курбас, лесь курбас, березиль, кулишЗавтра, 25 февраля, – 130 лет со дня рождения Лесю Курбаса, которого считают основоположником современного украинского театра.

Среди последних пьес, поставленных Курбасом в лагерном театре на строительстве Беломоро-Балтийского канала, называют легендарную "Интервенцию" Славина, "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, "Ученика дьявола" Бернарда Шоу. Но если строго следовать законам драматургии, таковой следует считать "Сон на Вянь-Губе", сочиненную в принципиально новом жанре "лагерного варьете".

Сам Курбас исполнил в ней эпизодическую роль старого шута, мима и музыканта, которому не дают играть на фортепиано. Ему заламывают за спину одну руку – он играет другой. Завязывают глаза – он играет вслепую. Связывают руки – он пытается играть ногой. Наконец музыканта удается оттащить от инструмента, но он успевает оторвать крышку и играет на ней. Музыка продолжает звучать. Использованная Курбасом метафора должна была донести до зрителей содержание его собственной жизни: Курбас играл везде, где было хоть какое-то подобие подмостков.

Но за пределами театра лицедейство ему не удавалось. Поэт Владимир Гжицкий писал о Курбасе: "Он был артистом на сцене, но не в жизни". Сыграть советского режиссера у него не получилось. Именно это обстоятельство (при высокой степени хаотичности и бессистемности сталинских репрессий) исследователи считают главной причиной ареста и дальнейшей гибели основоположника современного украинского театра.

Начало

Александр-Зенон Курбас родился 25 февраля 1887 года в Самборе на территории Австро-Венгрии. Отец – бродячий актер Степан Курбас – мечтал о более престижной профессии для сына и, несмотря на скромный достаток семьи, пытался дать ему приличное образование

В Венском и Львовском университетах Курбас изучал германистику, славистику, теологию и философию. Не исключено, что из него получился бы неплохой филолог: Курбас был настоящим полиглотом, знал восемь языков. Но… Весь мир - театр.

Двадцати пяти лет от роду Курбас поступил в гуцульский театр Гната Хоткевича. Потом - в театр "Руська бесіда" Здесь его творческая карьера могла оборваться, так толком и не начавшись. Но высшие силы распорядились иначе.

Выстрел

"Поэт с пулей в сердце" в случае с Лесем Курбасом – отнюдь не метафора. Неразделенное чувство привело к неудачной попытке свести с жизнью счеты.

В спектаклях "Русьої бесіді" Лесь Курбас и его партнерша Екатерина Рубчакова нередко исполняли роли влюбленных. Однако желание перенести чувства со сцены в жизнь привело к личной драме. Признание Курбаса не нашло отклика в душе Рубчаковой. Курбас стрелялся и лишь чудом остался жив. Но застрявшую в груди пулю врачи так и не смогли извлечь - она осталась с Курбасом на всю жизнь.

Свой театр

В 1916-м Курбас переезжает в Киев и поступает в знаменитый в то время театр Николая Садовского. Но, очевидно, играть в чужих театрах ему казалось малопривлекательным. Уже в следующем году Курбас создает Молодой театр. В 20-м собирает знакомых артистов и с труппой под названием "Кийдрамте" (Киевский драматический театр) гастролирует по Киевской губернии.

Время было, мягко говоря, нетеатральное. Киев оккупировали поляки. Ибсен и Гольдони могли бы быть в восторге – их играли под грохот канонады. Выступать приходилось за солдатский паек. В Киев актеры возвращались в красноармейских гимнастерках и модных в те времена желтых кожанках. Шефство над театральной труппой взяла 45-я Волынская дивизия Якира.

"Березіль"

В 1922 году Курбас пришел к главному делу своей жизни. Он создал театр "Березіль", который спустя четыре года переехал в столичный в то время Харьков и работал в здании харьковского театра на Сумской (в ту пору - улица Карла Либкнехта).

Сам Курбас поселился в доме "Слово" (сейчас – ул.Культуры, 9), который впоследствии приобрел крайне печальную репутацию зловещего здания: две трети жильцов, среди которых в основном были писатели и деятели культуры, были репрессированы в 30-е годы.

В 20-е экспериментаторство в искусстве стало нормой жизни. Рамки наличных стилей и направлений считались узкими, а соцреализм маячил лишь где-то на горизонте.

Ряд исследователей относит творчество Курбаса к модерновому типу творческого мышления, репрезентованного как синтез конструктивизма и фантасмагоричности. Режиссер использовал на театральной сцене цирковую технику, акробатические упражнения, пантомиму, буффонадную, гротесковую и пародийно-эпатажную манеру игры.

Существует легенда о том, что приглашенный Курбасом Марьян Крушельницкий сбежал из театра. Его шокировало, что актеры тренируются на трапециях, а режиссер трактует классические пьесы самым неожиданным образом, превращая их в некое подобие эстрадно-циркового действия. Но Курбас оказался настолько убедительным, что Крушельницкий отслужил в его театре 10 лет – с 1924-го до закрытия театра в 1934-м. После ареста Курбаса именно Крушельницкий до 1952 года возглавлял созданный на сценической площадке "Березіля" театр Шевченко.

"Правый уклон"

Наибольшие успехи "Березіля" связывают с постановками пьес Николая Кулиша, сотрудничество которого с Курбасом исследователи описывают фразой "театр нашел своего автора".

По одной из версий, после показа пьесы "Маклена Граса" состоялся разговор Курбаса с первым секретарем Харьковского обкома ВКП (б) Постышевым. Речь якобы шла о переходе режиссера на позиции соцреализма.

Впрочем, содержание пьесы не несло ничего антисоветского. Скорее даже напротив - разоблачала загнивающий запад. За основу сюжета было взято сообщение из польских газет о том, как обанкротившийся купец застраховал свою жизнь, а затем нанял киллера для собственного убийства, чтобы семья получила страховку. Во времена застоя подобные истории помещали в рубрику "их нравы". Но сама эпоха творческой самодеятельности и экспериментаторства в искусстве подходила к концу. В Ленинграде прикрыли ОБЭРИУ – Объединение реального искусства, постановлением центрального комитета партии была расформирована РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей.

После шестого показа "Маклена Граса" была организована "дискуссия", в ходе которой Курбаса обвинили в правом уклонизме – мол, его спектакли поставлены в антиреалистическом духе, что противоречит принципам социалистического искусства. Курбаса отстранили от руководства театром.

Арест

курбас, лесь курбас, березиль, кулиш

Леся Курбаса арестовали накануне 1934 года в Москве, где он работал в Государственном еврейском театре (ГОСЕТ) вместе с Михоэлсом над "Королем Лир".

Режиссеру инкриминировали участие в Украинской войсковой организации. В апреле 34-го "тройка" ГПУ вынесла приговор – 5 лет.

Осужденного отправили в Медвежегорск на строительство Беломоро-Балтийского канала. Лагерный театр, в котором Курбас ставил свои последние спектакли, отличался уникальной зрительской аудиторией: украинский "неоклассик" Зеров, философ Флоренский, академик Яворский, автор "Березіля" Кулиш.

В 1937 году, после перевода на Соловки, Курбас исчез. Практически бесследно. Жена и знакомые, которые не боялись сохранять его имя в памяти, не получали о нем известий почти 25 лет.

Лишь в 1961 году супруга Курбаса, известная актриса харьковского театра Шевченко Валентина Чистякова, узнала, что Александр Курбас умер 15 ноября 1942 года в возрасте 55 лет от кровоизлияния в мозг.

В 90-х причина гибели Курбаса была уточнена. Волна репрессий 37-го накрыла не только находящихся на свободе, но и уже отбывавших срок. 3 ноября 1937 года Курбас был расстрелян в лесном урочище Сендормох в Карелии. В один день вместе с ним погиб и автор "Березіля" Николай Кулиш.