Мы попросили специалистов ОАО«Мегабанк»проконсультировать нас относительно того, какие беды могут настигнуть держателя карты за границей и как с ними справляться? Пример первый – карта потерялась или ее украли. В этом случае, согласно условиям договора, клиент обязан срочно позвонить по телефону технической поддержки своего банка и попросить заблокировать исчезнувшую карту. В противном случае просто нельзя будет оспорить проведенные с ее использованием платежи.
В банке после несложной операции по идентификации клиента по телефону (кодовое слово, номер карточки, последние четыре цифры карты) платежную карточку заблокируют, и деньги с нее снять будет нельзя. Такая операция называется «постановка в стоп-лист». «Если карта украдена, а ее владелец не сообщил об этом в банк, вся финансовая ответственность по совершенным операциям лежит на клиенте», – уверяют в «Мегабанке».
Для того чтобы вовремя заблокировать утерянную или украденную карту, ее номер, желательно, иметь в мобильнике или на других носителях – так же, как и номер телефона не только технической поддержки, но и клиент-менеджера банка.
В сложных ситуациях может помочь и мобильный банкинг, который помогает контролировать операции по карте в режиме реального времени. Такая поспешность целиком оправдана, ведь банк может вернуть только те деньги, которые были сняты после того, как карта была «застопирована» в надлежащем порядке. Если клиент или банк промедлили с постановкой в стоп-лист, то можно остаться вовсе без денег – точно так же, как и потеряв кошелек с наличными.
Если карта благополучно поставлена в бумажный «стоп-лист», самостоятельно ее держатель снять оттуда (если, к примеру, карта нашлась или ее вернули в милиции) не сможет. Для решения такой задачи клиенту необходимо обратиться в отделение, где он обслуживается, и заполнить заявление на разблокирование. Только после того, как процессинговый центр уже снова начнет «видеть» карту, можно будет получать деньги.
Ясное дело, что, находясь за рубежом, подать заявление не удастся.
Поэтому для обычных клиентов с картами определенного класса (не ниже Visa Classic/Mastercard Mass) банкиры предлагают услугу так называемой экстренной помощи – срочный выпуск карты-замены (Emergency Card).
С платежными картами происходят и совсем курьезные случаи. Например, бывает, что их в буквальном смысле «сжевывает» банкомат, и вчерашний уважаемый клиент банка остается без денег в чужой стране. Вэтом случае эксперты советуют обратиться в тот банк, чей банкомат изъял карту, и попросить вернуть ее. Это можно сделать, позвонив по телефону технической поддержки своего банка с просьбой отправить факс в банк-эквайер, чей банкомат изъял карту, – чтобы тот выдал карту держателю.
«Если карта была изъята по требованию банка-эмитента или банка-эквайера, и банк-эквайер отказал в выдаче карты, то через платежную систему можно получить наличные в виде экстренной помощи», – напоминают в «Мегабанке».
Можно также еще перед поездкой оформить две карты, которые имеют один общий счет. Если одна из карт выйдет из строя, то второй, дополнительной, можно воспользоваться так же, как и основной. Второй вариант – две карты с разными карточными счетами, которые были открыты в одном банке. В этом случае клиент может воспользоваться услугой интернет-банкинга (если банк-эмитент ее предлагает) и в режиме оn-line перевести деньги с одного счета на другой.
Попадая за границу, держатели карт иной раз забывают ПИН-коды, обеспечивающие доступ к безналичным деньгам. Забывчивым клиентам, часто выезжающим за рубеж, банки рекомендуют иметь несколько карт. «Все зависит от того, какие карты банк предложил клиенту: ПИН-приоритетные, по которым всегда необходим ввод ПИН-кода, или же карты, которые обслуживаются по подписи. По вторым, в случае, если был забыт ПИН-код, клиент не сможет воспользоваться банкоматом, однако сможет провести операции в торговых точках и получить наличные в отделениях банка», – рассказывают банковские специалисты.
Если утерянная за рубежом карта была поставлена в стоп-лист или клиент совершенно точно уверен, что не покупал определенный товар, можно и нужно потребовать от банка вернуть украденные деньги. В случае с постановкой в «стоп-лист» единственным и неоспоримым доказательством правоты держателя карты будет время транзакции. Если операция по карте прошла после часа «Ч», в который клиент заявил финансистам о краже карты, банк будет обязан вернуть деньги в течение 180 дней.
Если же карта во время зарубежного вояжа оказалось клонированной и использованной мошенниками, то для подтверждения своей правоты бывшему держателю придется собрать как можно больше доказательств. Во-первых, это чеки с личной подписью при оплате картой, в которых указывается дата/время совершения покупки. Во-вторых, это свидетели, которые могут подтвердить, что во время совершения транзакции держатель карты был совершенно в другом месте.
Сложнее всего оспорить операцию, которая проводилась через Интернет.
Довольно часто случается, что клиент просто опустошает лимит своей карты, а потом не знает, что делать. В таких случаях попросить банк перевести деньги с одной карты на другую, находясь за рубежом, нельзя. Для этого необходимо написать заявление на перевод денег в отделении банка, обслуживающем клиента (вбанкомате или информационном киоске на территории Украины перевод подтверждается ПИН-кодом). Поэтому отъезжающим за границу можно посоветовать оставить своим родным/знакомым реквизиты для безналичного перевода. Если придется израсходовать все свои деньги за рубежом, то родные могут написать заявление в отделении банка в Украине на перевод денег со своего карточного счета на другой счет, открытый в другом банке, – как на карту другого банка-эмитента, так и на карту другого держателя (согласно постановлению НБУ №137).