Пятилетний опыт работы, харизма и целеустремленность: по мнению 72% харьковских управленцев и собственников бизнеса, именно такими качествами должен обладать топ-менеджер. Почти две трети респондентов обращают внимание на следующие характеристики: опыт работы не менее 3-х лет, порядочность и культура речи. Таковы результаты опроса бизнесменов, проведенного МВА-центром "Стратегия" в рамках проекта "Бизнес-лига".
Работодатели уверены: топ-менеджеры должны уметь решать и стратегические, и операционные задачи. При выборе сотрудника на должность управленца высокого уровня собственники предприятий также обращают внимание на такой навык, как владение современными методиками управления персоналом и проектами.
80% участников опроса отметили, что в список обязанностей топ-менеджеров должно входить формирование краткосрочных планов деятельности предприятия. На умение соискателей планировать развитие компании в среднесрочной (2-3 года) и долгосрочной (4-7 лет) перспективе рассчитывают чуть меньше ответивших — 55%. Кроме того, от претендента на должность ждут эффективности в вопросах повышения удовлетворенности клиентов.
К навыкам, которыми должен обладать как менеджер, так и специалист, участники опроса причислили свободное владение компьютером, для руководителей высшего звена — знание иностранных языков.
Относительно младших специалистов требования менее жесткие. 60% респондентов считают, что опыт работы для них не обязателен. Участники опроса были практически едины в том, что могут отдать предпочтение кандидату, опираясь на его личные качества и, прежде всего, желание профессионально развиваться. В то же время неумение контролировать эмоции и постоянные разговоры на нерабочие темы вызывают наибольшую раздражительность у работодателей и зачастую становятся причиной отказа в приеме на работу.
"Требования к топ-менеджерам, которым поручают управление бизнесом или ключевыми подразделениями компании, из года в год растут. Особенно эти требования высоки в структурах с зарубежным капиталом и в украинских компаниях, ориентированных на международные рынки, а значит, международные стандарты работы, - отметила, комментируя результаты опроса, управляющий партнер МВА-центра "Стратегия" Елена Сербина. - При этом компании, закрывая необходимую вакансию, используют разные стратегии. Одни ищут кандидатуру на внешнем рынке, другие ориентируются на воспитание управленцев из своих сотрудников. Во втором случае для ускорения процесса "выращивания" направляют подходящего кандидата получать степень мастера делового администрирования (MBA) - чаще всего в украинские бизнес-школы, реже – за рубеж. В Харькове подобной практики придерживаются такие компании, как "Фактор", "Хладопром", "Авантаж", "Максус" и другие".
По словам помощника учредителя сети аптек "9-1-1" по вопросам бизнес-администрирования Дмитрия Дьякова, сегодня растет спрос на кандидатов, имеющих образование либо опыт работы по двум специальностям - например, инженера и менеджера. Максимально приветствуется ситуация, когда управленец одновременно является специалистом в сфере менеджмента и умеет общаться с партнерами на их профессиональном языке. Дьяков отметил, что поиск нужного топ-менеджера в Украине осложняется также достаточно невысоким уровнем HR-специалистов, которые зачастую не понимают специфики работы топа и, соответственно, критериев, по которым нужно отбирать претендентов.
Справка "SQ". Блиц-опрос на тему "Критерии подбора сотрудников" проводился с 22 по 29 июля.
МВА-центр "Стратегия" является региональным центром Международного института менеджмента ЛИНК и представляет в Харькове программы Школы бизнеса Открытого университета Великобритании. Центр ведет свою деятельность с 2002 года. За это время образование международного уровня получили более 550 топ-менеджеров из Харькова, Донецка, Днепропетровска и Полтавы. МВА-центр "Стратегия" – единственный в Харькове представитель программы МВА на русском языке, аккредитованной на международном уровне (AMBA).
Проект "Бизнес-лига", организованный МВА-центром "Стратегия", стартовал в Харьковской области в начале 2013 года. Участниками проекта являются 50 представителей харьковского малого, среднего и крупного бизнеса, представляющего производственный и промышленный секторы экономики, а также сферу услуг: компания "ХАН" (Харьковское агентство недвижимости), ИД "Фактор", ООО "Хладик-Трейд", сеть супермаркетов "Класс", кондитерская фабрика "Сладкий мир" и др. Все эксперты имеют системное бизнес-образование по программам Открытого университета Великобритании.