Соединенные Штаты Америки и Китайская Народная Республика никогда не были особо близкими друзьями. Причин для настороженности немало – различия ментальные, идеологические, мировоззренческие. Как писал классик англоязычной литературы Редьярд Киплинг, “запад есть запад, восток есть восток, и вместе им не сойтись” (во всяком случае, так звучит один из переводов).

Однако в последние недели взаимоотношения между двумя гигантами – напомним, что Китай и Штаты - это крупнейшие экономики мира, ядерные державы и постоянные члены Совбеза ООН, – заметно обострились. Камнем преткновения – не единственным, но на данном этапе наиболее твердым и остроугольным – стал остров Тайвань.

Ветеран американской политики 82-летняя спикер Палаты представителей США Нэнси Пелеси посетила Тайвань с визитом. Накануне руководство Китайской Народной Республики потребовало от Белого дома воздержаться от этой поездки. 

Издание Global Times сообщило о заявлении представителя Министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь на пресс-конференции 1 августа, адресованное руководству Штатов: “Если вы будете играть с огнем, вы обожжетесь”. В эфир ушла еще более резкая реплика “НОАК не будет сидеть сложа руки” (НОАК – Национально-освободительная армия Китая – SQ)

У среднестатистического читателя может возникнуть целый комплекс вопросов. Кто такая эта Ненси Пелоси, о которой раньше было слышно примерно ничего? Почему пожилая леди не может посетить экзотический островок в юго-восточной Азии? Что это за Тайвань такой, из-за которого НОАК (а это, на минутку, два миллиона человек под ружьем) не будет сидеть сложа руки?

Но обо всем по порядку.

Кто такая Нэнси Пелоси?

Official-photo-of-Speaker-Nancy-Pelosi-in-2019

82-летняя Нэнси Пелоси – один из старожилов американской политики. Если попытаться охарактеризовать Нэнси двумя числами, то получится 34 года в Конгрессе и 88 миллионов личного состояния. Ее состояние настолько велико, что она входит в первую десятку самых богатых конгрессменов. А политический опыт настолько обширен, что в рассказах о пережитом Нэнси вспоминает еще инаугурацию президента Джона Кеннеди.

Однажды Пелоси получила рейтинг 100% от ЛГБТ-организации “Кампания за права человека”, так как по всем законодательным инициативам, включенным в список этой организации, голосовала в защиту прав гомосексуалов. То есть дама, заставшая еще времена, когда в цивилизованном мире за нетрадиционализм граждан подвергали химической кастрации, - сегодня уверенно движется в ногу со временем.

В 2008 года Пелоси уже наступала на одну из больных мозолей Китая, раскритиковав власти КНР за подавление беспорядков в Тибете. Но всемирной известности на этом не получила.

Тайвань? А где это?

3
 

Пару слов о Тайване, поскольку есть некоторые опасения, что далеко не каждый случайный прохожий, будучи остановленным социологами на улице, сможет показать его на географической карте.

Тайвань – прекрасный остров в океане. Именно так его и назвали португальские колонизаторы еще в эпоху Великих географических открытий - Ilha Formosa, что в переводе означает “Прекрасный остров”. 

Территория островка - примерно 36 тысяч квадратных километров. Для сравнения – это немногим более территории Харьковской области. По населению Тайвань, правда, в разы превосходит любой украинский регион. На острове проживают свыше 23 миллионов человек.

Тайвань входит в двадцатку наиболее экономически развитых стран мира. ВВП по паритету покупательной способности составляет примерно 1,5 триллиона долларов (опережает такие немаленькие страны, как Австралия, Польша, Пакистан, Аргентина, Украина, Египет).

В 1950-х годах на Тайване сформировалось частично признанное государство Чжунхуа Миньго, или Китайская республика. Тайвань признали Парагвай, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, пара-тройка стран в Карибском море. Всего из более чем 200 государств и самоуправляемых территорий в мире Тайвань признают 17. Но… Торговые отношения с Тайванем поддерживают все ведущие страны мира, в том числе и сама КНР. 

Украина не признает независимость Тайваня и формально не поддерживает с ним отношения.

Чей Тайвань?

Вряд ли китайцы в качестве опознавательного индикатора задают друг другу вопрос: “Чей Тайвань?” В официальной плоскости ответ не предполагает более одного варианта. Тайвань считается неотъемлемой частью Китая, что, собственно, в течение многих веков никем и не подвергалось сомнению. За исключением разве что милитаристской Японии, оккупировавшей остров в первой половине прошлого века (но это, как говорится, совсем иная история).

Тайвань числится за Китаем еще с XII столетия, когда в Поднебесной уже полтора тысячелетия штудировали конфуцианство, а на острове все еще процветала неолитическая материальная культура. 

Переломным моментом в тесной дружбе острова с материком стала гражданская война 1945-1950 годов между Гоминьданом под руководством третьего (после Кун Фу-Цзы и Мао) по известности китайца - Чан Кайши и Коммунистической партии Китая под руководством уже упомянутого товарища Мао.

Историческая справка. Гоминьдан – политическая партия, возникшая в Китае в конце XIX века. С 1927 по 1937 год – правящая партия на материковом Китае. После завершения Гражданской войны Гоминьдан сформировал правительство на Тайване – на острове существовала однопартийная система, то есть на первых порах о демократическом устройстве речи не велось. Глава Гоминьдана Чан Кайши правил на Тайване до своей смерти в 1975 году (сегодня его бы, наверняка, назвали диктатором). Лишь в 1986 году на Тайване появилась вторая политсила - Демократическая прогрессивная партия. Но Гоминьдан жив и поныне, являясь одной из ведущих партий Тайваня. Правда, по результатам последних выборов Гоминьдан оказался в оппозиции.

В качестве одного из самых недобрых пожеланий в Китае практикуется формулировка – “Жить тебе в эпоху перемен”. Именно таковой эпохой для китайцев стала первая половина ХХ столетия. Революции, войны, перевороты, интервенции, оккупации и прочие неприятности сотрясали Поднебесную практически без перерыва. На некоторое время Гоминьдану удавалось взять под контроль значительные части Китая и утверждаться в качестве общекитайской правящей силы. Именно Гоминьдановский Китай стал одним из основателей Организации Объединенных Наций в 1945 году.

Но в том же году в стране, собиравшейся слегка разогнуться после максимально кровавой и беспощадной для Китая Второй мировой, разразилась новая война - Гражданская. Отряды коммунистической армии начали постепенно теснить гоминьдановцев по всем фронтам. В итоге чанкайшистов сбросили в Тайваньский пролив, но последним удалось окопаться на острове. 

Любопытный факт: именно Тайвань длительное время признавался в мире, условно говоря, “правильным Китаем” и до 1971 года занимал место – три восклицательных знака – в Совете Безопасности ООН. Но все-таки миру пришлось смириться с фактическим положением дел: место постоянного члена Совбеза было передано КНР, которая в то время еще не достигла современной динамики экономического и технологического развития, но уже являлась ядерной державой. Далее игнорировать примерно 20% населения, вооруженного водородной бомбой, посчитали нелепым. 

Несколько десятилетий КНР настаивает на необходимости воссоединения Тайваня с Китаем. Различия в идеологических установках, по версии китайского руководства, не могут быть препятствием. По предложенной Дэн Сяопином формуле “Одна страна, две системы” в конце лихих 90-х состоялось возвращение Китаю захваченного англичанами еще в середине XIX века Гонконга. Предполагалось, что капиталистический Гонконг вполне может сосуществовать в едином комплексе с коммунистическим Китаем. Впрочем, на сегодняшний момент продолжающая двигаться к коммунистическому “светлому будущему” Китайская Народная Республика и сама по факту является вполне себе капиталистическим государством с процветающей частной собственностью, долларовыми миллиардерами и прочими достижениями буржуазного строя.

Тайвань же настаивает на собственной независимости, идеи о воссоединении руководством острова на данный момент категорически отвергаются, с чем в свою очередь никак не желают согласиться в Пекине. 

“Последнее китайское предупреждение”

Руководство КНР крайне болезненно относится к любым несанкционированным контактам иностранных государств с Тайванем, а тем более - к демонстрациям фактического признания тайваньской государственности.

Еще свежи в памяти события в маленькой и далекой от Китая Литве, где в 2021 году открылось представительство Тайваня. Китай решительно протестовал, но небо на землю не упало. КНР исключила Литву из своей таможенной системы, парализовав двустороннюю торговлю. Однако экспорт в Китай составлял всего лишь 1% общего литовского экспорта. Так что сделать максимально больно литовским партнерам китайские товарищи не смогли.

Визит на Тайвань официального представителя Вашингтона (в данном случае - Нэнси Пелоси) в Пекине восприняли как очередную сердечную рану. 

Но демонстрация максимальной жесткости на вербальном уровне в китайском случае, как показывает практика, сочетается с крайней умеренностью в действиях. В русском языке даже существует идиома “Последнее китайское предупреждение” - фраза, означающая бесплодные угрозы на словах, по поводу которых заведомо известно, что никаких решительных действий не последует.

Реплика “НОАК не будет сидеть сложа руки” могла восприниматься едва ли не как угроза начала войны. На практике китайская сторона ограничилась заявлениями о проведении военных учений со стрельбами вокруг Тайваня. 

“Эта акция (учения – SQ) является серьезным сдерживающим фактором, предпринятым в ответ на недавнюю крупную эскалацию со стороны Соединенных Штатов по тайваньскому вопросу, и это серьезное предупреждение силам “независимости Тайваня”, - говорилось в сообщении “Синьхуа“ со ссылкой на представителя Восточного командования театра военных действий НОАК.

Помимо этого КНР ввела ряд антитайваньских санкций. В частности, КНР прекращает поставки природного песка на Тайвань, импорт цитрусовых и рыбной продукции с острова. В черный список попали компании, занимающиеся производством чая, сухофруктов, меда, какао-бобов и овощей.

Попробуем спрогнозировать, что после того, как Нэнси Пелоси покинет остров, тайваньськая тема будет на некоторое время исчерпана. Далеко не факт, что Соединенные Штаты планируют целенаправленно двигаться по пути максимальной эскалации напряженности в юго-восточной Азии. Во всяком случае, сейчас. Для демонстрации отваги достаточно подергать тигра за усы и совершенно не обязательно засовывать голову ему в пасть. Современный Китай в свою очередь не настолько импульсивен, чтобы действовать под воздействием вспышек праведного гнева.