Кабинет министров Украины утвердил основные направления бюджетной политики на 2014 год. По информации
Основные тезисы документа:
1. Согласно планам Кабмина, реальный рост ВВП в 2014 году составит 3% (в 2013 г. – 3,4%), номинальный ВВП составит 169 млрд. грн. (на 7% больше 2103 г.).Эти показатели могут быть изменены после уточнения данных по росту ВВП в 2012 году и оперативных данных по динамике развития экономики в текущем году.
2. В следующем году Кабмин ожидает ускорения инфляции. В бюджете на текущий год закладывали цифру в 4,8% – для роста потребительских цен и 5,5% – для роста цен производителей. В 2014-м показатели будут в полтора-два раза выше: 8,3% и 8,6% соответственно.
3. Дефицит государственного бюджета в 2014 г. году не превысит 3% (в 2013-м – 3,2%). Привлекать средства для его финансирования планируют прежде всего на внутреннем рынке.
4. Размер государственного долга не превысит 31% ВВП – то есть 525 млрд. грн. В нынешнем году он составит 30,6%.
5. Из новаций, запланированных на следующий год, – внедрение "потолка" для предоставления государственных гарантий. В 2013-м Кабмин готов прогарантировать кредиты на сумму 50 млрд. грн.. Если в этом году экономика вырастет на обещанные 3,4% и номинальный ВВП достигнет заложенных в бюджет 1576 млрд. грн., то такой объем госгарантий будет равняться 3,3% ВВП. В прошлом году объем предоставленных госгарантий достиг 5,6% ВВП. В следующем максимально возможный объем гарантий предлагается ограничить 3%, или 50,8 млрд. грн.
6. С ликвидностью Единого казначейского счета планируют проводить активные операции – то есть его свободные средства будут размещаться на межбанке. По подсчетам проекта "Finrep USAID," если бы такой подход был внедрен и целевой остаток средств на ЕКС был установлен, к примеру, на уровне 100 млн. грн. в месяц, то уже в 2011 г. это могло бы сэкономить государству 732 млн. грн. на обслуживании внутреннего госдолга. Документы, которые позволят размещать средства ЕКС на межбанке, были приняты Кабинетом министров еще в начале 2012 года, но пока в Минфине тормозят этот процесс, ссылаясь на сильные колебания остатков средств на ЕКС.
7. Несколько новаций, согласно проекту закона, Украину ждут и в налоговой сфере. Во-первых, это внедрение объективных критериев по предоставлению налоговых льгот. Во-вторых, увеличение числа лиц, которые платят налог на недвижимость, – чтобы улучшить финансовую стабильность местных бюджетов. И, в-третьих, внедрение специального налога на операции украинского бизнеса с резидентами стран с низким уровнем налогообложения.
О чем речь – специалисты в налоговой сфере пока не знают. "В разные времена рассматривались разные варианты. К примеру, бывший вице-премьер Сергей Тигипко предлагал просто облагать все перечисления в оффшорные юрисдикции дополнительным налогом в 12%", – говорит руководитель налогово-юридического отдела "Ernst & Young" Владимир Котенко.
8. Сокращение числа бюджетных организаций, которые содержатся за средства местных бюджетов.
9. Предоставление госпомощи исключительно тем инвестпрограммам, которые включены в Государственный реестр инвестиционных проектов. Чтобы оценивать эффективность реализации этих инвестпрограмм, Кабмин планирует ввести ежегодный аудит.
10. Внедрение подхода, при котором оплата за предоставление социальной услуги будет производиться по факту ее покупки у поставщика. В первоначальной версии бюджетной резолюции был тезис о переходе на адресное предоставление соцпомощи и установление экономически и социально обоснованных нормативов потребления социальных услуг. На таком подходе давно настаивает консультирующий правительство Всемирный банк – он бы позволил сэкономить средства бюджета. Но по настоянию Министерства социальной политики и труда из финальной версии резолюции эта норма изъята. Среднего годового обменного курса гривны к доллару США в документе нет.
Директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец в комментарии