Игорь Арнаутов  - мой друг. Мы играли вместе на сцене театра им. Шевченко. Он очень хороший человек и замечательный партнер. С ним легко и весело - и в жизни, и на сцене. Всем известно, что незаменимых людей нет, но, на мой взгляд, такого комедийного актера, каким был Игорь Арнаутов в театре Шевченко, харьковская сцена еще не получила. Его место пока никем не занято.

Когда я узнала, что Гоша Арнаутов стал Игорем Анатольевичем, директором харьковского Дома актера им. Л. Сердюка, - я насторожилась. Мы какое-то время не виделись и, идя на интервью, я  немного побаивалась, что мой яркий, веселый, жизнерадостный друг превратится в серого чиновника. С первой же секунды я поняла, что зря беспокоилась…

- Дом актера стал настоящей театральной Меккой Харькова…

- Это благодаря театрам, которые здесь начинали больше 10 лет назад. "Театр 19", Центр современного искусства "Новая сцена", те, которые были первыми, стояли во главе этого "движения"  -  зарождения негосударственных театров. В Харькове работали разные студии. Но в Доме актера Сергей Анатольевич Бычко (предыдущий директор Дома актера и нынешний директор театра им. Пушкина - SQ) сделал удивительный ход и нашел возможность объединить это все под эгидой межобластного отделения Национального союза театральных деятелей Украины. Он подтянул сюда театры, а уже театры подтянули зрителей. О храме говорят "намоленный храм", а о Доме актера теперь можно сказать "насмотренный". Сцена Дома актера –"насмотренная". Был проведен ремонт - спасибо  спонсорам и всем, кто нам помогал. И, собственно, почему именно здесь - театральный пульс города? Потому, что многие актеры, не найдя работу в государственных театрах, стали "кучковаться" здесь, хотя здесь тоже совсем не легкий хлеб. Актеры рассчитывают только на свои силы - никакого бюджета и финансирования нет. Может быть, спонсоры есть - я не уточнял. Хотя в целом я не отказался бы от помощи Дому актера.

- А какая помощь нужна?

- Моральная (улыбается). Плюс материальная, возможно даже -борзыми щенками (смеюсь уже я). Мы их обменяем на что-нибудь полезное Дому актера. Здесь всегда нужно что-то делать. Что-то ремонтировать, что-то усовершенствовать.

- Например?

- У нас старая аппаратура, плюс строительные работы нужно проводить. Потому что театры накапливаются, их много, а сцена -маленькая. Нам негде хранить декорации. Мы специально для этого выделили целую комнату. Там мы решили сделать склад декораций, костюмов, реквизита, потому что в коридорах хранить это нельзя.

- А возможности расширяться нет?

- К сожалению, нет.

- Ну, чисто теоретически – достроить, пристроить, докупить площадь…

- Мы находимся в жилом доме. В квартирах должны жить люди. Театр должен находиться в театре.

- Вырос Дом актера сам из себя…

- Естественно. Его поливали для того, чтобы он вырос. Его окучивали, удобряли. Средства, которые выручает Дом актера, предоставляя свои услуги театрам, идут опять же на Дом актера. Помимо этого, средства идут на помощь ветеранам сцены. К сожалению, сегодня я узнал, что на кладбище кем-то разрушен памятник Лесю Ивановичу Сердюку, имя которого носит Дом актера.. Это отвратительно. Они не думали, кто такой Сердюк, - они просто увидели кусок бронзы, который можно продать. Позвонила семья Леся Ивановича, его родственники. Они сказали, что не в силах восстановить памятник. Поэтому вся надежда - на нас и на театр Шевченко, в котором работал Сердюк – корифей украинского театра. Обидно то, что произошло. Мы стараемся сохранить память, ведь Лесь Иванович это все начинал. Українське театральне товариство, Всесоюзное театральное общество (ВТО), Національна спілка театральних діячів України – это все создавалось в помощь театральным деятелям. Тогда, во времена Советского Союза, была действенная помощь - например, актерам давалась дополнительная жилая площадь для репетиций. Полагалось 20 метров. Были такие нормы, такое отношение к человеку, который занимается искусством. Членам СТД полагались 30%-ные путевки. Сейчас, к сожалению, ничего этого нет. Мы очень стараемся помочь  ветеранам.  И поэтому нам нужны деньги. Еще Дом актера проводит  конкурсы, фестивали, на которые тоже нужны средства.

- Я хотела спросить о конкурсах, но ты меня опередил...

- Совсем недавно мы провели конкурс чтецов имени Романа Алексеевича Черкашина. Конкурс проходил два дня. Для этого нам нужно было создать призовой фонд, разместить участников - это в основном совсем молодые ребята, которые приехали из Львова, Днепропетровска, Киева… и, конечно же, харьковчане!

- Это Дом актера проводил конкурс?

- Дом актера и Харьковское межобластное отделение Союза театральных деятелей Украины. Этот конкурс давно уже проходит. Профессиональный конкурс чтецов им. Р. Черкашина.

- Каждый год?

- Через год. 

- Какие еще фестивали проходят в Доме актера?

- Фестиваль "Курболесия" и "Театроник" – фестиваль малых театральных форм и моноспектаклей. Помимо этого, мы принимаем участие в других конкурсах как члены жюри.

- Сколько спектаклей в месяц проходит в Доме актера?

- В январе у нас прошло 80 спектаклей.

- Как это возможно?!

- Ежедневно два детских и два взрослых на двух сценах. Помимо этого, с руководителями детского театра "Сорванцы" Еленой Вартанян и детского театра "Каламбур" Инной Мищенко мы придумали родительский день. По субботам и воскресеньям в Доме актера на Основной и Малой сценах мы проводим детские спектакли для детей. Важно, чтобы пришла вся семья, все вместе. И если ребенок оторвет родителей от бытовых дел и уведет в театр – это считай уже большое хорошее дело сделано. Дети смотрят детские спектакли, понимаешь? Дети видят искусство на расстоянии вытянутой руки. У нас впервые дети играют спектакль "Вперед, котенок!" на Малой сцене!

- На сцене тоже дети?

- Да!!! Под крышей Дома актера уже три детских коллектива демонстрируют свое искусство. Это театры "Блэсс", "Сорванцы" и "Каламбур". Они показывают просто изумительные детские спектакли.

- Вмещаются все театры, которые хотят здесь работать?

- Как в рукавичке.

- А сколько театров считают Дом актера своим домом?

- 18 коллективов. Это те, которые здесь "квартируются". Но есть еще и те, которым мы просто предоставляем возможность выступить. Например, театр "Позитив" или Харьковский театр для взрослых.

- Что же там такое показывают - в театре для взрослых?

- Чехова, Хармса…

- Понятно.

- Здесь премьеры готовятся. Не буду говорить, у кого какие, потому что меня не уполномачивали.

- Давай немного анонсируем - ужасно любопытно…

- Ну, скажем так… Ходит в интересном положении "Театр 19" (разговор происходил в мае - SQ). По-моему, в конце мая - начале июня "Театр 19" покажет премьеру. И театр "Стрекоза" готовит иллюзионный спектакль "Зайцы повсюду". И центр современного искусства "Новая сцена" вот-вот порадуют премьерой!

- У тебя самого есть здесь любимые спектакли?

- Я не буду и не хочу кого-то выделять. Это не честно. Есть театры более успешные и менее успешные…

- От чего это зависит?

- Это зависит от внутренней политики театра, от их вкуса, взглядов на профессию. Зритель ищет свой театр. Зритель ищет то, что ему по вкусу. Кто-то любит острее, кто-то любит мягче. В Доме актера представлено все. Я могу назвать все театры, но кто из них лучше -сказать не могу. Это право зрителя - выбирать. Приходите в Дом актера – здесь есть Театры. Театры завоевали право показывать здесь свои спектакли, а Дом актера завоевал право быть прославленным вместе с театрами. Вот что важно.

- Тогда просто расскажи о театрах.

- Ну, например, театр "Прекрасные цветы". Они вообще не разговаривают, у них текстов нет. Вернее, у них есть тексты, но это такой невербальный театр пластической драмы, пластической комедии. Театр пластики. Они за словом в карман не лезут - у них слов нет. Они замечательные ребята. И в капустниках принимают участие, и в свое время И. Ключник (актер театра "Прекрасные цветы") в конкурсе чтецов принимал участие и занял призовое место.

- То есть говорить он может…

- Да… "Театр 19". У них свое направление, свой зритель, уже много лет преданный этому театру. Центр современного искусства "Новая сцена", "Театр в театре", "Харьковский открытый театр", театр "Может быть", "Малый театр марионеток". Режиссер  Валера Дзех пытается сделать Первый негосударственный кукольный театр. Нормально? Нормально! Мы стараемся, чтобы дети приходили на кукольные спектакли. Но он хочет еще сделать и взрослый кукольный театр. Я говорю: "Делай!"

- Ух ты! Это же очень интересно.

- Очень интересно! Еще театр "Ланжерон" работает у нас, у них свое направление, еще театр "Ника" - у них свое…

- У Дома актера есть сайт?

- Есть. Сайтик простой такой, незамысловатый, но вся информация о театрах там есть. Хотя мне кажется, пускай лучше зритель приходит и сам выбирает. А моя задача - сделать так, чтобы зрителю было комфортно.

- Например?

- Например, очень хочется кое-что поменять в библиотеке - там стеллажи нужны. Увеличить количество посадочных мест в женском туалете. Нечего улыбаться - это тоже очень важно!

- Ну да. Девочкам перерыва не хватает…

- Потому, что Дом актера не был рассчитан на такое количество людей! Возможностей построиться, расстроиться у нас нет, и мы пытаемся решать вопросы за счет того, что есть. К примеру, был буфет. Мы из него сделали Малую сцену. Это же гораздо интереснее! Но там нужна система вентиляции, а это огромные деньги!

- Дом актера, несмотря на полную загруженность, не может сам на себя заработать?

- Лена, почти 24 тысячи гривен мы заплатили за отопление только в  январе! Что будет следующей зимой - страшно даже подумать!

- А город никак не помогает?

- Помогает. Управление и Департамент культуры помогают по-своему. Они нас не оставляют без внимания. Департаменту культуры Киевского района огромная благодарность за помощь в проведении конкурса имени Черкашина. Им тоже нелегко, но они находят возможность помочь. Конечно, мы ждем помощи от города, потому что здание принадлежит городу, и нам содержать его достаточно сложно.

- Я хотела еще спросить о "глобальном, далеком" - о твоих планах и о возможных нововведениях. Но поняла, что работы и по сохранению того, что есть, довольно  много…

- Да, мы стараемся сохранить это по мере возможностей. О "глобальном, далеком" говорить нужно, нужно планировать. Потому что нам не безразлично, где будут жить наши дети, внуки и правнуки - наши потомки. В какой стране они будут жить, в каком городе, что они смотреть будут… Об этом нужно думать. Но сложно что-либо планировать, потому что многие вещи завязаны на финансовых ресурсах.

- Я вижу, тебе нравится ходить на работу…

- Мне нравится ходить на работу. Я устаю безумно! Когда, например, я в "Большой разнице" снимался, было  невероятно тяжело. Там сутками снимались. Потом я возвращался домой, отдыхал, отсыпался… Здесь я в девять прихожу, ночью возвращаюсь - и так бесконечно…

- "Большая разница" - чуть ли не единственный проект, о котором я с любовью вспоминаю, и мне жаль, что он закончился.

- Все в жизни когда-нибудь заканчивается…  К сожалению. Это было безумно интересно, безумно тяжело. Четыре года активнейших съемок, мы работали и в Москве, и в Киеве, и в Одессе… Нас туда Витя Андриенко притащил, но мы прошли настоящий кастинг, наравне со всеми. И поехало… Это очень мощное, с высокими стандартами производство. Быстро нужно было соображать, на раскачку времени не было. Тексты нужно было запоминать огромные. Много танцев. Мощный актерский состав. Было интересно работать. По–актерски невероятно сложно, но от того еще интереснее.

- Не жалеешь, что на сцене больше не играешь?

- Здесь много рабаты…                                 

- Очевидно, ты счастлив.

- Да! Знаешь, что у меня Сергей Анатольевич Бычко спрашивает, когда  звонит на работу?

- Что?

- "Ты дома?" И я отвечаю: "Да".