Представители харьковских вузов критикуют предложенную МОН реформу образования, согласно которой физика, химия, биология перестанут быть обязательными предметами. Подробно о реформе и что именно предлагается - читайте здесь.

В частности, профессор ННУ "Харьковский физико-технический институт", доктор физико-математических наук, членкор НАНУ Игорь Гирка выразил сомнения в том, что до 2027 года реформа может быть реализована. По его словам, к этому не готовы ни школы, ни учителя.

В объяснении сказано, что школа сможет предложить детям широкий выбор профиля независимо от их места жительства. Но как это возможно? Как мы за 2 года, которые остались до внедрения реформы, сможем предложить всем детям то, что они захотят? Есть ли в лицее в каком-то райцентре Харьковской области возможность преподавать все профили? Как это будет реализовываться - непонятно, - подчеркнул он.

По словам Гирки, в самой по себе возможности выбора, конечно, есть позитив: это хорошо - приучать детей, приучать граждан с самого детства выбирать и нести за это ответственность. Но скорее всего, выбирать будут родители, и чаще всего их стремления - это отрасли, которые в обществе традиционно считаются наиболее высоко оплачиваемыми.

«В соответствии с предпочтениями учеников» - это неплохо, но где в этой формуле государство и интересы общества? Мы знаем, что сейчас на отдельных специальностях есть перепроизводство, но ажиотаж на такие факультеты остается из года в год. Дети продолжают идти туда, и это стимулируется. Хотя в этом вопросе следовало бы проявить государственный интерес, - считает Гирка.

По его словам, проблемным вопросом может быть также то, готовы ли учителя к внедрению реформы.

Как вводить эту реформу? Сейчас учителя не очень хорошо понимают, в чем именно заключается реформа и какой будет их роль в ней. Будут ли сохранены физико-математические лицеи? Что будет с обычной школой? На мой взгляд, реформу надо готовить именно с подготовки учителей, то есть тех, кто ее будет реализовывать, - говорит Гирка.

Он также отметил отсутствие до сих пор типовых образовательных программ по профилям: на сайте МОН сказано, что они нарабатываются. Ученый считает, что к их созданию следует привлечь не только МОН, но и Академию педагогических наук Украины и лучших учителей в своих отраслях.

Подытоживая, Игорь Гирка отметил, что на данном этапе реформа требует разъяснения и коммуникации - с обществом, учителями, родителями.  По его словам, на сайте МОН не указаны авторы реформы, что вызывает вопросы о том, кто несет ответственность за ее реализацию.

И.о. директора Учебно-научного института качества образования Харьковского национального медицинского университета, кандидат биологических наук  Юрий Садовниченко отметил, что Украине сейчас нужно восстанавливать среднее и высшее образование. Но при этом в стране нет полноценной концепции изменений. Все изменения, которые предлагаются, - они точечные и не связаны ни с предыдущими, ни с будущими, то есть в этом вопросе не хватает системности.

Конкретно реформы Юрий Садовниченко видит риски в том, что дети вообще не будут иметь полноценных знаний по физике, биологии, химии.

Допустим, в 10-12 классах физика, биология, химия станут необязательными. В таком случае надо внимательно посмотреть программы средней школы по этим предметам. Там далеко не полноценные знания, а просто какие-то заметки и отрывки, без какой-либо системы.  Они не сформируют представления о естественных науках, а значит, из школы выйдут молодые люди, совершенно не подготовленные ко взрослой жизни, - отмечает он.

Но главное, по словам Юрия Садовниченко, в том, что эта реформа потенциально нарушает право на равный доступ к образованию. Он, как и Игорь Гирка, отмечает, что обучение по профилям смогут обеспечить только школы в областных центрах.

Главное, что реализация этой идеи нарушает право людей на образование и на равенство доступа к нему. Дело в том, что параллельно идет реформа академических лицеев, согласно которой, чтобы вести обучение по определенному профилю, они должны иметь минимум 100 человек на параллели. Но ведь это возможно только в областных центрах! Ни в одном райцентре такого не будет. Соответственно, дети образования не получат. Даже в отношении областных центров есть вопросы. В каком лицее в Украине есть полноценные физические, химические или биологические лаборатории, кто будет вкладывать в это деньги?» - говорит Садовниченко.

Еще один соприкасающийся вопрос - судьба тех, кто после 9 класса пойдет в профтехи.

После 9 класса дети могут либо идти в старшую школу, либо в профтехи. В случае внедрения реформы смогут ли ученики, которые закончили ПТУ и не получали образования по профилям, поступать в вузы? Этот вопрос требует разъяснения, поскольку мы можем перечеркнуть будущее целого поколения, - говорит Садовниченко.

Он также выразил сомнения в том, что за 2 года можно подготовить качественные программы и учебники для обучения по профилям.

Все эти вещи ставят крест на образовании по естественному профилю вообще, - резюмировал Юрий Садовниченко.

Фото - Pixabay