Каким команда харьковских архитекторов видит новый послевоенный Харьков и какие пилотные проекты будут в первую очередь реализованы в рамках Генерального послевоенного плана города, рассказал Дмитрий Фоменко - глава харьковских архитекторов, сотрудничающих с Фондом Нормана Фостера.
- Дмитрий, на каком этапе находится сотрудничество с фондом Нормана Фостера?
- В течение года наша рабочая группа, а это не только архитекторы и историки, но и представители Харьковской городской власти и команды мэра Игоря Терехова, которые всячески нас поддерживают и оказывают необходимую помощь, нацелена была ознакомить Фонд Нормана Фостера и его лично с Харьковом. Не просто передать документы, а рассказать о городе, его истории, проблемах, нашем видении его развития. Мы сформулировать 15 основных тезисов по этому поводу, каждый из которых имеет свои подпункты. Очень важно, чтобы с ними ознакомились жители Харькова, эксперты, специалисты различных сфер деятельности и жизнеобеспечения города, чтобы они дополняли нашу программу и таким образом совместными усилиями сформировали общую картину видения развития Харькова. Учитывая это, впоследствии будет переформатирована и наша рабочая группа.
- Каким команда харьковских архитекторов видит новый послевоенный Харьков?
- Самое важное то, что развитие Харькова возможно в тех пределах, в которых он есть сейчас. В городе очень много районов, ресурс которых не задействован на полную. Есть много предприятий, которые либо совсем не работают, либо работают частично. То есть их территории не приносят никакой пользы. Поэтому нужно провести мониторинг и выяснить, где, на каких площадях мы можем город уплотнить. Основная мысль - чтобы Харьков развивался, ему не надо "расползаться" за его границы, искать ресурс надо внутри. Места хватает. Следующий шаг - замкнуть транспортное кольцо: чтобы через центр транзитом не двигались авто, в Харькове должна появиться внутренняя кольцевая дорога. Далее надо создать Каркас безопасности. Это своеобразная система мер, которая позволит Харькову безопасно существовать в случае стихийных бедствий, а также военной агрессии.
- Расскажите о новых микрорайонах. Где они будут, если будут, или, возможно, перестроят те, что есть, например Северную Салтовку?
- Вот это как раз вопрос из перечня мероприятий Каркаса безопасности. Каждый район требует индивидуального подхода по безопасности. Я общался с военными, потому что они сейчас главные эксперты по безопасности. Поэтому, проектируя новые районы, сразу надо закладывать и составляющую безопасности. Например, там, где военным нужен ров, он может быть в виде водоема. То есть пожелания военных мы сделаем вписанными в гражданскую инфраструктуру, в ландшафт.
- Как происходит общение с лордом Норманом Фостером и его командой?
- Я ездил в один из его офисов, который находится в Мадриде. Общался лично. Хотя ему уже много лет, он полон энергии. С нами он провел целый рабочий день, задавал вопросы, был внимателен к деталям. Что еще поразило: при том, что он мировое величие, лорд Фостер ни разу не сказал "Я знаю лучше". Он только подсказывал и делился примерам из опыта, но право выбора оставлял за нами. Чувствовалось, что человек искренне хочет помочь. Сейчас Фонд Нормана Фостера разрабатывает 5 пилотных проектов, учитывая специфику наиболее сложных участков в Харькове.
- Какие пилотные проекты будут в первую очередь реализованы в рамках Генерального плана послевоенного города?
- Первый проект касается реконструкции и строительства жилья. Второй - "Зеленый каркас города", внимание акцентировано на наших реках, чтобы они были задействованы в инфраструктуре: на их берегах должны появиться пешеходные тропы, велодорожки, по которым можно, гуляя, добраться в любой район города, не пересекаясь с транспортным потоком. В третьем проекте речь идет о концепции Научного парка: территории рынка Барабашово приобретут новый смысл. Это так называемое переформатирование качества жизни. В этом месте можно будет и жить, и работать, и отдыхать. Четвертый проект - о транспорте, пятый - о сохранении исторического наследия.
- Какой будет центральная часть Харькова и что будет с изуродованными админзданиями города?
- Мы хотим, чтобы все решения по этому поводу в нашем городе решались, как в Европе. То есть любая идея проверяется открытыми конкурсами. На одно и то же предложение есть несколько вариантов воплощения, а экспертное жюри может совместно с общественностью определять, как будет выглядеть та или иная территория или здание. Лично я вижу центр Харькова таким, каким он был до войны, только лучше. Это не значит, что нужны новые здания, нужно прежде всего воплотить в жизнь пожелания харьковчан.
- Есть какие-то сроки реализации идей послевоенного восстановления Харькова?
- Основные решения мы хотим иметь уже сейчас и делаем для этого все необходимое. Нет сомнения, что мы победим, но очень важно, чтобы те, кто сейчас защищает страну, знали, что они вернутся в лучший город, чем тот, который оставили.