Певица, актриса, автор песен. Родилась в Москве, детство провела в Багдаде, школу закончила в Будапеште. Имеет красный диплом философского факультета МГУ по специальности "История философии". На втором курсе пришла в студенческий театр МГУ и навсегда связала свою жизнь со сценой. Замужем, воспитывает двоих сыновей.
Пока я готовилась к интервью с Ириной Богушевской, посмотрела программу
- У вас растет такой необыкновенный ребенок! Личность!
- Да, мне многие об этом сказали…
-…и еще он очень масштабно мыслит. В свои 13 лет глобально воспринимает мир и делает выводы, не свойственные его возрасту. Он с одной стороны внутренне свободен, с другой – себя ищет. Как вы его направляете, воспитываете, какие книги ему читаете, что в результате он растет таким незаурядным человеком?
- Мне кажется, что каждый из нас приходит в этот мир с какой-то своей заложенной программой. Потому что иногда смотришь - у одних и тех же родителей растут двое детей, и они абсолютно разные. Родители одни и те же, воспитание одно и то же, а дети бывают полярно противоположны. Поэтому я склоняюсь к тому, что, конечно, какой-то багаж каждая душа приносит с собой. А дальше все зависит от условий, в которые она попадает. В этом смысле Дане повезло, потому что у него была полноценная семья, и мы при всей своей занятости старались отдавать ему время. Правда, в начале был перекос в работе. У меня тогда вышла пластинка "Нежные вещи" и одновременно я играла в спектакле "Веселые ребята". И вот как-то раз, когда мы были в Харькове, в вашем оперном театре, после спектакля я сидела в гримерке и горько плакала. Мы тогда ездили по всей стране, а маленький Данька был далеко и не видел меня месяцами. Я помню, что он громоздил в прихожей баррикады из своих игрушек, табуреток и чемоданов. Вставал, растопыривал руки и кричал: "Ты никуда не поедешь!" Это было очень тяжело, и в какой-то момент я поняла, что потеряла баланс, и моего ребенка воспитывают прекрасные, но все-таки чужие женщины. И тогда я стала стараться проводить с ним как можно больше времени и просто физически быть. И мне все начали говорить, что вот, вы нигде не бываете, не ведете никакой светской жизни - что происходит? Я отвечала: "Вы понимаете, у меня растет ребенок. Поэтому, если у меня есть выбор пойти и увидеть 200 незнакомых человек и провести вечер с ними или обнять своего ребенка и просидеть с ним на диване с книжкой, я все-таки выберу последнее". Я много ему читала книжек, и главное - мы обо всем разговаривали. Как со взрослым. У него, действительно, свои необычные суждения…
- У него очень здравые суждения, несмотря на юный возраст, глубокий и самодостаточный внутренний мир. Видно, что дома ему хорошо. А как в школе? Ведь такому ребенку нужно себя найти еще и в обществе?
- У него, конечно, не все складывается так, как хотелось бы. Особенно в младших классах он с трудом адаптировался в детском коллективе, потому что коллектив - это такая, в общем, стая, и она не любит белых ворон. Поэтому сложности у него были, но сейчас он в 7-м классе, и я пытаюсь ему объяснить, что нужно быть заинтересованным в людях. У него настолько "булькает" внутри какая-то своя жизнь, что иногда ему не интересны другие люди, но на самом деле они все-таки ужасно интересные. Всегда можно найти того, с кем будешь "булькать" примерно в одном ритме и темпе. Надо уметь быть с людьми - это очень важно в жизни, от этого много чего зависит. Ты один в жизни ничего не сможешь сделать: тебе всегда нужны единомышленники, потому что когда вы – команда, это усиливает энергию в сотни раз. И у него сейчас появляются друзья, и это большое счастье.
- Вы тоже росли творческим ребенком. Вам нелегко приходилось в школе?
- Помните фильм "Чучело"? Примерно так же. И для меня спасением стало поступление в университет, когда весь мой курс состоял из таких, как и я, белых ворон. А когда я потом попала в театр МГУ - вот там я попала просто к "своим". "Мы с тобой одной крови - ты и я". Это были люди действительно одной группы крови, с которыми я уже всю жизнь, почти 30 лет, дружу. С группой "Несчастный случай" мы просто родные. Очень важно найти свою команду, единомышленников, людей, с которыми у вас общие базовые интересы. Мне кажется, это просто спасение для таких, как мы.
- Для многих женщин вы являетесь очень интересным человеком, мнение которого важно. А также примером женщины, которая смогла объединить творчество, семью, красоту, женственность и успешность.
- Спасибо на добром слове. Очень приятно. Но, вы знаете, у меня этот фокус получился далеко не сразу. Потому что сейчас я в третий раз замужем, и мы с моим мужем Сашей вместе с 2012 года. За несколько лет до этого у меня был очень драматичный период в семейной жизни, когда мы с моим прекрасным бывшим мужем Леонидом Головановым, Данькиным отцом, пытались сохранить брак ради ребенка и оба легли костьми до такого состояния, что потом, когда мы все-таки расстались, у нас наступило облегчение. У нас обоих были дети от первых браков, которые выросли без отцов, и мы не хотели повторить этот опыт ни за что. И мы поклялись: что бы ни происходило, у Дани будет полноценная семья. Но в итоге, вы знаете, нам как-то удалось пройти через все сложности, потому что мы разговаривали. Мы обсуждали свои проблемы, и нас спасло то (а мы сейчас общаемся прекрасно), что мы понимали одну простую штуку, которая, как мне кажется, очень важна во всех кризисных отношениях. Важно понять, что эти трудности - ваши общие, у вас обоих не получается то, о чем вы мечтали, и это трагедия для вас обоих. Это не он плохой, а ты вся в белом, и не наоборот, а у вас двоих не получается. И когда вы так эту ситуацию видите дальше - вы все равно в одной лодке. И тогда вы можете сохранить лучшее, что было при всех разногласиях и сложностях, которые есть у вас двоих. Это как в танго. Я ужасно люблю этот танец, потому что на примере танго можно много чего объяснять в отношениях.
- Да, этот танец, с одной стороны, очень драматичный, с другой - страстный.
- Да, страстный. И у него есть еще одна закономерность: в нем партнер всегда ведет, а женщина всегда слушает его и доверяет ему. И девочки, которые учились танцевать танго и описывали свой опыт, говорили, что научиться доверять - сложнее всего. Фишка в том, что этот танец не получится, если он не ведет, а она не доверяет. Эти два компонента абсолютно необходимы, как и в любой семейной жизни. Удивительная такая штука, удивительная модель отношений, которая очень наглядна. И когда так воспринимаешь ситуацию, все происходит с минимумом потерь, а ребенок вообще доволен, потому что у него теперь два комплекта родителей и куча подарков. И в два раза больше общения. Но период устаканивания этой ситуации был настолько тяжел, что я практически его не помню.
- Вы достаточно продвинутый интернет-пользователь. В Cети активно общаетесь со своими подписчиками, в основном это женщины. Какие сейчас женщины? Что их беспокоит? Влияют ли на них навязываемые обществом понятия о равноправии мужчин и женщин?
- Замечательный вопрос. Вы попали прямо в точку и на счет обратной связи, и на счет равноправия. Эти темы меня, безусловно, волнуют. Мне кажется, сейчас в структуре общества происходят огромные перемены. Посмотрите, еще сто лет назад женщины не могли учиться в высших учебных заведениях, не обладали правом голоса. Сейчас все это есть, и есть даже больше. И теперь мы как бы обязаны быть не только женами и мамами - мы обязаны быть успешными профессионалами. Это очень тяжелый вызов, знаю по себе, поскольку сама рулю своими проектами. У меня в подчинении пять мужиков-музыкантов плюс звукорежиссеры и другие люди… Бывают рабочие ситуации, когда ты вынужден применить жесткость. Есть какие-то ситуации, которые не разрулишь, будучи лапочкой. А потом ты приходишь домой, и надо быть белой и пушистой. Это дико тяжело. Потому, что ты пересекла порог своего дома, но командира-то не выключила! (улыбается) И вот, переключиться с одного состояния в другое мне бывает очень тяжело. Тем более, у меня так получается, что я всю жизнь как бы наравне с мужчиной несла ответственность за семью, а иногда и одна ее несла. И вдруг у меня рядом оказывается мужчина, который готов решать, брать на себя ответственность, он хочет сам рулить, а ты к этому не привыкла. А если ты заходишь на его территорию – это плохо для вас обоих… В общем, мне пришлось пройти через такой специальный период обучения – научиться слушаться. Это такая практика, и она работает замечательно. Потому что рядом с авторитарной женщиной мужчина превращается в персонажа мультика, которого послали за елкой (помните, жена ему попалась строгая и авторитетная). Это закон природы: если один берет на себя ответственность, другой расслабляется.
- А как вы делите сцену и семью? На мой взгляд, это несовместимые понятия. Сцена очень ревнива, она требует полного подчинения себе. Где и как вы находите баланс?
- Как же вы правы! Я заметила, что есть какая-то странная закономерность, связанная с тем, что самые большие успехи у тебя случаются тогда, когда на личном фронте не очень хорошо. Может быть, ты просто концентрируешься на карьере как на спасительной соломинке? Сейчас у меня ситуация тоже совершенно парадоксальная. У меня рядом прекрасный муж, и, казалось бы, вот сейчас наконец-то можно морально сесть к нему на шею (улыбается), расслабиться на счет всего материального и заниматься только творчеством. Но выясняется, что как только он оказался рядом со мной, я вдруг как будто растеклась. Я понимаю, что, может быть, таким образом уходит напряжение последних лет, но ничего поделать не могу. С другой стороны, я и без дела не сидела…
- Вот так незаметно мы подошли к теме творчества. По-моему, лет пять вы не были в Харькове? За это время в вашей творческой жизни наверняка произошло много всего интересного.
- В 2013 г. у меня вышла книжечка – сборник песен и стихов "Вновь ночи без сна»", и мы вместе с издательством "Эксмо" прекрасным образом презентовали ее в зале Чайковского. Потом мы записывали вторую "Детскую площадку". Я очень люблю этот проект.
- Что это за проект?
- Пять лет назад я пришла к своей группе, к своим музыкантам, которые одни из лучших в Москве, и говорю: "Есть такой прекрасный Андрей Усачев, и у него есть замечательные детские песни, ну прямо замечательные. Только мне не нравятся аранжировки, а из этих песен можно сделать совершеннейшие конфеты". Моя группа посмотрела на меня большими глазами, потому что мы привыкли к тому, что детская музыка – это что-то второсортное. Я говорю: "Нет, ребята, мы должны сделать что-то такое же прекрасное, как "Бременские музыканты". И мы записали сначала первый альбом - абсолютно по-взрослому, тем же составом, которым писали мои взрослые пластинки. В 2014 году мы записали второй альбом. Для этой пластинки сделала иллюстрации чудесная питерская художница Маша Якушина - абсолютно великолепный иллюстратор! Она отрисовала для каждой песни свою картиночку, и когда ребенок сидит и слушает пластинку, он рассматривает картинку и видит персонажей песни. Мне кажется, это прекрасно, и никто такого для детей много лет не делал. Может, у меня получится привезти с собой немного "Детских площадок" в Харьков.
- 25 мая мы сможем наконец-то прийти на ваш концерт (состоится в оперном театре)! Что это будет за вечер? Какую программу вы привозите?
- Вы знаете, хочется показать все, что мы не показывали! За эти годы накопилось много всего, а моя музыка полезна для здоровья (улыбается). Вышла пластинка "Куклы" в прошлом году, и есть уже новые песни, которые написаны после нее. Я думаю, что мы устроим большой вечер, чтобы развернуть всю палитру наших возможностей и желаний (улыбается). А их сейчас больше, чем раньше, потому что мы работаем не переставая. Ну и, конечно, любимые песни тоже надо в Харькове попеть. Куда ж без этого!
- Вы противоречивы, очень! Так все-таки "растеклась" или как никогда много работы"?! Найден ли баланс между семьей и работой?
- Я ищу сейчас этот баланс, потому что и сцена требует тебя всего с потрохами, и полноценная счастливая семейная жизнь – это тоже достаточно требовательная вещь, потому что просто хочется быть вместе. Я столько никогда в жизни не сидела дома, как за последние три года (смеется). Потому что дома хорошо!
Пунктиром по жизни:
1993, апрель - выигрывает Гран-при на конкурсе Актерской песни им. Андрея Миронова;
1993, июль – автокатастрофа, полгода в больнице, встреча с целительницей из Армении, поездка в Ереван и исцеление;
1995, апрель – мономюзикл "Зал ожиданий" в студенческом театре МГУ, режиссеры - Е. Славутин и А. Кортнев;
1998, апрель – выходит дебютный альбом "Книга песен";
2000 – дуэтный альбом "Странные песни Вертинского" совместно с А.Ф.Скляром;
2001 – сольная пластинка "Легкие люди";
2002 – рождение второго сына;
2004 – запись альбома "Нежные вещи"; роль Анюты в спектакле "Веселые ребята" (продюсер - И. Апексимова);
2006-2007 – гастроли по всей стране;
2010, февраль - премьера программы "Детская площадка" в сотрудничестве с Андреем Усачевым;
2010, октябрь – выход сольного альбома и компакт-книжечки "Шелк";
2011, февраль-апрель – продюсирует запись альбома "Детская площадка №1";
2011, сентябрь – выход альбома "Детская площадка", "ДП" становится лучшим детским изданием года, получает национальную премию индустрии детских товаров "Золотой медвежонок";
2011, октябрь – премьера программы "Тайный сад" с симфоническим оркестром;
2012-2013 – запись сольного альбома "Куклы";
2013, июнь – зал Чайковского, презентация сборника песен и стихов "Вновь ночи без сна";
2013, август – свадьба с Александром Аболицем;
2015, июнь, зал Чайковского – премьера дуэтной программы с А. Иващенко "Утро Карнавала" в сопровождении симфонического оркестра.