31 октября тысячи украинцев всех возрастов так или иначе приобщатся к празднованию Хэллоуина. Причем большая часть из них не будет иметь внятного представления о том, что это вообще такое, откуда взялось и к чему может привести. Ведь для большинства Хэллоуин - это невинная карнавальная забава и не более того. Так ли это?
Ниже - мнение известного православного проповедника протоирея Андрея Ткачева, опубликованное ровно год назад на сайте "
Хэллоуин. Откуда у множества людей столько глупости, столько желания серы понюхать и рогатого за хвост подержать? Впрочем, много ручьев стеклось под первое ноября в кельтское болото, и что-то одно до конца сей феномен не объясняет.
Христианство не отменило язычество и не уничтожило, поскольку это невозможно. Язычество неистребимо. Христианство очень мудро повело себя с язычеством, то вытесняя его собою с насиженных мест, то наполняя новым смыслом старые суеверия. В духе подобного подхода получило свою дату празднование Рождества, так "воцерковилась" Коляда с Масленицей. И процесс этот шел одинаково что на Востоке, что на Западе.
Так произошло и с праздником Всех Святых, который католики празднуют не в зависимости от Пасхи (как мы), а фиксировано – 1-го ноября. На это время по кельтским понятиям попадает какое-то свое празднование, связанное с духами, с темной (зимней) частью года, с буйным весельем, призванным то ли духов ублажить, то ли от них защититься. Вся эта этнографическая блажь со временем перекочевала в Новый Свет в головах эмигрантов, и там праздновалась в этнических группах ирландцев, шотландцев, валлийцев. Ну а уже в наши годы, то есть с конца XX века, праздник коммерциализировался и в качестве экспортного товара стал активно распространяться по миру.
Критиковать подобные "праздники" - это все равно, что ругаться с паровозом. И запрещать его без толку. Нужно только назвать вещи своими именами. Это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализации.
Надо сказать, что у каждой страны хватает своей собственной бесовщины, но англоязычная бесовщина с некоторых пор автоматически превращается в нечисть интернациональную. Вот почему германские Вальпургиевы ночи и прочие шабаши дальше Европы нос не кажут - не в пример тыквенным рожам с огоньком внутри. Естественное распространение Хэллоуина ограничивается англоговорящими странами: США, Великобританией, Австралией.
Что же касается стран Европейского союза, или Японии, или Южной Кореи, то это уже знаки глубокой зависимости – финансовой и культурной – от Штатов; зависимости, возникшей после окончания Второй мировой. К последней категории относимся и мы, только наше холуйство более позднего происхождения, поскольку мы у Штатов ходим в зависимости не с конца войны, а с "лихих 90-х".
Что ж, мир слепливается в кучу, интегрируется, объединяется. При этом внутренне людям все больше угрожает опустошение и бессмысленность существования. Опустошенному и объединенному человечеству тоже нужно что-то праздновать. Это - специфические "красные даты глобального календаря".
После праздников типа Хэллоуина специально надо еще день отсыпаться. Это не праздники от слова "праздность", то есть покой, то есть отдых от изнурительного труда, то есть почти шабат. Напротив, это будет шум и гам, визг и вой. Скорее шабаш, чем шабат, скорее знак душевного надрыва, чем признак подлинного веселья.
Это не праздник села или небольшого города, но праздник мегаполисов, где сконцентрирован праздный люд и в карманах водятся шальные деньги.
Это не праздник детей, стариков или серьезных людей среднего возраста. Методом нехитрого исключения определяем тех, кто празднует, и где. В ресторанах, пабах и ночных клубах больших городов эту заморскую баланду будут хлебать молодые люди с пустой душой и лишними деньгами. Они уже сегодня считают себя гражданами мира, для них и создается "новый месяцеслов глобального человечества".
***
Самая распространенная реакция людей, для которых Хэллоуин – праздник, это призыв считать явление нейтральным. Вот оригинальные высказывания:
"Главное - меру знать. Выпустить языческий пар, если угодно. Полуголые девицы здесь, конечно, ни при чем, а тыквы, да и прочие урожайно-осенние украшения, очень симпатичны и создают настроение, когда впереди неуютная зима"
"Я не вижу ничего дурного в том, чтобы относиться к данному празднику нейтрально"
"Хэллоуин давно лишен религиозного подтекста - как языческого, так и христианского. Это маскарад, не более того"
Ну что ж, дьяволу не кланяются, и на том спасибо. Теперь поговорим о нейтральности.
Было бы очень неплохо, если бы в нашей жизни было побольше нейтральных вещей и явлений. Но таков уж груз, лежащий на плечах сынов человеческих, что нейтральных вещей в мире людей нет или почти нет.
Понятие о вещах нейтральных принадлежит стоикам. Они учили, что благом является только добродетель, злом – порок и невежество, а все, что посередине, – нейтрально. Так, например, нейтральны, по их мысли, деньги. Ими можно пользоваться как для благих, так и для злых целей. Нейтрально все то, что приобретает оценку в процессе использования. Искать зло не в вещах, а в намерениях учили эти философы.
Мы так и делаем. Мы не называем людей, празднующих Хэллоуин, ни дьяволопоклонниками, ни как-то еще. "Это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализма" сказано выше.
И те самые деньги, о которых стоики рассуждали возвышенно и отстраненно, для нас совсем не всегда таковы. Подавляющее большинство людей никогда не относилось и не относится к деньгам нейтрально даже в теории.
Так жизнь убеждает нас в том, что от нейтральности мы далеки и не способны нейтрально относиться даже к тому, что по природе нейтрально. Хэллоуин же нейтрален еще менее банковских билетов.
***
Отношение к еде и одежде, браку и детям, смерти и рождению во всех культурах формируется культом и специфично настолько, насколько специфичен культ. Вы можете и не догадываться о культовых корнях того или иного явления, но это не значит, что этих корней нет.
Вы можете не знать, как именно и почему мировоззрение японцев и их отношение к смерти заставляет их наслаждаться щемящей картиной ежегодного опадания клена. Но, уверяю вас, это – внутренне связанные явления.
А у швейцарского шоколада и их же точных часов есть своя протестантская, еще точнее – кальвинистская, история.
Это столь интересная тема, что о ней можно часами говорить, превращая окружающий мир в увлекательную книгу. Своя религиозная предыстория есть и у открытия Америки, и у появления Ротшильдовского капитала, и у перехода Суворова через Альпы.
Вам до этого дела нет? Но тогда так и скажите. А не записывайте в нейтральные явления то, что по определению не может быть нейтральным.
***
Хэллоуин насыщен символикой смерти или нет? Черепа, вурдалаки, призраки там есть или нет? Разве символика смерти нейтральна? Или у вас никто никогда не умирал в роду? Или вы никогда у зева разрытой могилы не стояли и стоять не собираетесь?
Череп человеческий -, он и в монашеской костнице, и на картине Верещагина, и в руке у Гамлета равно священ и таинственен. Он уважения к себе требует, а не кощунства над собою. Из него нельзя пепельницу делать или чашу, как сделали печенеги с головой Святославовой.
Если вы с этим не согласны, то с вами не о чем разговаривать. А если согласны, то как можно считать нейтральным то "баловство" (скажу мягко) с черепами и то перевернутое отношение к смерти, которым пропитан сей полночный шабаш в канун Всех Святых?
Хэллоуиновское отношение к смертной символике и есть один из признаков утраты человеческого достоинства.
И современная цивилизация, та самая, которой так некритично восхищаются бессердечные и суетные люди, ведет к исчезновению человека. Это ее свойство.
Это цивилизация крайнего эгоизма и культа наслаждений.
***
Мир слепливается, склеивается, глобализуется. При этом мир внутренне опустошается. Опустошенному миру тоже нужно что-то праздновать.
Кто в пыл полемики полезет?
Только никому не советовал бы я наниматься бесу в адвокаты.
Советовал бы лучше купить глазной мази, в Апокалипсисе упомянутой, чтоб помазать глаза и увидеть мир в его подлинном, а не "нейтральном" виде.