.
- "Хартрон" реструктуризировался более 10 лет. Какой совет вы могли бы дать тем, кто только начинает этот процесс?
- Советы трудно давать, это не благодарное дело. Ведь реструктуризация предполагает конкретный подход к каждому предприятию. Одно дело - конструкторское бюро, а совсем другое – производственное предприятие. Да и заводы все разные. Поэтому процесс реформирования предполагает индивидуальный подход к предприятию.
- Можно сказать, что "Хартрон" успешно закончил реструктуризацию?
- Считаю, что достаточно успешно. Но я не стал бы утверждать, что структура предприятия не будет изменяться. Жизнь вносит свои коррективы. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы в холдинге было оптимальное количество предприятий, которые были бы обеспечены заказами не менее чем на три года - это гарантия устойчивой структуры. Ранее предприятий было больше, некоторые из них не выдержали конкуренции и обанкротились. Опыт показывает, что если предприятие имеет перспективу только на полгода, нужно решать, что с ним делать - или ликвидировать, или присоединять к более успешному. Есть другие примеры, когда на базе успешно работающего предприятия создаются новые, со своими самостоятельными направлениями работ в различных отраслях экономики. Например, уже после реструктуризации на базе предприятия "Хартрон-Плант" созданы еще два предприятия - "Хартрон-Энерго" и "Хартрон-Экспресс". Все три предприятия заняли свои ниши на рынке и успешно функционируют. "Хартрон-Плант" остался основной производственной базой холдинга, со своими дополнительными направлениями работ, "Хартрон-Энерго" и "Хартрон-Экспресс" заняли свои ниши в энергетике и на железнодорожном транспорте.
В связи с бытующим мнением, что реструктуризация предприятия равносильна его развалу, я хотел бы напомнить, что "Хартрон" и в доперестроечное время представлял собой холдинг, в который входили 6 подразделений на правах обособленного государственного предприятия со своими достаточно самостоятельными директорами. Главное в процессе реструктуризации – сохранить управляемость холдинговой структурой.
- Вы отмечали, что не против, если на предприятие придет инвестор, какова ситуация с инвестициями на предприятии?
- Я глубоко убежден, что для предприятия, которое занимается высокими технологиями, каким в целом является "Хартрон", привлечение инвестиций вряд ли возможно. Инвесторы хотят быстрой отдачи, а в сфере высоких технологий быстрой отдачи не бывает. Во всяком случае, "Хартрону" не удалось найти такого инвестора.
- А иностранный капитал, вложенный в создание "Вестрона", не является инвестицией?
- Какая же это инвестиция? Правительство США выделило средства фирме "Вестингауз" для обеспечения ядерной безопасности Украины. Американцы провели в Украине анализ потенциальных исполнителей программы и выбрали "Хартрон" как предприятие, имеющее богатый опыт по созданию высоконадежной аппаратуры. К тому же, условием получения американской государственной инвестиции было создание совместного предприятия, а не развитие "Хартрона". В своем развитии мы делаем ставку на внутренний потенциал и на наших заказчиков.
- Наметились ли новые перспективы участия "Хартрона" в европейских космических программах?
- В январе 2004 г. прошло совместное совещание Европейского космического агентства (ЕКА) и Национального космического агентства Украины. На совещании выступил и я с докладом, в котором рассказал, чем занимается "Хартрон" в космической сфере. ЕКА пообещало рассмотреть возможность расширения участия "Хартрона" в космических программах ЕКА. "Хартрон" косвенно участвует в европейском космическом проекте, связанном с запусками ракеты-носителя малого класса "Вега". В рамках этого проекта мы обучаем итальянцев создавать системы управления.
- Оправдана ли такая маркетинговая политика, я имею в виду обучение итальянцев секретам создания космических систем управления? Ведь это - будущие конкуренты.
Во-первых, никаких секретов здесь нет, поскольку речь идет исключительно о ракетах-носителях в интересах мирного Космоса. Во вторых, если "Хартрон" не станет учить итальянцев создавать системы управления, тогда их научат другие - американцы или россияне. И получат за это деньги. Участие в таких проектах обеспечивает загрузку предприятия и подтверждает его научный престиж на международном уровне. Кстати, "Хартрон" и китайцев обучает проектировать системы управления, а также египтян, участвуя в создании для них микроспутника.
- Судя по тому, что вас приглашают в качестве наставников, - авторитет предприятия в мире довольно высок?
- Напомню, что "Хартрон" был образован 45 лет назад для создания автономных систем управления стратегическими ракетами, спроектированными КБ "Южное". КБЮ и сейчас является основным головным заказчиком "Хартрона" по космической тематике. Системы управления "Хартрона" управляли ракетами с несколькими боеголовками, в том числе ракетой, способной обходить противоракетную оборону противника, а также самой совершенной стратегической ракетой - "Сатана". Ракеты-носители с системами управления, произведенными на "Хартроне", вывели на орбиты более 900 космических аппаратов, в числе которых "Космос-1". Это первый искусственный спутник Земли, созданный на Украине и положивший начало спутникам серии "Космос". Наши системы управляли почти сотней космических аппаратов. Почти все тяжелые (порядка 20 т) космические аппараты СССР управлялись нашими системами. Из 120 т общей массы космического комплекса "Мир" хартроновские системы управления обеспечили автоматическую стыковку в космосе пяти модулей с общей массой 100 т. Этот опыт дал возможность Украине стать полноправным партнером России и США в создании международной космической станции. Начало строительству МКС положила стыковка модулей "Звезда" и "Заря", которой управляли хартоновские системы. В настоящее время проводятся работы по созданию системы управления для нового универсального модуля, который будет функционировать в составе российского сегмента МКС. Сейчас головным правопреемником по всей ракетно-космической тематике "Хартрона" стало предприятие "Хартрон-Аркос". Космической тематикой занимаются также "Хартрон-Консат" и "Хартрон-Юком", расположенные в г.Запорожье. Аппаратура, разработанная на этих предприятиях, эксплуатируется на украинских спутниках "Целина", "Січ" и "Океан". Эти предприятия – участники международной программы "Морской старт". Кроме того, они разрабатывают системы для украинских микроспутников и египетского микроспутника "Египтсат" (отмечу, что в создании систем управления головным предприятием является "Хартрон-Аркос").
"Хартрон-Аркос" в рамках украинско-бразильского проекта создает систему управления для ракеты носителя "Циклон-4". Совместно с российскими предприятиями стратегические ракеты SS-18 и SS-19 модернизированы в ракеты-носители "Днепр", "Рокот" и "Стрела", которые вывели в космос более 20 космических аппаратов различных стран. На этих ракетах устанавливаются СУ "Хартрон-Аркос". Знаковым событием стал последний пуск с космодрома "Байконур" ракеты-носителя "Днепр", которая вывела на орбиту 8 спутников. Особенность этого пуска в том, что один из спутников – французский "Деметр", был нами выведен на солнечно-синхронную орбиту. Этот спутник был самым тяжелым - его масса около 132 кг (остальные спутники весили от 12 до 85 кг). Наша система управления этот спутник вывела на орбиту с потрясающей точностью, что крайне изумило французов. Дело в том, что разработчикам системы управления задается диапазон отклонений от параметров орбиты, в который ракета должна "забросить" спутник. Попав в этот диапазон, спутник, при помощи своих двигателей, опускается или поднимается в нужную точку. "Деметр" сразу был выведен в "точку". Руководитель французской делегации тогда пошутил, что с ним на "Байконур" приехала большая команда, которая, как предполагалось, займется довыведением спутника, а теперь он не знает, чем ее занять. Конечно, то обстоятельство, что мы вывели спутник на солнечно-синхронную орбиту с высочайшей точностью, способствовало укреплению авторитета предприятия.
- Каковы тенденции "Хартона" по развитию космической тематики?
- Если в прошлом году работы по ракетно-космической тематике составляли 30% объема работ, то в первом полугодии 2004 г. - 53%. Прежде всего за счет ракеты-носителя "Циклон-4. В рамках украинско-российского проекта ведутся работы по созданию автономного космического буксира для ракеты-носителя "Днепр". Ведутся работы по созданию систем управления для украинских и египетского микроспутников. В этом году планируется запуск украинско-российского спутника нового поколения "Січ-1М". Половина объема работ по космической тематике выполняется для НКАУ. Задания НКАУ мы всегда выполняем в срок. Кстати, по уровню зарплаты в НКАУ мы стабильно занимаем 1-2 место. Я считаю, что главным показателем благосостояния предприятия является зарплата его сотрудников. Сейчас мы в НКАУ на втором месте - нас обошло КБ "Южное". Средняя зарплата в ОАО "Хартрон" за первое полугодие этого года составила 727 грн., за последние три месяца – около 900 грн. Естественно, что у работников отдельных предприятий холдинга зарплата существенно выше.
- А какие подразделения "Хартрона" сотрудничают с железными дорогами?
- Основной объем работ для железных дорог приходится на "Хартрон-Экспресс" и "Хартрон-Инкор". Заказы для железных дорог выполняет и "Хартрон-Аркос". Специалисты "Экспресса" создали около 80% электрооборудования для пассажирских вагонов скоростных поездов "Киев-Харьков", "Киев-Днепропетровск" и "Харьков-Симферополь" и продолжают работать в этом направлении. На железных дорогах Украины, России и Беларуси эксплуатируется аппаратура, изготовленная на "Хартрон-Экспрессе". Она управляет и контролирует работу систем жизнеобеспечения более 500 пассажирских вагонов различных типов. Почти 2 тысячи вагонов оснащены системами пожарной сигнализации "Прометей", производящихся на "Хартрон-Экспрессе". Система экспортируется в Россию и Польшу. В вагонах дизель-поездов устанавливаются унифицированные экологически чистые сантехнические комплексы с замкнутым циклом утилизации. "Хартрон-Экспресс" включился в работу по модернизации отдельных систем управления чешских электровозов "ЧС-8", что позволит пополнить парк скоростных локомотивов Украины. Система управления электрооборудованием вагонов-автомобилевозов скоростных фирменных поездов "Киев-Днепропетровск" и "Харьков-Симферополь" тоже разработана на "Хартрон-Экспрессе". На эти системы поступают заказы от ряда железных дорог, в числе которых Южная, Приднепровская и Юго-Западная.
"Хартрон-Инкор" внедрил на вокзалах "Харьков-Пассажирский", "Харьков-Левада", "Лосево" и "22-й километр" визуальные информационные системы и системы контроля доступа пассажиров на железнодорожные платформы. К 350-летию Харькова такие же системы внедрены на железнодорожной станции "Обрій" Южной железной дороги. В начале октября будет сдана в эксплуатацию визуально-информационная система железнодорожного вокзала в г.Ужгороде. Монтируется двухцветное информационное табло на новом харьковском Дворце спорта "Локомотив".
- Чем еще занимаются предприятия холдинга?
- "Хартрон-Энерго" производит стойки и блоки УКТС и УКТЗУ, световые табло, индикаторы и другое оборудование. Совместно с ЗАО "Импульс" (Севердонецк) это предприятие поставило оборудование на третий и четвертый энергоблоки Запорожской АЭС. В том числе аппаратуру для входного контроля оборудования. Аппаратура "Хартрон-Энерго" работает на Змиевской ТЭС и Харьковской ТЭЦ-5.
"Вестрон" поставляет отдельные элементы систем и подсистемы систем управления атомными электростанциями Украины. Предприятие участвует в реконструкции информационно-вычислительных систем энергоблоков АЭС Болгарии, России, США. "Вестрон" создал системы представления параметров безопасности ВВЭР-1000 всех АЭС Украины, которые облегчают оператору принимать решения в процессе работы. Деятельность "Вестрона" на страницах вашего издания освещается регулярно и достаточно полно.
"Хартрон-Инкор" освоил выпуск систем диспетчерского управления энергообъектами с напряжением от 6 до 330 кВ с использованием унифицированных микропроцессорных модулей релейной защиты "Диамант". Аппаратура "Инкора" эксплуатируется на Кременчугской и Сумской ТЭЦ и почти на 10 облэнерго Украины. Для комбайна "Обрій" на "Инкоре" изготовили системы управления жаткой и молотилкой.
Аппаратура и автоматизированные системы управления, созданные "Хартрон-Юкомом" и "Элтон-ТТ", работают на коксовых батареях Новолипецкого металлургического комбината, на предприятии "Запорожкокс" внедрены АСУ ТП модуля переработки газового конденсата в бензин и устройство замера уровня легковоспламеняющихся жидкостей в резервуарах, на объектах нефтегазовой отрасли работают системы линейной телемеханики. Основная производственная база "Хартрона" – научно-производственное предприятие "Хартрон-Плант", которое участвует в крупных проектах по изготовлению систем управления в области ракетно-космической техники, объектов энергетики и железнодорожного транспорта. Большим спросом пользуются услуги по изготовлению корпусных деталей и покрытию изделий из металла порошковыми полимерными красками. На заводе изготавливаются многослойные печатные платы со сквозной металлизацией отверстий, мембранные клавиатуры, изделия из резины и пластмассы.
"Хартрон" обладает уникальной испытательной базой. Успешно работает предприятие "Хартрон-Сигма", осуществляющее испытания аппаратуры на внешние воздействия различных видов, причем не только аппаратуры, разработанной и изготовленной предприятиями "Хартрона", но и другими предприятиями.
Нельзя не сказать и о предприятиях социальной сферы - "Хартрон-Орбита" и "Хартрон-Виолис" (г.Бердянск), а также о предприятии "Хартрон-Электросвязь", предоставляющем полный комплекс услуг электросвязи.
- А какие у ваших предприятий взаимоотношения с налоговой службой?
- Они все добросовестные плательщики, состоящие в Киевской налоговой инспекции Харькова. Недавно как лучший плательщик налогов в числе других награжденных Областной налоговой администрацией был отмечен "Хартрон-Экспресс". А вообще "Хартрон" перечисляет в госбюджет около 10 млн. грн. налогов в год.
- Вы не ведете своеобразного учета, сколько харьковчан, уйдя с "Хартрона", достигли успехов в
других отраслях народного хозяйства?
- Штат предприятия за 45 лет его существования составлял в основном 10-15 тыс. человек. Если считать, что на предприятии работало 10 тыс. человек, а миграция в год составляла около 2 тыс. чел., то получим, что за 45 лет за порог предприятия ушло около 90 тыс. чел. Бывших хартроновцев можно встретить практически во всех отраслях народного хозяйства. Школа, полученная на "Хартроне", позволяет им решать сложнейшие задачи. Сейчас на предприятии работает около 2,2 тыс. чел. Средний возраст работников составляет около 47 лет. Самое "молодое" предприятие - "Вестрон", средний возраст сотрудников которого составляет 40 лет, а вот средний возраст сотрудников "Хартрон-Аркос" - 50 лет. Для этого предприятия вполне реальна возможность через 5-10 лет потерять накопленный годами опыт. А ведь разработка автоматических систем управления для космоса - одна из самых наукоемких сфер деятельности "Хартрона". Потому мы начали программу омоложения кадров предприятия и готовы пойти на увеличение численности персонала за счет набора молодых специалистов. Традиционно кадровый состав холдинга пополняется выпускниками национальных университетов - авиационного, радиоэлектроники и ХПИ. Мы планируем разработать программу привлечения молодых специалистов, окончивших эти вузы.
- Должен отметить, что "Хартрон" - одно из самых открытых для прессы предприятий. С чем связана такая открытость?
- Дело скорее всего в том, что нам есть о чем рассказывать. Ведь если ничего хорошего не происходит, то и рассказывать не о чем. Я, например, вам не рассказываю о наших неудачах, которые конечно же случаются и у "Хартрона". Причем достижения со временем забываются, а неудачные проекты долго напоминают о себе. А вообще мы оптимисты и, следуя своему девизу "Системы управления в Космосе и на Земле", продолжаем вносить свой вклад в научно-технический прогресс Украины.
Справка "SQ". Вахно Николай Иванович родился 29 января 1950 г. в Сумской области. В 1972 г. окончил Харьковский государственный университет им. М.Горького по специальности математика, прикладная математика. В должности председателя правления ОАО "Хартрон" работает с 2002г. Кандидат технических наук, доцент, заслуженный машиностроитель Украины, награжден орденом "За заслуги" Ш степени.