На войне многое ломается, но она же учит людей держаться вместе. Когда беда приходит неожиданно, люди объединяются, чтобы поддержать тех, кто в этом нуждается. Один поступок порождает цепочку добра: так проявляется настоящая сила сплоченности.

Вечером 26 марта россияне массированно обстреляли Харьков. Всего было зафиксировано 12 прилетов, часть из них - фактически в одно место: это жилой комплекс в Киевском районе. По данным прокуратуры, недавно сданный в эксплуатацию 16-этажный дом получил повреждения: там были ранены люди. Мэр Харькова Игорь Терехов заявил, что в результате удара полностью разбита котельная, которая обеспечивала теплоснабжение для целого жилого района.

Сергей работает оператором той самой котельной. В мае 2022 года он выехал из оккупации из Гоптовки, что на границе с РФ. С тех пор живет в пригороде Харькова.

По его словам, в тот вечер у него было обычное дежурство: все произошло неожиданно. Резко погас свет, прогремели взрывы.

Сергій«Меня спасло то, что я находился в помещении, в котором со стороны взрыва было две стены. Передние стены котельной не выдержали. Если бы я находился в зале или в душевой кабине - я бы погиб. А так между кабиной и тем местом, где я был, была еще одна стена и дверь. Они выдержали, вторая стена выдержала. И я остался жив», - говорит Сергей.

В котельной лопнула труба, на Сергея полилась холодная вода.

«Я не растерялся. Оценил обстановку, вышел из помещения. На месте уже были спасатели, они помогали мне. После прилета, который повредил котельную, были еще взрывы. Мы прятались в подвале этого дома - и спасатели, и я. Хорошо, что была теплая погода, потому что я был босиком и мокрый», - вспоминает Сергей.

Жители ЖК говорят, что только на третий день после ударов могут вспоминать тот вечер.

Валентин«После первого прилета мы вышли с женой и ребенком в тамбур. Четвертый прилет был очень громкий: в тамбуре пооткрывались ревизионные люки, поднялась пыль. Мы спустились на первый этаж и дальше были там. Пока были на этаже, помню четыре прилета. Когда находились уже внизу, сбился со счета: наверное, штук шесть еще недалеко от комплекса упали. Периодически забегали спасатели и говорили, что летит еще, и всем надо лечь на пол. Было страшно», - рассказывает Валентин.

Евгений, который тоже живет в этом ЖК, говорит, что больше часа сидел с женой и двумя детьми в тамбуре. В течение этого времени они насчитали до восьми взрывов в радиусе 50-100 метров.

Євгеній«Это была тотальная бомбардировка нашего комплекса. Как оно летело, как оно падало - мы, к сожалению, это на себе ощутили», - говорит он.

 

 

 

Но все могло бы быть гораздо хуже, если бы в той котельной, в которую целились россияне, вовремя не перекрыли газ. Люди благодарят за это именно Сергею, называя его героем.

Ася«Когда началась эта атака, Сергей смог очень быстро среагировать и вовремя перекрыть газ. Благодаря ему наши жилые дома не взлетели на воздух. То есть он спас весь наш комплекс», - рассказывает жительница ЖК Ася.

 

Сам Сергей говорит, что показал, где надо перекрыть газ, но не считает, что сделал что-то героическое.

«Там стоит автоматика и защита. В случае даже небольшой потери электроэнергии автоматика срабатывает. Свет погас, и она сработала. Но могло же быть повреждение самой трубы, и произошел бы выход газа. После взрывов было очень шумно и темно. Понять, есть какие-то повреждения в трубе или нет, - было невозможно. Лучше было ее перекрыть, конечно», - объясняет он.

В результате прилетов и пожара Сергей остался без машины: у него был Opel Astra. Машина стояла возле котельной: кузов и салон теперь - в непригодном состоянии.

Благодарные жильцы дома решили помочь Сергею и открыли сбор. Результат их поразил. «Банку» открыли 26 марта в 21.00. На утро 27-го было собрано 170 тысяч гривен, через сутки - уже 240 тысяч. Финальная сумма, когда сбор закрыли, составила 380 тысяч.

«Инициатива собрать деньги была моя, но я не ожидала, что сбор будет настолько успешным. Когда я закинула идею в чат, то думала, что тысяч 20 насобираем и просто отдадим их Сергею. Я много делала военных сборов, но чтобы настолько слаженно настолько большую сумму собрать - такого не было», - говорит Ася.

По ее словам, люди перечисляли очень разные суммы - от 3,5 грн до 30 тысяч одним платежом. В чате комплекса - примерно 1300 человек, но к сбору присоединились не только они, но и просто харьковчане - после того, как жители распространили свою инициативу в Сети.

«И так оно все закрутилось, поехало, начали постить, распространять в соцсетях... Как видите, достаточно хорошо все получилось. А как можно было не присоединиться к этому сбору?», - объясняет Евгений свою мотивацию.

Такая сплоченность - не случайность, а часть более широкой тенденции, которую замечают исследователи. По данным социологов, украинцы сейчас активно приобщаются к разным практикам гражданского активизма, который является компонентом социальной сплоченности. В частности, как свидетельствует исследование «Медиа и громады. Перезагрузка связей»*, большинство опрошенных регулярно участвуют в помощи другим, благотворительности или волонтерстве. В частности, более 50% респондентов сообщили, что часто поддерживают других (кроме родственников) в домашних делах, на работе или эмоционально. Волонтерством иногда занимаются почти 30% респондентов, а еще почти 37% - часто или довольно часто; благотворительностью периодически занимаются 33%, а почти 37% - часто и довольно часто. При этом семья, волонтеры и соседи - лидеры по уровню доверия украинцев: им доверяют 90%, 71% и 57% опрошенных соответственно.

По словам Евгения, его соседи по дому - очень сплоченные. Они вместе решают не только те вопросы, которые связаны с проживанием в ЖК.

«Есть другой пример - моего сбора, непосредственно нашего подъезда. У нас живет наш товарищ-защитник. Когда он ехал на Торецк, надо было собрать ему на тепловизор, еще некоторые вещи. Я сделал «банку» - и собралось одномоментно. Мы едины, и только так мы сможем победить», - убежден он.

29 марта, через 3 дня после атаки, жители ЖК собрались, чтобы отблагодарить Сергея. Они принесли ему цветы, рассказали о своем сборе и предложили помощь в выборе новой машины. Мужчина смутился и спрашивал, а как он сможет вернуть такую большую сумму. Когда понял - не смог сдержать слез.

«Я не ожидал, такие цветы. Спасибо им всем. Настоящий хороший коллектив. Дай Бог им всем здоровья. Сплоченные люди могут решить любой вопрос - как по благоустройству, так и какой-то другой помощи друг другу. Спасибо им большое», - говорит он.

Это уже не первый случай, когда харьковчане собственными деньгами помогают людям, пострадавшим от обстрелов. В начале 2024 года для жителя Змиева, дом которого был разрушен в результате ракетного удара по городу, за сутки собрали более полутора миллионов гривен.

«Это идет как-то по синусоиде: иногда людей что-то будоражит, и они хотят помочь. Потом спадает желание. Я сам периодически устраиваю сборы и понимаю, что даже минимальные уже тяжело идут: у людей нет финансовой возможности поддерживать какие-то сборы, помогать. Желание есть! Но финансово с учетом того, что все дорожает, у предпринимателей нет даже объемов 22-23 года, - все гораздо сложнее, и следовательно, люди не могут донатить на все», - говорит житель пострадавшего ЖК Валентин.

Ася из своего опыта сборов говорит: да, харьковчане очень уставшие - от едва ли не ежедневных обстрелов и напряжения. Но эта усталость и дает силы: люди готовы делать любой вклад, чтобы война закончилась как можно быстрее.

Оператор котельной Сергей собирается теперь покупать новую машину: всю жизнь у него был какой-то транспорт - велосипед, потом мотоцикл, потом автомобиль. Говорит, что после потери своего «Опеля» уже думал, как поступить - занимать деньги или остаться без машины?

Жители ЖК убеждают Сергея, что автомобиль - это мелочи: главное, что он остался жив. Остальное можно решить.

«Я думаю, что беда всегда сплачивает. Жаль, что в таких условиях, но нам пришлось показать, какие мы, украинцы. Хотя мы, наверное, такие были, есть и будем. Но эта проклятая война с россиянами дала всем понять, какие именно мы были, есть и будем», - резюмирует Евгений.


*Социологическое исследование «Медиа и громады. Перезагрузка связей» проводилось компанией „Оперативная социология“ в рамках проекта „Усиление устойчивости медиа в Украине“. Исследование проведено в 23 громадах Украины в апреле-августе 2024 года. Общее количество опрошенных - 2 391 респондент. Статистическая погрешность не превышает 3,3%.