Гаражи во дворах достали всех, кроме их владельцев. И очередная петиция на сайте горсовета опять напомнила об этом. Гаражи уродуют внешний вид наших и так не особо эстетически привлекательных дворов. Территория между ними и за ними служит естественным укрытием для алкоголиков и наркоманов. Ну и главное – гаражи отбирают пространство двора у всех, кроме своих владельцев. Даже если оставить за скобками вопрос о как таковом пребывании автотранспорта во дворах, пространство это отбирается крайне нерационально. Один капитальный гараж с местом для выезда из него занимает как минимум три места для парковки.
С этим, конечно, надо что-то делать, и мэрия, реагируя на жалобы жителей, что-то делает. Но проблему нужно решать системно, потому что при ее масштабе просто путем реакций на жалобы эти бетонные и металлические наросты будут исчезать десятилетиями, и вполне возможно, что скорость их сноса будет отставать от скорости строительства новых.
Самый простой путь – снести все, по крайней мере, незаконные гаражи. Но гараж можно узаконить, причем через механизмы, которые запускают процесс в обход мэрии. Например, через судебные решения. В Харькове есть десятки юрфирм, которые предлагают подобные услуги. Процесс этот небыстрый, а главное – затратный, но учитывая, что стоимость капитального гаража в Харькове вполне сравнима с ценой неплохого автомобиля, для многих владельцев овчинка будет стоить выделки.
И самое главное – тут нужно четко определиться, что для нас важно: законность гаража или сам факт его наличия? Какая разница, оформлен гараж официально или нет, если его задняя стена служит общественным туалетом и местом сбора мутных граждан? В конце концов, законность постройки снимает проблему только для ее владельца, но никак не для жителей соседних домов.
К тому же в случае начала масштабной кампании по сносу незаконных гаражей, конфликты с их владельцами неизбежны. Очевидно, у них будут свои резоны. Да, человек не оформлял гараж, но вложился в его строительство. Гараж стоял на этом месте десятилетиями и "никому не мешал". Такие аргументы, безусловно, будут. Да и технически организовать снос будет сложно, если строптивый владелец оставит внутри гаража свое добро, а тем более - автомобиль. Ни один коммунальщик не возьмет на себя ответственность за порчу дорогостоящего имущества. Можно, конечно, подкрепить эти действия судебными решениями, но социального напряжения это не снимет.
Так что же делать? Как сделать этот процесс максимально безболезненным? Конечно, у владельцев гаражей, причем в том числе у владельцев гаражей законных, должна быть альтернатива. И альтернатива эта может появиться. Мэрия приняла решение о строительстве многоуровневых паркингов во всех районах города. Да и уже сейчас альтернатива есть. Это муниципальные парковки, на многих из которых есть крытые паркоместа.
Но как заставить счастливых обладателей бетонных коробок оставлять машину на платной парковке?
Тут ключевое слово - "платной". Самоочевидное решение – разработать систему скидок на парковку для тех, кто добровольно отказался от пользования гаражом во дворе. Конечно, если гараж был оформлен официально, город должен будет его выкупить. Не по рыночной цене, разумеется, но компенсировать затраты можно существенной скидкой на парковку. То же может касаться и владельцев самостроев. Человек признал свой гараж самостроем, дал его снести - и получил существенную скидку на паркоместо на муниципальной парковке. А если к этому добавить скиду или даже «амнистию» на какой-то срок на оплату парковки на улицах города - многие владельцы гаражей, особенно незаконных, задумаются: что выгоднее – получить 50%-ю (а то и большую) скидку на место в крытом и охраняемом паркинге или качаться с мэрией за возможность хранить в гараже автомобиль и всякий хлам, вынесенный из квартиры, но так и не донесенный до свалки.
Конечно, это поставит в неравные условия владельцев гаражей и прочих автолюбителей, но давайте реально смотреть на вещи: они и сейчас находятся в неравных условиях. А финансовое стимулирование отказа от гаражей во дворах на несколько порядков снизит градус социального напряжения.
К тому же не имеет смысла делать этот процесс одномоментным и тотальным. Вводить такие меры можно постепенно и только там, где альтернатива реально есть. Появился в микрорайоне многоуровневый паркинг или просто муниципальная парковка – можно начинать процесс уведомления владельцев гаражей, находящихся в радиусе 500 метров или километра (тут, конечно, все зависит от плотности окрестной застройки): "Дорогой друг, у тебя появилась реальная альтернатива твоей (хотя по закону - не факт, что твоей) малой архитектурной форме. Или ты этой альтернативой воспользуешься на таких-то условиях, или не воспользуешься, но готовься к общению с водителем бульдозера и судебным исполнителем".
В общем, проблему эту нужно решать постепенно и системно. В противном случае наросты гаражей во дворах никуда не денутся и десятилетиями будут отравлять жизнь жителей многоквартирных домов.