Партия регионов
В 2005 г. Богословская участвовала в конфликте вокруг Никопольского завода ферросплавов на стороне Пинчука, и то ли в благодарность, то ли от "некуда девать денег" Пинчук спонсировал еще один проект Богословской – "Вече". Проект этот был столь же искусственным образованием, как и "Команда озимого поколения", и повторил его судьбу.
Книга "План развития страны", призванная стать программным текстом партии "Вече", полностью объясняет, почему эта политсила в парламент не прошла. "План развития страны" - безупречный с полиграфической точки зрения сборник банальностей вроде "ученые – цвет нации", разбавленных водой вроде "помогать ученым - первейшая задача государства". Впрочем, эту книгу мало кто читал. А те из высоких регионалов, кто все же прочел этот труд, здраво рассудили, что именно Инна Богословская может стать противовесом Юлии Тимошенко - такой же большой мастерице говорить банальности с дрожью в голосе. Кроме того, судя по всему, Инна Богословская ненавидит Тимошенко так, как женщина может ненавидеть женщину, достигшую больших карьерных высот. В конце 2006 г., когда о перевыборах даже не думалось,
Похоже, задача Богословской была выступить рупором для озвучивания набивших оскомину обвинений Тимошенко в разворовывании миллионов на поприще газового бизнеса. Инна Богословская свою роль исполнила блестяще, за что поплатилась судебным иском со стороны Юлии Тимошенко, и получила четвертое место в списке Партии Регионов.
На политической арене Дмитрий Святаш запомнился тем, что в суровый для регионалов "оранжевый" год последовательно, а главное публично отстаивал позицию Партии регионов. И это в то время, когда многие политики "от бизнеса", озабоченные судьбой своих концернов-холдингов-корпораций, либо отмалчивались, либо хмуро потянулись на поклон к "оранжевой" власти.
Юлия Ковалева (№133). Прославилась тем, что пережила покушение на свое кресло. Причем именно не в переносном, а в самом прямом смысле - кресло депутатши в Верховной Раде было прострелено. Ковалевой ни в кресле, ни в кабинете, к счастью, не оказалось, но традиционное заявление о возможном покушении было сделано. Позже выяснилось, что здание Верховной Рады обстрелял накачавшийся препаратами, "расширяющими сознание", киевский мажор, пожелавший остаться неизвестным. На ниве законотворчества Юлия Ковалева за время пребывания в Верховной Раде себя практически не проявила. Выступлений Ковалевой в Раде тоже не зафиксировано. Главная деталь, о которой почему-то предпочитают говорить вполголоса: Юлия Ковалева - родная сестра председателя Харьковского облсовета Василия Салыгина.
На первый взгляд кажется, что своим положением Ковалева обязана высокопоставленному младшему брату, однако некоторые утверждают, что если дело и не обстоит наоборот, то, по крайней мере, Юлия Ковалева является серьезным самостоятельным бизнесменом. АОЗТ "Гея", которым руководит Ковалева, по сути, крупная инвестиционная компания, связанная со строительством нежилых объектов. В этом можно убедиться, ознакомившись со списком решений горсовета, связанных с выделением АОЗТ "Гея" земли под застройку. Кроме того, Ковалева вместе с братом - это десятки коммерческих структур, связанных с землей и строительством.
"Привязанность" Шенцева к покойному Евгению Кушнареву мешает воспринимать его как самостоятельного политика. В перспективе Шенцев либо станет-таки самостоятельным игроком, либо канет в политическое небытие. Во всяком случае, депутатство ему обеспечено, а это само по себе - хороший старт для начала самостоятельной политической карьеры.
Самый лучший ход Фельдмана - разговоры о переводе своих коммерческих структур из Харькова сначала в Киев, а потом в Харьковскую область. Шума это наделало немало, но городские власти не всполошились, видимо, понимая, что основные денежные потоки крупных коммерческих структур и так обычно протекают вдали от Харькова и Украины, как правило, в районе Кипра и других оффшоров. Тем не менее, фишка Фельдмана под названием "плохой инвестиционный климат в Харькове" стала ярким трендом в борьбе с городскими властями. По крайней мере, на мелких и средних коммерсантов это наверняка произвело гораздо большее впечатление, чем нецензурщина Кернеса в приватных разговорах.
Как законотворец Фельдман был очень плодотворен. Им было внесена масса законопроектов, из которых отдельно стоит отметить "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно введения прогрессивной шкалы одноразовой помощи при рождении двух и более детей" и "О внесении изменений в закон "О налоге на добавленную стоимость" (в части уменьшения стоимости коммунальных услуг для населения)". Из депутатов-харьковчан Фельдман, безусловно, депутат самый деятельный.
Политическая активность и взвешенная позиция Фельдмана делают его наиболее вероятным кандидатом в мэры от оппозиции в том случае, если перевыборы мэра все же состоятся.
За время депутатства Алексей Логвиненко внес законопроект об изменениях в закон "О научной и научно-технической деятельности" (в части пенсионного обеспечения научных работников). Что не понравилось в этом законопроекте Комитету по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Верховной Рады - неизвестно, только комитет этот рекомендовал Верховной Раде законопроект отклонить. Несмотря на не очень удачную законотворческую деятельность, Логвиненко вместе с Фельдманом и Камчатным был награжден орденом БЮТ "За преданное служение Родине".
По словам Михаила Бродского, Логвиненко с Юлией Владимировной познакомил Юрий Левенец, который на момент высказывания Бродского был политтехнологом Януковича, близким к Александру Волкову и Сергею Левочкину. Вот еще одна оценка Бродского: "Логвиненко - просто приличный человек, и я считаю, что он был полезен". Из уст Бродского - человека, смыслом жизни которого на ближайшие годы стал, видимо, слив компромата на бывших однопартийцев, - такая оценка выглядит очень весомо.
В БЮТ Филенко попал, будучи заместителем председателя партии "Реформы и порядок" (ПРП). Поблокировавшись с праворадикальной молодежной "Порой", ПРП в конце 2006 г. приняла решение о присоединении к Блоку Юлии Тимошенко.
Вообще, Филенко - один из немногих в Харькове профессиональных политиков. Его биография рисует образ "чистого" политика без примесей директорства в разных ЧП или работы на чиновничьих должностях. Единственное "коммерческое пятно" в биографии Филенко - членство в набсовете "Базиса". В далеких 70-х он поработал сельским учителем. Затем была довольно типичная коммунистическая партийная карьера, плавно переходящая в просто партийную: глава Партии демократического возрождения Украины, первый заместитель главы НДП, потом ПРП, Майдан, блок "Пора-ПРП" и вот теперь - ПРП, но уже в БЮТ.
Согласно данным списка кандидатов в народные депутаты, Филенко проживает в Киеве, но о Харькове не забывает, постоянно комментируя происходящее в области. Следует отметить медийную активность Филенко, который, обладая определенной харизмой и даже остроумием (качество крайне редкое для украинского политикума), является частым гостем политических ток-шоу на центральных телеканалах.
Виталий Данилов (№105). Самый "странный" персонаж среди потенциальных харьковских нардепов. На политической сцене Харькова Данилов не засвечен вообще, что неудивительно, учитывая тот факт, что в избирательном списке БЮТ он значится беспартийным. Судя по всему, Виталий Данилов "родом из бурных девяностых". Некоторые источники утверждают о его причастности к криминалитету. Была даже опубликована информация о причастности Данилова к мошенничеству и организации заказного убийства.
Сейчас Данилов является руководителем футбольного клуба "Харьков", а до этого был акционером "Металлиста".
Что делает в списке БЮТ Данилов - совершенно непонятно. Можно только предположить, что для него важно депутатство как таковое, а в списках других политических партий "проходных" мест для "странного персонажа" не нашлось.
Олег Гейман (№130). О его политической жизни неизвестно ничего кроме того, что он является членом БЮТовской "Батьківщини". Кроме того, Гейман - директор государственного предприятия "Завод "Радиореле". Завод этот планировали приватизировать еще в начале прошлого года, но то ли завод никому не понадобился, то ли просто не сложилось. Завод в число промышленных гигантов не входит, поэтому говорить о Геймане как о директоре, влияющем если не на политическую, то хотя бы на экономическую жизнь региона, нельзя. Но некоторые источники связывают Геймана с Александром Фельдманом.
КПУ
Законотворческая деятельность Александровской ограничилась двумя законопроектами. Это и неудивительно, учитывая тот факт, что за время последнего депутатства ей пришлось выступить на стороне рейдеров в конфликте вокруг далекого от Харькова "Укрречфлота". "Укрречфлот" подвергался рейдерским атакам все того же Григоришина.
Итак, говорить о неком харьковском лобби в Верховной Раде VI созыва совершенно бессмысленно. Потенциальные депутаты-харьковчане к Харькову имеют лишь то отношение, что их бизнес находится здесь либо они здесь начинали свою политическую жизнь. Судя по законотворческой и общественной деятельности потенциальных депутатов, никого, кроме, пожалуй, Фельдмана, назвать депутатом "от Харькова" нельзя.
С переходом на партийную систему выборов региональное лобби, скорее всего, уйдет в прошлое. Депутаты, избираемые не в первый раз, часто идут в парламент как уже киевляне, а бизнесмены из партийных списков используют депутатские кресла для решения своих корпоративных вопросов. Регионы остаются без представительства. На фоне отсутствия реальных подвижек в сторону усиления роли регионов в решении своих внутренних проблем такая ситуация может привести к тому, что унитарность государства будет означать отсутствие каких бы то ни было региональных рычагов влияния на общегосударственную политику.