что-то, что не преследует никаких внятных целей? Ответ на этот вопрос социологи и психологи, скорее всего, дадут в будущем: дело в том, что за головокружительным развитием посткультурных явлений они просто не успевают - даже соответствующего понятийного аппарата наука еще не выработала. Поэтому, не опираясь на научные данные, мы можем лишь предположить, что флешмоб - это своеобразная форма мирного протеста против суровой реальности мегаполисов, где миллионы людей копошатся, имея четкие и прагматичные цели. А еще это попытка разукрасить реальность - примерно такая же, как стрит-арт. Только стрит-арт - это борьба с серыми стенами, а флешмоб – с серыми лицами.

Флешмоб на одном из австралийских пляжей. Невесть откуда появляется зажигательная музыка, 100 человек постепенно поднимаются с лежаков и полотенец и начинают танцевать. Публика от легкой озадаченности быстро переходит к восторгу. 

Несмотря на явную несерьезность, флешмоб как явление родился из вполне научной книги социолога Говарда Рейнгольда "Умные толпы: следующая социальная революция". В этом малочитабельном, перегруженном цитатами и во многом спорном труде Рейнгольд предсказал, что мобильная связь и интернет станут факторами образования принципиально новых сообществ. В 2003-м некий Роб Зазуэта из Сан-Франциско, начитавшись Рейнгольда, создал первый в мире сайт для людей, которые, используя интернет-площадку, смогли договариваться о проведении флешмобов.


Теоретик флешмоба Говард Рейнгольд...

...и практик Роб Зазуэта

Первый флешмоб, который должен был пройти в Нью-Йорке, не состоялся. Причина проста: для всякого государства, даже донельзя демократического, все, что непонятно, "подрывает устои", а значит – подлежит запрету. Нью-йоркские полицейские, прослышав о какой-то странной массовой акции, на всякий случай помешали ее проведению. Но процесс было уже не остановить. В результате первый флешмоб датируется июнем 2003 года. Участники, а их было около 200 человек, столпились в мебельном отделе супермаркета у какого-то умопомрачительно дорогого ковра и стали наперебой объяснять продавцам, что все они члены некой коммуны, которым приглянулся этот "коврик любви".

Интересный российский флешмоб: серый день на Воробьевых горах, неожиданно расцвеченный зажигательной музыкой и сотней танцующих людей. Правда, закрадывается подозрение, что все это - задумка организаторов свадьбы, непосредственные участники которой как-то уж очень органично вписались в действо. Но как бы там ни было – получилось отлично, удовольствие получили и участники, и зрители. А также пользователи "YouTube" – обратите внимание на количество просмотров и комментарии.

Движение флешмоберов сразу же приобрело лавинообразный характер и на этом пути, как и стрит-арт, увы, растеряло свою андеграундность. Флешмобы стали использовать в коммерческих целях. И это логично: коль скоро флешмоб по определению призван привлекать внимание, то почему бы не привлечь внимание к бренду?

Пожалуй, лучший на сегодня "коммерческий" флешмоб. Британский сотовый оператор организовал массовые танцы на вокзале. Видео этого действа было признано лучшей рекламой в Англии в 2009-м году и получило "бронзу" на Каннском фестивале рекламных фильмов.

Идея настолько понравилась, что получила продолжение: теперь участники не только танцуют, но и поют. Место действия – аэропорт Хитроу.

Коль скоро флешмоб - это акция, как ни крути, социальная, то вполне логично использовать ее для привлечения внимания к каким-то социальным проблемам. Это направление флешмобов, сейчас, пожалуй, наиболее популярно.

Социальный флешмоб, призванный обратить внимание на положение беременных женщин в бедных странах. Акция не кажется многочисленной, однако подобные мероприятия кроме Великобритании прошли в Канаде, Франции и Германии. Как-то не верится, что сложные акробатические этюды действительно исполняют беременные, но смотрится эффектно.

Ну и, конечно, флешмоб не могла обойти вниманием такая социально-значимая, но никак не веселая отрасль человеческого бытия, как политика. Политические флешмобы часто бывают куда эффектнее митингов, пикетов и прочих занудных мероприятий, а потому используются политически-активными гражданами все более и более широко.

Несколько десятков молодых людей из Тулы выразили свое отношение к поднадоевшему новому поколению россиян президенту. Идея замереть в торговом центре, конечно, не нова, однако таблички, которые участники держат в руках, оживляют процесс, придавая акции беззлобную ироничность.

Чтобы не завершать наше повествование на минорной ноте, представляем самый многочисленный на сегодня флешмоб, который прошел в Чикаго на концерте группы "Black Eyed Peas" и был посвящен культовому для многих американцев явлению по имени Опра Уинфри. Участников было больше 20 тысяч, и факт этот зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса.