Как рассказал начальник управления внедрения карточных продуктов ОАО «Мегабанк» Алексей Титов, стоит сразу разделить карты на магнитные и смарт-карты (со встроенным чипом). Украинские банки не так давно стали выдавать их своим клиентам. На чип-карте могут соседствовать еще и дисконтные программы различных торговых сетей, ресторанов или предприятий сервисного обслуживания. До минимума снижен риск мошенничества, так как при оплате чиповой картой обязательным является введение пин-кода. Тогда как воришка, имея чужую магнитную карту, сможет попробовать отовариться за счет рассеянного владельца в магазине, не зная заветного кода.
Банк может предоставить клиенту дебетную и кредитную карту. Владелец дебетной карты не сможет потратить больше, чем имеет на счету, т.е. это только свои деньги. Кредитная карта – это, как правило, карта более высокого класса, и соответственно своему статусу она дает возможность использовать для расчетов деньги банка, т.е. кредит. Кроме того, многие банки готовы предоставить клиентам определенный микст, дебетную карту с овердрафтом. В таком случае владелец получает возможность пользоваться как собственными, так и кредитными деньгами. Прежде чем предоставить клиенту определенный вид карты, банк определяет, сможет ли и захочет ли человек погасить кредит. На первый вопрос легко ответить, определив уровень доходов клиента, его платежеспособность. На второй — определив социальный и профессиональный статус и репутацию.
В Украине существует несколько процесcинговых центров, иначе говоря, центров «технического обслуживания» карточных операций, каждый из которых обслуживает один или несколько банков. Если вы получаете заработную плату на карточку, эмитированную (выпущенную) одним из банков, то выгоднее всего снимать наличные при помощи банкоматов этого же банка или тех банков, которые пользуются услугами одного и того же процессингового центра и являются банками-партнерами. Такая операция не потребует дополнительной платы с клиента. В банкомате же «чужого» банка придется заплатить комиссию – около 1-2 % от суммы, которую вы снимаете.
Стоит помнить, что карта именно «платежная», т. е. это не просто электронная копилка. При этом обслуживание карты в торговых точках является бесплатным. Сегодня уже во всех магазинах и предприятиях сферы услуг с приличным уровнем сервиса предусмотрен безналичный расчет. Редко, но случается: при покупке или оплате какой-то услуги, например в салоне красоты могут попросить дополнительную плату (в размере 1-3 % от суммы предъявленного счета) за то, что человек расплатится не наличными. Это запрещено правилами платежных систем Visa и MasterCard, соответственно владелец карты может обратиться в банк, который выдал ему карту, для опротестования данной операции и возврата суммы дополнительной комиссии.
Если банкомат «съел» карту, не выдаются деньги, карта потеряна или украдена, следует обращаться в информационный центр банка. Там обязательно пояснят, как дальше действовать.
В случае, если клиент обнаруживает нехватку денег на счету и заявляет об этом в банк, то там по итогам месяца делают выписку, проводят расследование, чтобы выяснить причину или определить виновника. По итогам расследования банк может возместить полностью или частично «исчезнувшую» сумму.