США с завтрашнего дня могут остаться без доступа к долговому рынку для привлечения новых средств, несмотря на все усилия Конгресса по повышению лимита госдолга и возобновлению работы правительства в полном объеме.  Об этом пишет "Интерфакс-Украина" со ссылкой на Financial Times. Напомним, что Конгресс США не смог согласовать бюджет до начала нового финансового года (1 октября). Финансирование некоторых федеральных госучреждений Штатов прекратилось. Если планка внешнего долга не будет повышена, США могут объявить дефолт.

В связи с этим финансовые рынки все больше озабочены тем, что им делать в случае технического дефолта США.

Запасные планы Минфина

Дата 17 октября во многом является условной: министр финансов США Джейкоб Лью утверждал, что с этого дня США "утратят полномочия заимствования", но избегал прямого заявления о нехватке денежных средств. Издание сравнивает США с покупателем в магазине, который достиг лимита по овердрафту, но все еще не потратил наличные.

Срок, когда у США закончатся "наличные в бумажнике", зависит от дат погашения долговых обязательств. По мнению старшего директора Центра двухпартийной политики Стива Белла, "день икс" наступит в промежутке с 23 октября, когда США предстоит изыскать 12 млрд. долларов на соцобеспечение, по 1 ноября, когда придет время оплачивать казначейские векселя.

Однако на деле ситуация несколько сложнее: каждый четверг (17, 24 и 31 октября) США должны будут пролонгировать долговые обязательства путем выпуска новых (rollover). И получается, что предельным сроком будет либо 1 ноября (если у всех хватит выдержки), либо любой день, когда рынки охватит паника и Вашингтон не сможет найти средства для пролонгации.

Как пишет Financial Times, у американского Минфина остается в запасе последний козырь крайне сомнительного достоинства: продление Debt Issuance Suspension Period (периода приостановки эмиссии долговых обязательств), в течение которого временно прекращаются инвестиции в государственный пенсионный фонд и другие выплаты, а также производится ряд сложных финансовых и бухгалтерских маневров. Однако такой шаг будет противоречить заявлениям и политике Дж.Лью, кроме того, пойти на него можно будет лишь тогда, когда политическое решение будет максимально близким.

Президент может игнорировать лимит госдолга

У президента США Барака Обамы фактически есть всего два варианта: соблюдать закон о лимите госзаимствований или проигнорировать его. Экзотические лазейки, включая выпуск платиновой монеты стоимостью 1 трлн. долларов или обращение к 14-й поправке к Конституции США, 4-й раздел которой гласит, что кредитоспособность США не должна вызывать сомнений, маловероятны.

Обама и его соратники утверждают, что выхода нет, и Конгресс должен пойти на повышение госдолга. Однако если президент окажется перед выбором признать дефолт (технический или нет) либо не соблюдать закон о потолке госдолга, он наверняка продолжит делать новые долги. Некоторые юристы характеризуют подобный выход как конституционно оправданную необходимость, другие утверждают, что такое решение приведет к "конституционному хаосу".

Если же деньги закончатся, и президент не решится пойти против закона о госдолге, Минфину придется выбирать, по каким обязательствам платить, и изыскивать средства для их погашения. Еще в 2011 году, в рамках предыдущего противостояния демократов и республиканцев по вопросу о лимите госзаимствований, были озвучены четыре альтернативы: продажа активов, сокращение выплат по всем долгам, приоритизация обязательств и отсрочка погашения.

Рынок уже голосует долларом

Процентные ставки учета месячных казначейских векселей США колеблются у максимального уровня с октября 2008 года (0,36% во вторник, 0,34% в среду) в ожидании размещения краткосрочных долговых обязательств на 68 млрд. долларов, которое может оказаться для США последним перед приостановкой доступа к рынку. Спрос на аукционе по размещению трехмесячных и полугодовых бумаг 15 октября был самым слабым с июля 2009 года, превысив предложенный объем лишь в 3,13 раза.

Многие ведущие биржи мира повысили залоговые дисконты по долговым обязательства США. Одним из последних решился на этот шаг оператор крупнейшего фьючерсного рынка мира - CME Group Inc.

Банки и другие финкомпании США запаслись наличностью и подготовили планы действий в чрезвычайных обстоятельствах.

В попытке успокоить инвесторов председатель Федерального резервного банка Далласа Ричард Фишер заявил во вторник, что американский ЦБ сможет смягчить последствия дефолта, который он назвал маловероятным. "Я вполне уверен в способности Федрезерва уменьшить тот хаос, который воцарится в случае нашего дефолта. Не думаю, однако, что дефолт произойдет", - сказал Фишер.

Первые за 80 лет

В случае отказа от погашения долговых обязательств США станут первой по-настоящему крупной страной Запада, решившейся на дефолт со времен нацисткой Германии, которая прекратила выплаты по долгосрочным заимствованиям в одностороннем порядке с 6 мая 1933 года - чуть более чем через три месяца после назначения Адольфа Гитлера рейхсканцлером.

"Обычно в таких случаях речь идет об экономической катастрофе. Счастливой концовки у таких историй не бывает", - утверждает профессор Ратгерского университета (Нью-Джерси) Юджин Уайт, специалист по истории экономики.

Вместе с тем ситуация не будет для США столь беспрецедентной, как утверждает Минфин, отмечает Associated Press. В 1979 году США из-за административной ошибки пропустили срок выплаты по краткосрочным векселям, допустив "случайный дефолт", не имевший далеко идущих последствий. И до того в истории страны встречались случаи непогашения госдолга, в том числе во время Великой депрессии.

Потенциальный дефолт США модно сравнивать с банкротством Lehman Brothers, окончательно столкнувшим мир в самый масштабный финансовый кризис последних десятилетий. Однако последствия государственного дефолта, скорее всего, будут более существенными и более долгоиграющими.

В настоящее время в обращении находятся казначейские облигации США на сумму 12 трлн. долларов. Для сравнения: на момент объявления о банкротстве Lehman Brothers в сентябре 2008 года долги инвестбанка составляли 517 млрд. долларов.