"Камера… Мотор!" и "Стоп! Снято" - так начинается и заканчивается съемка, а мы получаем один монтажный кадр, который может быть законченным и понятным или же быть только вырванным элементом будущего фильма. Соединенный с другим кадром, он несет совершенно новую информацию зрителю. Как говорил великий советский режиссер и теоретик кино Лев Кулешов, "совмещение двух кадров дает не сумму изображения, а его произведение". На основе этого теория монтажа развивалась на протяжении многих лет различными деятелями киноискусства, выявив множество его разновидностей. Так, например, появилась теория внутрикадрового монтажа – построение изображения не с помощью склейки кадров, а внутри снимаемого эпизода путем выстраивания мизансцен, панорамирования, наплывов, фокусировки и других приемов, ставших возможными благодаря развитию технологий. Теперь же можно увидеть в фильмах непрерывную съемку продолжительных сцен порхающей в пространстве камерой. И даже более: существуют целые фильмы без монтажных склеек – когда камера записывает все без выключения от начала и до конца, рождая фильмы, снятые одним кадром.
Любителям киноискусства в Харькове посчастливилось поучиться этому мастерству: молодой талантливый режиссер Анна Рада, студентка Высших курсов режиссеров и сценаристов (ВКСР, г. Москва) и опытный преподаватель Дмитрий Головачев, заведующий кафедрой телевидения ХГАК, провели практическое занятие в рамках проекта "Киномастерская "CinemaHall".
Мастер-класс дал возможность участникам на примерах показанных короткометражных работ увидеть использование внутрикадрового монтажа, услышать комментарии к работам от кураторов занятия и гостей – студентов профильных факультетов, режиссеров-аматоров, актеров и всех любителей кино, интересующихся кинопроцессом. После общения все желающие были приглашены принять участие в главной составляющей этого события – проверке своих способностей создавать фильмы. В оборудованных аудиториях кафедры им. Каразина была предоставлена возможность снять свое коротенькое кино по готовому заданию, главная цель которого была создать законченный фильм, выстроив его в одном кадре. Также это было хорошей практикой коммуникативных способностей – нужно было сработаться в команде незнакомых людей. Ведь в большом кино режиссер часто находится в таком положении, когда людей на съемочной площадке он не выбирает, но с ними приходится работать и уметь согласованно принимать решения. Это необходимо для работы в большом коллективе, без чего не обойтись при создании фильма.
По словам Анны Рады, одинаковые задания в одних и тех же условиях съемки ни в коем случае не ограничивают творческие возможности участников. Наоборот, полет фантазии каждой команды проявляется не с позиции "придумать оригинальный сюжет" (можно придумать шикарную историю, но не суметь ее реализовать в кино), а с позиции "снять хороший фильм" (ведь существуют замечательные киноленты с примитивной сюжетной основой). И это действительно оказалось так, в чем можно было убедиться на второй день в Профсоюзе студентов при просмотре отснятых фильмов. Несмотря на ограничительные условия, такие как однокадровость, единство сюжета и места действия, а также временные ограничения (на съемку давалось всего полчаса!), фильмы получились совершенно разными. Все разнообразие полученного видеоматериала комментировала Анна Рада, общаясь с авторами фильмов и зрителями аудитории. Кроме участников мастер-класса, пришли их любопытствующие друзья, чтобы поболеть за работы товарищей. Как оказалось, к показу работ с мастер-класса было обращено любопытство не только участников и их знакомых, но и людей, работающих в кино: на показ пришел Михаил Беберашвили - практикующий режиссер с багажом знаний, приобретенных в Колумбийском университете Нью-Йорка.
Участники мастер-класса независимо от уровня своей подготовки получили возможность снять фильмы и, несмотря на весь вынужденный минимализм, увидеть все многообразие этого "важнейшего из искусств", пользуясь выражением Ленина. К тому же все пришедшие могли задавать вопросы и пользоваться наставлениями профессионалов. Пообщавшись с авторами, Анна уехала в Москву, но обещала обязательно еще приехать в Харьков и дать мастер-класс. А пока мы говорим "Стоп, снято!" и идем в гримерку готовиться ко второму дублю.