В прошлом веке Харьков считался индустриальной столицей Украины. В одной из публикаций SQ рассказывал о харьковском Танкограде и различных моделях боевых машин, созданных харьковскими конструкторами и собранных на харьковских предприятиях.
Но Харьков имел все основания называться и Самолетоградом. Еще несколько десятилетий назад город был одним из авиационных центров страны, а если учесть, что на планете очень немногие страны производят самолеты, - то и всего мира. Производство больших авиалайнеров достигало 60-70 единиц в год.
Дедушки харьковского воздухоплавания
Покорение харьковского неба начиналось усилиями энтузиастов. Пионерами воздухоплавания были потомственный дворянин Степан Гризодубов и Константин Данилевский.
Гризодубов стал одним из первых не только в империи, но и в мире мастеров, приступивших к созданию самолетов. Данилевский двигался по несколько иному пути – он конструировал аэростаты, приводимые в движение педалями. Время для его изобретения пришло только в начале нынешнего века, в эпоху тотальной борьбы против загрязнения окружающей среды.
Эпоха Калинина
Бум самолетостроения в Харькове пришелся на советские годы, когда авиация была примерно таким же фетишем, как современные гаджеты. В 20-х годах в городе появляется не только авиационное предприятие, но и собственное конструкторское бюро, которое возглавил легендарный авиаконструктор Константин Калинин – создатель самолета-гиганта К-7, прозванного в народе "Воздушным Госпромом".
В 20-30-е годы именно харьковчане были законодателями авиационной моды. Пассажирский самолет К-5 в течение десяти лет был основным лайнером "Аэрофлота". А К-4 широко использовался в отдаленных районах страны в качестве санитарного самолета - воздушной скорой помощи.
Судьба Калинина сложилась трагично. В 1938 году он был расстрелян по стандартному для тех лет обвинению – как "враг народа".
Самолеты ХАИ
Открытый в 1930 году Харьковский авиационный институт также сходу приступил к созданию летательных аппаратов.
После нескольких опытных образцов удалось создать модель, запущенную в серию, – ХАИ-5 (известный также как Р-10) - многоцелевой одномоторный самолет-разведчик, легкий бомбардировщик и штурмовик. В Харькове было произведено 355 экземпляров машины.
Самолеты стояли на вооружении 43-й авиационной бригады Харьковского военного округа, а также использовались в боях на реке Халхин-Гол и у озера Хасан на Дальнем востоке против японских войск.
Руководил работами харьковский авиаконструктор Иосиф Неман. Он тоже был репрессирован в 1938 году, но в 1941-м - освобожден. Смог вернуться к конструкторской работе.
Истребители Григоровича
Во второй половине 30-х годов в Харькове было налажено производство военных самолетов. Авиазавод выпустил 160 истребителей конструктора Дмитрия Григоровича И-Z и ИП-1 (истребитель пушечный).
Самолет Сухого
С конца 30-х годов в Харькове начался выпуск ближнего бомбардировщика Су-2 авиаконструктора Павла Сухого.
На харьковском предприятии было изготовлено 785 штук (часть выпускалась в эвакуации в Перми).
Самолеты Яковлева
В конце войны и в послевоенное время в Харькове освоили производство самолетов конструкторского бюро Яковлева – Як-7, Як-8, Як-9, Як-18. Последняя модель стала самой массовой для харьковского завода: было выпущено более 400 штук.
Самолет Микояна и Гуревича
В начале 50-х в Харькове массово выпускали самолет МиГ-15 УТИ (учебный). Было изготовлено 538 экземпляров.
Ту-134 и другие
С 1955 до 1984 года, то есть почти 30 лет, харьковчане выпускали различные модели пассажирских самолетов конструктора Туполева. Наиболее массовой моделью стал знаменитый реактивный лайнер Ту-134. Ежегодное производство составляло 60-70 штук. Всего было выпущено более 1050-ти самолетов моделей Ту-104, Ту-124 и Ту-134.
Самолеты Антонова
С начала 80-х в Харькове производились самолеты конструкторского бюро Антонова. Было собрано около 100 транспортных самолетов Ан-72 и 80 самолетов Ан-74.
С конца 90-х до 2016 года харьковским самолетостроителям удалось собрать 36 транспортно-пассажирских самолетов Ан-140.
Возвращение к малой авиации
С 2012-го харьковчане вспомнили опыт 30-х годов и обратили внимание на такое направление самолетостроения, как малая авиация. На местном авиапредприятии было собрано 10 экземпляров ХАЗ-30 (одномоторный двухместный сверхлёгкий самолет).