Народный депутат Александр Вилкул внес в Верховную Раду законопроект о местном референдуме. "Законопроект разработан на основании лучшего европейского опыта и направлен на защиту мнения 80% жителей Днепропетровска, которые выступают против переименования. Мы будем добиваться его принятия, чтобы сохранить имя родному городу", - заявил Вилкул.

Он отметил, что в настоящее время в  Украине законодательно  не определен порядок проведения местных референдумов. О необходимости принятия такого закона в рамках развития местной демократии неоднократно подчеркивали представители ПАСЕ и Совета Европы.

Законопроект предусматривает, что перед принятием Верховной Радой решения о переименовании населенного пункта должен быть обязательно проведен местный референдум, на котором горожане выразят свое отношение к этому вопросу. Итоги референдума станут основой постановления парламента. Без учета мнения большинства горожан город переименован не будет. "Если не остановить это никому не нужное переименование, то по самым грубым подсчетам, государству, городу и самим людям придется потратить свыше четырех миллиардов гривен – это и замена всем паспортов и других документов, документов на квартиру, табличек, перерегистрация предприятий. А сколько времени и нервов потребует этот процесс? Люди также прекрасно понимают, какое будет раздолье для рейдеров, если начнется массовая замена документов. Этого нельзя допустить", - отметил Вилкул.

Нардеп призвал депутатов правящей коалиции включить законопроект о местном референдуме в повестку дня и поддержать его. "Это будет реальным шагом по развитию гражданского общества и реальной децентрализации не на словах, а на деле. Необходимо снимать напряжение и объединять страну ради мира и согласия в Единой Украине", - сказал Вилкул.

"В настоящее время переименование населенных пунктов являются исключительными полномочиями Верховной Рады. Мы выступаем за то, чтобы в рамках децентрализации при изменениях в Конституцию эти полномочия были переданы местным громадам и люди сами определяли в городе с каким названием им жить", - подчеркнул нардеп.

Законопроект детально прописывает само понятие местного референдума, его виды, процедуру и принципы участия в нем граждан. По юридической силе решений референдумы могут быть двух видов: консультативный и императивный. Решение императивного референдума имеют высшую юридическую силу и являются окончательными, обязательными для исполнения на территории, где он проходил и не требует утверждения любым государственным или местным органом власти.

Консультативный рекомендует местным или государственным органам власти соответствующие решения по вынесенным вопросам в соответствии с позицией громады. Консультативный референдум инициируют органы местной власти (областные, городские, районные, сельские и поселковые советы и их главы), а также Верховная Рада. В решении орган власти указывает перечень вопросов, которые выносятся на референдум и дата его проведения (не ранее, чем через 40 дней и не позже, чем 60 дней с момента принятия решения соответствующим органом власти). На консультативных местных референдумах могут приниматься решения по вопросам переименования улиц, площадей и других топонимических и географических объектов, выделения земли, проектов благоустройства территорий, планов развития города и необходимости строительства тех или иных объектов инфраструктуры (мостов, метро, дорог  и т.д).

Исключительно на императивном референдуме может быть решен вопрос о закрытии школ и других коммунальных учреждений. Также на императивном референдуме могут приниматься решения по изменению названий улиц, площадей и других объектов, а также изменению отдельных коммунальных тарифов (вода, вывоз мусора) и т.д. На императивном референдуме принимаются решения о вынесении недоверия и досрочного прекращения полномочий местных советов, а также городского головы.