Харьковский машиностроительный завод "ФЭД" был островком стабильности даже во время мощных экономических потрясений, демонстрируя рост продаж на 30-40% в год. Это предприятие производит агрегаты для самолетов. Успешной работе "ФЭДа" во многом способствовало сотрудничество с расположенным на территории завода конструкторским бюро, которое в прошлом разрабатывало даже агрегаты управления для ракет системы противовоздушной и противоракетной обороны. Основным рынком сбыта продукции для "ФЭДа" были Украина и Россия, в частности, предприятию удалось пробиться в программу создания российского истребителя 5-го поколения, но в силу сложившихся обстоятельств завод так и не принял в ней участия. Падение объемов поставок в Россию по итогам 2015-го года составило около 70%. О том, как завод будет выходить из этой ситуации, рассказал недавно назначенный директор предприятия Александр Пащенко, интервью с которым опубликовала газета "Фэдовец".
- Каким был 2015 год для завода?
- Выполняя указ президента Украины, запрещающий отгрузку в Россию спецпродукции и товаров двойного назначения, мы потеряли около 70% рынков сбыта. Тем не менее, прошедший год мы прожили неплохо. Этот, 2016-й, будет намного сложнее, потому что санкции против России ужесточаются, и возможно, мы не сможем поставлять в эту страну и гражданскую продукцию. Поэтому нужно активнее искать новые рынки сбыта и осваивать изделия, востребованные на Западе.
- Как решать проблемы, связанные с потерей российского рынка?
- Есть программа выхода на западные рынки с нашей серийной продукцией. Кроме того, завод постоянно работает над импортозамещением. Но такую же программу по замене комплектующих проводит и Россия. Более того, в России приступили к освоению агрегатов, которые из-за санкций она не может приобретать в Украине. Россия начала выпускать новые модификации этих агрегатов, а доступа к их конструкторской документации у нас нет и уже не будет. Это говорит о том, что мы не просто потеряли российский рынок сбыта, а получили сильного конкурента по нашей серийной продукции. Поэтому "ФЭД" должен активно продвигать свои изделия на европейский рынок, а также на самые перспективные авиационные рынки: это Индия и Китай. Этим странам все равно с кем работать - с Украиной, с Россией или с Европой, у них нет ограничений в сотрудничестве, им нужен качественный продукт. Еще раз повторюсь, в лице России у нас появился мощнейший конкурент, и отставать нам нельзя.
Есть достаточно большой рынок ЕС, где выпускается много новой летной техники. Перед Новым годом были проведены переговоры о сотрудничестве с Чехией. Надеюсь на сотрудничество с Польшей, где проведена модернизация боевой машины МиГ-29. Из-за санкций Польша тоже не может сотрудничать с Россией и поддерживать летную годность авиатехники. В эту технику вложено очень много денег. Поэтому уверен, что наши европейские партнеры нас поддержат и дадут все возможные ресурсы для того, чтобы "ФЭД" стал их основным поставщиком агрегатов.
- Что предусматривает бизнес-план на 2016-й год: приобретение нового оборудования, обучение кадров, сертификацию?
- Новое оборудование на наше предприятие не покупалось более 15 лет. За эти годы не создано ни одного современного рабочего места. Недавно я вернулся из Варшавы, где прошли переговоры о первом этапе закупки нового оборудования. Польский банк дал принципиальное согласие на выдачу кредитной линии для закупки на завод станков; договорились, что польское станкостроительное предприятие AVIA под недорогой кредитный ресурс поставит нам не только современные станки собственного производства, но и оборудование ЕС. AVIA - это предприятие с многолетней историей, оно существует с 1956 года, построено на базе немецкого завода.
Хочу еще раз подчеркнуть, что наш завод получает кредит не в деньгах. Банк кредитует поставщика оборудования или же станкостроительное предприятие. Мы получаем договор с рассрочкой платежа под очень дешевый кредитный ресурс, который заложен в стоимость оборудования. В апреле-мае проведем пусконаладочные работы, введем станки в эксплуатацию и будем обучать персонал. После первого этапа закупки оборудования мы полностью ликвидируем недостачу технологических цепочек в производстве серийных агрегатов, сократим операции и тем самым сделаем наши изделия более рентабельными.
Поставляя агрегаты для самолетов советского времени, мы долго не проживем. Я это говорю ответственно и никого обманывать не буду. Рано или поздно такой гигант, как Россия, нас с этого рынка вытеснит. Пока этого не произошло, пока у предприятия есть деньги, нам нужно провести серьезное техническое и технологическое переоснащение, чтобы соответствовать мировым стандартам. Когда мы достигнем этих стандартов, приведем заводскую систему управления качеством в порядок, то поймем, что уже можем конкурировать на мировом рынке производства топливо-регулирующей аппаратуры и иных вспомогательных установок для европейских, индийских, китайских производителей летной техники.
- За какой период будет переоснащен завод?
- За два года. У нас нет другого выбора. Если завод остановится и не будет двигаться вперед, то через два года ничего хорошего нас не ждет.
- Каким будет новый коллективный договор?
- Все основные социальные гарантии, которые были ранее предусмотрены в коллективном договоре, безусловно, будут сохранены. Есть исключения, которые формировали социальную несправедливость, я их сейчас перечислять не буду. Мы их устранили, часть из них перешла в нормальную правовую плоскость. Был ряд гарантий, не соответствующих законодательству, мы их тоже привели в соответствие. Я уверяю весь трудовой коллектив, что хуже точно не будет, будет только лучше.
- Какие основные задачи стоят перед предприятием в 2016 году?
- Основная моя задача - это сохранить предприятие. Будучи первым заместителем директора, я не думал, что у меня полностью изменится мировоззрение только от одного листа формата А4, где написано, что меня назначили директором ГП "ХМЗ "ФЭД". Поэтому я уже не виртуально, а реально ощущаю ответственность за трудовой коллектив завода. Какие задачи ставлю? Мы должны сохранить высокую марку "ФЭД", должны ставить перед собой большие цели и к ним идти, должны вовремя платить зарплату и развиваться, а также должны создавать новые современные рабочие места.