По состоянию на 1 февраля к Уполномоченному по защите государственного языка поступило несколько сотен жалоб касательно обслуживания на украинском языке. Как
Всего с 16 февраля – даты, с которой вся сфера обслуживания должна перейти на украинский язык при общении с клиентами и посетителями, если те не попросят говорить на другом языке, - Тарас Кремень получил 407 жалоб и сообщений от граждан.
Больше всего жалоб поступило из Киева и области: начиная с 16 января жители столицы отправили 210 сообщений о языковых нарушениях. Из Львовской области поступило 28 жалоб, из Одесской - 22, из Харьковской – 15.
В частности, об отсутствии украинской версии сайтов поступило 244 обращения. О нарушении прав в сфере обслуживания заявили 85 человек. Еще 41 жалоба поступила касательно наружной рекламы. Также были выявлены нарушения, касающиеся образования и государственной власти местного самоуправления.
Тарас Кремень напомнил, что в случае нарушения права на получение информации или услуг на государственном языке нужно сперва попытаться решить ситуацию на месте и попросить работника обслуживать вас на государственном языке, а после - обратиться к руководству учреждения или на его "горячую линию". В случае отказа можно подать соответствующее обращение непосредственно языковому омбудсмену.
С 16 января 2021 года в соответствии со статьей 30 закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", все поставщики услуг, независимо от формы собственности, обязаны обслуживать потребителей и предоставлять информацию о товарах и услугах на государственном языке.
При общении с клиентами и посетителями вся сфера обслуживания должна перейти на украинский язык. Это касается супермаркетов, интернет-магазинов, кафе, банков, АЗС и других заведений и учреждений.
Обслуживание на другом языке персонал может осуществлять только после просьбы клиента.