Декларирование средств чиновников вызвало огромный общественный резонанс. Предлагаем вашему вниманию мнения экспертов по этому поводу.
Галина Куц. Все тайное стало явным
Ситуация с наличными средствами, которые лежат у декларантов дома, губительна для экономики Украины, поскольку эти средства "не работают" на бюджет Украины. Ведь мы понимаем: если бы эта наличность была в банках, если бы из этих средств платились налоги, экономика развивалась бы лучше. В этом контексте стоит упомянуть в качестве положительного примера декларацию президента Украины, большинство средств которого размещены в банках, "работая" на экономику. Кроме того, Петр Порошенко обнародовал информацию о том, что им было передано около 400 млн. собственных средств на благотворительность. Это также должно стать примером для подражания для многих представителей политического класса, задекларировавших сверхприбыли.
Следует также отметить, что мы не знаем, как декларанты могут в будущем распоряжаться этими наличными. А вдруг они мгновенно выбросят их в оборот и девальвируют гривну?
Электронное декларирование высветило еще одну проблему - отсутствие механизмов реагирования на эту ситуацию. Ведь на сегодня не завершены реформы в судебной и правоохранительной системе. Отсутствуют независимые суды, которые квалифицировали действия отдельных чиновников. Единственный механизм фильтрации в отношении представителей политического класса, задекларировавших сверхприбыли с непонятными путями их получения, - это выборы. То есть мы получили списки для фильтрации политического класса. И народ должен решать, что с этим делать.
Юрий Чевордов. Не легализация, а явка с повинной
Любые изменения начинаются с анализа ситуации и осознания того, насколько все запущено. Президент Украины сознательно пошел на то, чтобы тема е-деклараций начала бурлить в обществе. Иной реакции и быть не могло. Это все было очевидно и предсказуемо. Но он на это пошел. Сознательно. Теперь нужно понимать, что со всем этим делать. Но это уже второй этап.
Ни один президент до Петра Порошенко не готов был к подобной откровенной и публичной демонстрации всего несовершенства украинской политики. Это бьет по рейтингу страны, это бьет по его личному рейтингу, это бьет по рейтингу всей властной команды.
Однако это то, что называется откровенный разговор власти и общества о нашем общем уродстве. Это честно. Думали, это легализация, а оказалось, это была явка с повинной. Ошиблись, перепутали. С кем не бывает. В любом случае, явка с повинной - смягчающее вину обстоятельство, как ни крути. Суд, надеюсь, это учтет.
Считаю, что члены тех общественных организаций, которые декларируют борьбу с коррупцией, должны также обязательно подавать декларации - наравне с теми, с кем они борются. Логика простая: чтобы судить и выносить приговоры, хоть бы и не имеющие никакой юридической силы, необходимо продемонстрировать, кто ты сам такой и на какие средства живешь. А то борются, борются, а потом бац - и квартиры за 7 миллионов покупают. Вот такие случаются фокусы. Но мы ж не в цирке...
Игорь Полищук. Е-декларации как зеркало украинской политики
Е-декларации чиновников можно расценивать как первый весомый результат Революции достоинства. Они показали, "кто есть ху" в украинской политике. Думаю, что эти декларации не на все 100% отразили реальное положение вещей: разрыв между чиновниками-миллионерами и народом-нищим со средней зарплатой в 200 долларов США на самом деле еще больше.
Для себя сделал следующие выводы: 1) нынешняя политическая элита фактически является бизнес-элитой, которая использует государство как инструмент обогащения; 2) их олигархические интересы прикрывают профессиональные демагоги-популисты за дополнительную хорошую плату (лучший пример - лидер Радикальной партии Олег Ляшко, который "коровам хвосты заносил", сильно "переживает за нищий народ", клеймит "скотиняк-буржуев" и имеет на руках 1 миллион долларов наличными); 3) революционный запрос на новые лица и децентрализация начинают приносить первые плоды: на местном уровне – к управлению государством стали приходить адекватные люди без крайностей супербогатства и супербедности - к примеру, новый губернатор Харьковщины Юлия Светличная.
Валерий Дудко. Е – декларации: в чем суть
Процесс пошел…. Опубликованные декларации многих повергли в шок. Дело даже не в том, что многое из оглашенного в декларациях заставляет предположить, что в государстве точно есть денежные знаки и они точно ходят по им известным законам. Удивляет их количество и особенно нал. Количество вопросов к отдельным декларантам зашкаливает. Как при несредненькой зарплате и отсутствии своего свечного заводика иметь миллионные накопления — это вопрос. Конечно, понятно, что этот процесс еще долго будет исследоваться. Общей системы уклонения от истины пока не установлено. Есть факты, свидетельствующие о переоформлении квартир и домовладений. Понятно, что в первую очередь пытаются сохранить то, что наиболее дорого. Отдельная тема - автотранспорт. В своем большинстве его владельцами зарегистрированы мамы, бабушки и жены. Уместен второй вопрос: а права у них есть? И вообще - они как воспринимают автотранспорт? А коллекции различных раритетов? Они тоже должны подлежать оценке. Вот почему хочется верить, что это только начало пути.
Александр Романюк. Психологический шок и перспектива очищения власти от коррупции
Положительным последствием обнародования доходов народных избранников может и должно стать значительное усиление борьбы с коррупцией. Можно с уверенностью сказать, что без правового закрепления обязанности депутатов и чиновников декларировать свое имущество и свои доходы эффективная борьба с коррупцией была бы невозможной. Публикация деклараций наглядно засвидетельствовала, кто есть кто, и дала ценную информацию для правоохранительных органов.
При этом сам размер имущества и доходов, что больше всего возмущает многих граждан, не является главным. Главным является то, каким образом они получены. Многие народные депутаты до того, как они стали народными избранниками, занимались бизнесом и вследствие этого приобрели значительное имущество и ценные бумаги, от которых они получают хорошие доходы. Если при этом не было нарушено законодательство, это нормально для демократического общества. Другое дело, что огромное имущество и сказочные доходы задекларировали лица, которые всю или почти всю сознательную жизнь находились на государственной службе или были народными избранниками и, согласно закону, не могли совмещать свою основную деятельность с бизнесо