Новые тарифы на проезд в метро и наземном электротранспорте начали действовать в Харькове с 7 февраля. Проезд в метро подорожал до 8 гривен, троллейбусах и трамваях - до 6 гривен.
Харьковский антикоррупционный центр обратился в суд с исками об отмене повышения стоимости проезда.
19 февраля Харьковский окружной административный суд удовлетворил заявление об обеспечении иска по установлению новых тарифов в наземном и подземном электротранспорте, однако реальная стоимость проезда осталась прежней.
О том, будет ли снижена цена на проезд, - в комментарии партнеров Status Quo, юристов из международной правовой компании BIG.
Ниже - юридический комментарий.
19 февраля Харьковским окружным административным судом в виде обеспечения исков было приостановлено действие двух решений исполнительного комитета Харьковского горсовета: относительно возрастания стоимости проезда в трамваях и троллейбусах до 6 грн. и в метро – до 8 грн.
Однако быть уверенным в возвращении старых тарифов не стоит.
Во-первых, для того, чтобы тарифы стали прежними, определения суда о приостановлении действия решений горисполкома должны быть исполнены. В случае неисполнения судебного решения в добровольном порядке такое решение передается в исполнительную службу для принудительного исполнения. Исполнительная служба должна открыть исполнительное производство в течение одного дня с момента получения документов, в этот же срок уведомить должника об открытии производства и сообщить о необходимости выполнения решения в течение 10 рабочих дней. В случае невыполнения решения в такой срок исполнитель налагает на должника штраф, предоставляет ему еще 10 дней для выполнения решения и предупреждает об уголовной ответственности. Лица, виновные в умышленном невыполнении судебного решения, которое вступило в законную силу, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 382 УК Украины (невыполнение судебного решения).
В то же время определение суда, которым приостановлено действие решений горисполкома, подлежит обжалованию и может быть отменено судом апелляционной инстанции. Также в случае, если основания для обеспечения иска отпадут, такое обеспечение может быть отменено как по инициативе стороны судебного производства, так и судом по собственной инициативе.
Таким образом, наряду с обязанностью выполнять решение суда, существуют процессуальные возможности отмены обеспечения иска, в случае чего действие решений горисполкома может быть возобновлено.
Поэтому вопрос того, какие тарифы для граждан будут действовать, зависит от многих факторов, в частности, от поведения сторон и предпринятых ими действий в рамках судебного производства, от судебных решений и их фактического выполнения, а также от воли горисполкома.
Что касается правомерности действий кондукторов трамваев, троллейбусов и работников метрополитена в контексте требуемой ими суммы за проезд при условии приостановленных судом решений горисполкома, то следует отметить, что указанные лица руководствуются внутренними актами, а также письменными и устными распоряжениями своего начальства, не являясь при этом стороной судебного разбирательства. Поэтому для того, чтоб кондукторы взимали плату в прежнем размере, руководство метрополитена и трамвайного/троллейбусного депо должны издать соответствующие локальные акты.
Генеральный директор Международной правовой компании BOND INTELLECT GROUP (BIG), адвокат Владимир Бондаренко