Мы в очередной раз обращаемся к условной рубрике "Нам пишут", публикуя письмо читателя, которое нам показалось интересным, т.к. касается серьезной проблемы.
С наступлением холодов резкое повышение тарифов на коммунальные услуги затронуло быт каждой украинской семьи. И как любая резонансная тема, мгновенно стало не только экономическим фактором, но и политическим. На этой проблеме политики из лагеря оппозиционеров спешат подогреть интерес к себе и нарастить рейтинг своей политсилы.
Некоторые политики-популисты нашего времени пытаются из протестного настроения создать протестное движение – например, акцию "Тарифное сопротивление".
Что предлагают нам политики для снижения тарифов? Они призывают жителей крупных городов выйти на площади и подписать "Манифест", тем самым показав власти, что они не согласны с тарифной политикой. Собственно, на этом рецепт по снижению тарифов и заканчивается. Такое решение проблемы совсем не соответствует декларируемому высокому уровню министров "Оппозиционного правительства". Власть и население и без того понимают сложность ситуации. Согласитесь, подписи и уличные протесты не способны решить многоуровневую проблему тарифов. Скорее наоборот - они способствуют дестабилизации ситуации, которая отпугнет кредиты и инвестиции для реальной экономики и повышения доходов граждан. Поэтому, не пытаясь идеализировать ситуацию и рассказывать сказки о том, что все хорошо, у нас прекрасные тарифы, которые вполне по силам большинству жителей Украины, давайте рассмотрим ситуацию, расставим точки над "і" и ответим на несколько вопросов.
Почему тарифы высокие?
В нынешних условиях в топливно-энергетической сфере партнерские и справедливые отношения с РФ невозможны. Нефть и газ сейчас являются не товаром, а поводом для политического давления на Украину. Но это не отменяет задачу правительства обеспечить теплом людей вне зависимости от того, сторонники они евроинтеграции, нейтралитета или вступления в ЕЭП. Поэтому Украина вынуждена соответствовать принятым в ЕС правилам.
Топливно-энергетический рынок ЕС регулирует директива под названием "Третий энергетический пакет". Эти правила устанавливают прозрачный и равный для всех рынок энергоресурсов. Украина была вынуждена установить единые условия для иностранных и отечественных газовых компаний и уравнять цены для всех потребителей. Общая цена на газ для украинцев состоит из его цены на общеевропейской торговой площадке (хаб NCG), плюс цена транспортировки газа в Украину, плюс добавочная стоимость, установленная облгазами, которые газ доставляют потребителю, плюс НДС. В итоге получаем 6 879 грн. за тыс. метров кубических.
Плюсы и минусы сложившейся ситуации
Первый и главный плюс заключается в том, что цена на российский газ по схеме реэкспорта из ЕС ниже, чем покупка газа напрямую у "Газпрома" по "мутным" договорам. В принципе, это уже достаточное условие для покупки газа через ЕС. Далее можно говорить о получении политической выгоды. Газ из ЕС дает Украине иммунитет от политического давления со стороны РФ. Россия понимает, что теперь украинцы покупают ее газ дешевле, чем хотелось бы российской стороне, но ничего поделать с этим не может. Теперь уже РФ сама предлагает Украине покупать газ напрямую и сулит немалую скидку. Оказывается, что не только покупатель зависит от продавца, но и наоборот. А санкции ЕС и США окончательно вынуждают РФ перестать шантажировать потребителей ее газа. Поучительная для России ситуация. Когда экономические связи Украины с РФ будут налаживаться, эти условия весьма поспособствуют честным партнерским взаимоотношениям между нашими странами.
Для простых украинцев тоже есть неэкономическая выгода. Встречая россиянина в Украине или приезжая в гости в Россию, часто слышались фразы типа "мы хохлов от газа отрежем, подохнете от холода" или упреки в том, что украинцы "воруют газ". Теперь любому украинцу есть что ответить. Пусть теперь россияне спрашивают у своей власти, куда испарился газ по пути в Европу.
Минус высоких тарифов очевиден: отсутствие средств для оплаты счетов. Социальные стандарты являются низкими. Нужно увеличивать доходы и гарантировать социальную защиту населения. Но факты – вещь упрямая. Бывшие социалистические страны повысили цены на услуги ЖКХ. Тарифы на коммунальные услуги в Румынии, Латвии, Литве, Болгарии в несколько раз выше, чем у нас, а вот доходы граждан сопоставимы. Люди живут нормально. Потому что в обмен на высокие тарифы и сбалансированный госбюджет получают дотации из других стран ЕС. И нам придется пройти этот путь.
Субсидии: что это?
В Украине разработана и действует система субсидий. Семьи и граждане, оформившие субсидии, практически не пострадали от роста тарифов. Государственная помощь реально приобрела адресный характер. В прошлом году в Харьковской области субсидиями на оплату жилищно-коммунальных услуг пользовались 403 тыс. семей, в этом году - уже 374 тыс. семей, и их оформление продолжается, соответственно - цифра растет. А раньше население спонсировало "Нефтегаз", который все равно оставался убыточным предприятием. Преодолевая "коммунальные" привычки населения и чиновников, медленно, но верно, реформа движется.
Кому выгодно "тарифное сопротивление", "третий майдан" и прочее?
По своей сути сегодняшнее "Тарифное сопротивление" имеет все признаки зеркальной копии "Тарифного майдана" Юлии Тимошенко и Олега Ляшко. Это политические манипуляции с тяжелым бременем на плечах населения ради личной выгоды.
Факт остается фактом: нынешняя оппозиция не способна предложить реальное, а не популистское, альтернативное решение этой проблемы. Они такими были во власти, они такими остались в оппозиции вне зависимости от партийной принадлежности.
Политическая выгода совпадает с возможностью получения выгоды материальной. Все партии, которые хотят вывести граждан Украины на протесты, - это либо партии, которые находятся за бортом парламента и отчаянно рассчитывают там оказаться - например, новосозданная партия "За життя" (а кто же против?), либо хлопнувшие дверью и вышедшие из коалиции, не пожелавшие взять ответственность на себя партии "Батькивщина" и Радикальная партия. Понятно, что оппозиции нужен рост доверия украинцев, нужен имидж радетелей "за життя"народа.
Следует отметить и интерес России в "тарифном сопротивлении" и вообще раскачивании ситуации в Украине. Связь отдельных украинских политиков с "московской эмиграцией" сложно отрицать, некоторые в своих интервью особо и не скрывают этого - например того, как помогали убежать некоторым ВИП-персонам в Россию во время судьбоносного февраля 2014-го.
Результатом протестов зачастую становятся революции, хаос и разрушения. В результате "русской весны" у нас миллионы беженцев, разрушенный Донбасс, тысячи убитых и раненых. В оккупированном Донбассе уже нет проблем с тарифами. Там просто платить не за что.