газ, газодобычаТема добычи украинского газа и цены на него для населения давно стала основой в политических манипуляциях. Но последние пять лет она также стала оружием в борьбе между различными партиями и политиками не просто за власть в Украине. За контроль над ней.

Стоимость газа для населения и добыча его из наших родных недр – кто только из политиков и общественных деятелей не занимался популизмом на этой теме. И потребителям, по большому счету, все равно: будет это импортированный газ или украинский. А вот кому не безразлично – так это российскому "Газпрому", его агентам влияния в Украине и просто корыстным людям, которые сознательно или нет подыгрывают северным соседям.

Начиная с 15 ноября 2015 года Украина не импортирует газ из России. Но покупать газ нам все-таки приходится, так как отечественная добыча собственные нужды не перекрывает. Недостающий газ мы покупаем теперь у поставщиков из Европы. Именно поэтому цены на него в Украине зависят от мировых, хотя могло бы быть совсем по-другому.

Чтобы уменьшить импорт газа, мы должны наращивать объемы добычи своего. Для этого нужно интенсивнее заниматься разведкой недр и бурением новых скважин.

Но по столице углеводородов Украины, Харьковщине, в течение нескольких последних лет прокатилась волна протестов и против добычи газа, и против сейсморазведки недр.

Подавляющее большинство жителей территорий с залежами углеводородов мало знают о том, как на самом деле происходят эти процессы. На такой почве легко укореняются мифы. Опровержение этих популярных мифов и объяснение их живучести – дело отдельной публикации. Наша задача выяснить: почему они вообще возникают.

Существует три наиболее вероятных причины:

  • Популизм отдельных известных личностей и партий перед выборами
  • Незнание жителями законодательства
  • Информационная война между конкурентами-компаниями и конкурентами-органами местной власти

О популизме в Украине можно говорить вечно. В первую очередь, им злоупотребляют народные депутаты. Например, Вадим Рабинович рассказывает, что уже завтра реально обеспечить все помещения страны украинским газом по цене лишь на 10% выше себестоимости.

T.jpg

Почему такую извне привлекательную идею невозможно реализовать? К сожалению, украинский газ не может быть в разы дешевле импортированного. Это рискованный бизнес, говорит экс-СЕО "Смарт Холдинга" и бывший член правления "Нафтогаза" Алексей Тимофеев, потому что в стоимость газа заложены не только расходы на его выкачку и грандиозные капиталовложения на георазведку и технологическую модернизацию. Компании из своего кармана оплачивают разведывательное и неперспективное бурение. По статистике, в среднем лишь одна из трех-четырех пробуренных скважин будет продуктивной. Поэтому газ по искусственно заниженной цене – это отсутствие вложения средств в разработку новых месторождений и бурение новых скважин. А это автоматически заводит нас в замкнутый круг: к сокращению собственной добычи и увеличению импорта газа. Поэтому те, кто рассказывает о низкой цене на отечественный газ, работают на противников украинской газовой независимости и поддерживают российский дискурс. Они намеренно дезинформируют людей, дают ложную информацию и искажают факты. А страдают от этого люди.

С другой стороны, любят попиариться на газовом фронте политические партии. На Харьковщине "Правый сектор" можно увидеть на протестных акциях в селах, направленных против сейсморазведки и газодобычи. А общественная организация "ПОТОН" призывает людей создавать альтернативные органы власти, чтобы противостоять исследованию и разработке недр.

Что касается сочетания несовершенства законодательной базы с юридической безграмотностью, – то эта двойная проблема, к сожалению, знакома многим – из-за чего и страдаем. Интересный пример из своей практики приводит эксперт ОО "Новая энергия" Елена Агапова, которая помогает людям находить взаимопонимание и компромиссы с добывающими компаниями на Харьковщине.

A.png

"Несколько лет назад ГП "Алдеа Украина" договорилась о бурении скважины на территории Бабаевского поселкового совета. Но по факту она находилась ближе к главному селу соседнего, Хорошевского поселкового совета, фактически на границе между ними и еще на горе. Возмущенные жители Хорошевого писали письма во все инстанции о том, что им мешают эти работы, у них не спросили разрешения. В результате был длительный конфликт. Хотя сегодня добыча углеводородов нормально ведется", – отмечает Елена Агапова.

По ее данным, отношения между добывающими компаниями и громадами меняются в лучшую сторону из-за введения процедуры оценки воздействия на окружающую среду. Она должна проходить перед началом промышленного бурения с проведением общественных слушаний.

Что касается возможной недобросовестной конкуренции между добывающими компаниями, то она существует в неагрессивной форме. По данным эксперта "Института энергетических исследований" Юрия Корольчука, сегодня на газодобывающем рынке работает более 40 продуктивных структур. Из них можно выделить пять крупнейших групп, которые имеют от двух до семи газодобывающих компаний. Все они прошли сложные этапы становления, юридические и корпоративные споры. Но на данном этапе лимит конфликтов исчерпан. Причина – постепенное внедрение в Украине правил газового рынка.

Поэтому здесь можно говорить о другом конфликте интересов – конфликте между местными элитами. Яркая иллюстрация – борьба за рентные платежи между сельскими и районными советами.

О чем идет речь? Нынешняя реформа децентрализации дает лучшие финансовые возможности для объединенных территориальных громад (ОТГ). А особенно для тех, на территории которых находятся залежи углеводородов. С начала 2018 года государство делится с ними 3% рентных платежей, еще 2% идет в областной бюджет. Тогда как район не получает ничего. Но если объединенная громада на территории сельского или поселкового совета еще не создана, а добыча углеводородов на ее территории ведется, то ситуация совершенно другая. В таком случае местный орган власти получает 1% рентной платы, а районный бюджет – 2%. Именно поэтому отдельные должностные лица районного уровня на Харьковщине тормозят децентрализацию: не дают богатым углеводородами местным советам отделиться, создать ОТГ. А о появлении объединенных громад такие чиновники если и говорят, то поддерживают только формулу "один район = одна ОТГ".

В Чкаловской ОТГ на Харьковщине именно благодаря рентным платежам сейчас – период восстановления и развития социальной сферы. Заместитель поселкового головы Константин Чернявский говорит:

Ch.jpg

"Мы разработали свою программу социально-экономического развития. И, согласно ей, направляем средства на самое необходимое. Для нас это энергоэффективность и энергосбережение в школах, садах, домах культуры, медучреждениях. Мы утепляем сооружения, ставим современные окна и двери, ремонтируем крыши. В итоге получаем более комфортную среду для жителей и уменьшаем расходы на содержание важных заведений".

За рентные средства эта ОТГ утепляет фасад детсада, энергомодернизирует школу и амбулаторию в Чкалово, разработала проект и начала капремонт Ивановского УВК, закупает современное оборудование для образовательных учреждений. Также часть рентных средств здесь потратят на приобретение автобуса для школьников.

Что ж, если вы слышите о мифах разведки и разработки недр или критику в адрес создании объединенной громады, хорошо подумайте: кому это выгодно? Популистам государственного масштаба? Районным чиновникам? Или вы просто не до конца разобрались в процессах, происходящих с вашими недрами и вашей громадой? Найденные ответы на эти вопросы помогут не только вам, но и вашим соседям.

Елена Бондаренко