«Недавно у мужа пропали деньги с международной пластиковой карты. Картой мы никогда не расплачивались, сразу после получения зарплаты снимали с нее всю сумму. А тут узнали, что в начале января по карте было произведено несколько транзакций в другой стране. Первые два раза был введен неверный PIN-код, на третий раз правильный. Карта предусматривает кредитный лимит, и в итоге оказалось, что пропала не только вся зарплата, но и еще плюс две», – рассказывает жена пострадавшего владельца карты.
По оценке профессионалов, опротестовать такую операцию сложнее, поскольку снятие наличных производилось с использованием PIN-кода, который клиент обязан держать в секрете и не передавать третьим лицам. Единственный способ доказать, что доступ к деньгам был получен не обычным, а мошенническим путем – предъявить подтверждение того, что держатель карты и она сама не покидали страны.
Механизм опротестования незаконно снятых сумм с карты банки называют пугающим заморским словом chargeback. Обнаружив пропажу денег, нужно прежде всего обратиться в банк-эмитент с заявлением. Банк проводит внутреннее расследование, проверяя соответствие информации реально проведенным транзакциям. Вслучае необходимости он может потребовать у клиента пакет дополнительных документов. Например, в случае выявления транзакции по платежной карте где-нибудь в Малайзии (втовремя как держатель карты не покидал пределов Украины) в качестве дополнительных документов подойдут копия загранпаспорта и справка с места работы о том, что сотрудник не был в отпуске.
Подготовив комплект документов и сопроводительную информацию, банк-эмитент отправит chargeback в адрес банка-эквайера (банк, обслуживающий транзакции с картами) или платежной системы. А затем– получит возврат оспариваемой суммы на свой транзитный счет. На этом счету средства будут находиться до истечения 45дневного срока. Вособо сложных случаях срок может быть продлен до 90 дней.
«Чтобы не стать жертвой такой ситуации, нужно всего лишь выполнять основные требования безопасности при пользовании платежной карточкой: не разглашать PIN-код и не предоставлять возможность пользоваться карточкой третьим лицам», – уверен Алексей Титов, начальник управления внедрения карточных продуктов и расширения терминальной сети ОАО «Мегабанк».
Опротестование операций с картами не всегда проводится из-за мошенничества. По оценкам банкиров, до половины обращений клиентов с жалобами на незаконные транзакции связаны с так называемым «человеческим фактором». Например, не «тянут» на мошенничество курьезные истории о том, как, например, клиент одного банка побывал за границей на конференции, оплатив через турагентство участие в мероприятии в отеле. А вернувшись на родину, обратился в банк с жалобой, что с его карты списали средства за проживание: «Ябыл в гостинице, услуги не получал, а с меня списали». Входе расследования выяснилось, что, во-первых, клиент приехал на один день раньше, естественно, не заплатив наличными за еще один день пребывания в отеле. А во-вторых, жил не один. Впоследствии выяснилось, что на конференцию ездили два человека, одному из которых не предоставили место в гостинице. То есть с клиента списали за лишний день проживания и за дополнительную персону. «Одну операцию мы опротестовали, – говорит банкир. – Адругую пришлось принять, поскольку клиент не предоставил сразу правдивую информацию. Можно ли это расценивать как мошенничество со стороны клиента? Наверное, нет».
Если торговец провел неуспешную операцию c картой, нужно обязательно попросить его предоставить чек, советует А. Титов. Еще одним правилом безопасности может стать постоянный контроль движения средств по своему счету с помощью мобильного банкинга, информирование банка обо всех спорных ситуациях и изучение условий оплаты, особенно при осуществлении операции в отеле, в Интернете или при заказе товаров по телефону.
Достаточно сложно оспорить операции с картой, совершенные в Интернете. Многие банки давным-давно оговорили в «карточных» договорах полную ответственность клиента в случае, если он не заблокировал карту для использования в Интернете. «Пока клиент-держатель карты не подпишет со мной соглашение о том, что он, пользуясь картой в Интернете, понимает: эта информация становится доступна третьим лицам, и несет за это полную ответственность, chargeback’и мы вообще не рассматриваем», – утверждает А. Титов.
Даже если клиент обратится с опротестованием сомнительной интернет-транзакции по якобы неполученному товару, то, утверждают «карточники», «впервый раз средства безболезненно будут зачислены на счет, потому что мы оспорим у банка-эквайера сомнительную сумму». Во второй же раз клиента причислят к разряду подозрительных, а банк будет усиленно «мониторить» его активность в торгово-сервисной сети и может ограничить использование платежных карт в сети Интернет.
Сегодня, пожалуй, все украинские банки ведут «черные списки» своих клиентов, уличенных в мошеннических операциях, связанных с chargeback’ами, и не только с ними. Поэтому прежде чем обращаться в банк снеобоснованными претензиями, стоит заранее подумать опоследствиях обмана.