Новость о визите делегации Харьковского облсовета в Китай, на первый взгляд, казалась рутинной протокольной информацией. Мы решили поинтересоваться, что такое проект "Один пояс – один путь", с которым был связан визит, и разобраться, какая роль в глобальном мегапроекте Китая может быть отведена нашему региону.
Что такое "Один пояс, один путь?"
Это стратегия развития, принятая Китаем осенью 2013 года. Ее цель - углубление сотрудничества между странами, через которые проходит транзитный коридор Европа-Азия. Стратегия предполагает строительство "Нового шелкового пути", который состоит из двух составляющих: это наземный "Шелковый путь экономического пояса" и океанический "Морской шелковый путь". В целом стратегия отражает желание Китая усилить свое влияние на международной арене, а также острую необходимость этой страны в экспорте товаров некоторых отраслей, в которых наблюдается перепроизводство – например, производство стали.
Кого затронет "Новый шелковый путь"?
"Шелковый путь экономического пояса" охватит страны, расположенные на территории исторического Шелкового пути: его планируется проложить через Центральную и Западную Азию, Ближний Восток и Европу.
"Морской шелковый путь" дополняет "Шелковый путь экономического пояса" и призван укрепить связи между государствами Юго-Восточной Азии, Океании и Северной Африки с помощью инфраструктурных проектов в морской отрасли. "Морской шелковый путь" предполагает строительство двух каналов: один - в Никарагуа в качестве альтернативы Панамскому каналу, а второй - через перешеек Кра в Таиланде в качестве альтернативы традиционному маршруту через Малаккский пролив.
Почему Китай хочет реализовать эту стратегию?
В основе проекта - логистическая безопасность страны. Тем не менее, китайские власти позиционируют проект не как обычный транспортный коридор, а как способ усиления влияния Китая в странах транзита. Кроме того, агрессивное инвестирование Китаем в инфраструктуру призвано поддержать и стимулировать экономический рост. Китай является крупнейшим в мире инвестором в инфраструктуру – в среднем вложения в строительство железных и автодорог и энергообъектов составляют 8,5% ВВП ежегодно.
Какова стоимость и источники финансирования "Нового шелкового пути"?
Инвестиции в реализацию стратегии оцениваются в триллионы долларов. В частности, стоимость строительства канала в Никарагуа составляет 50 миллиардов долларов, Малаккского канала - около 28 миллиардов долларов США. Для инвестиций в инфраструктуру в Азиатско-Тихоокеанском регионе требуется около 750 миллиардов долларов США в год.
В 2014 году китайское правительство учредило инвестиционный фонд в 40 миллиардов долларов для реализации проекта. Китай к тому же успешно лоббирует создание Азиатского банка для инвестиций в инфраструктуру с начальным уставным капиталом в 50 миллиардов долларов. Кроме экономических целей, создание банка также преследует политические: влияние Китая в крупнейших мировых финансовых институтах (Всемирный банк, Международный валютный фонд) пока ограниченно, и это не устраивает китайских лидеров.
Есть ли место для Украины в "Новом шелковом пути"?
Украина может рассчитывать на часть объема торговли между Китаем и Европейским союзом, который превышает 260 млн. тонн в год. Тем не менее, ряд препятствий делает масштабное участие Украины в проекте "Нового Шелкового пути" затруднительным. Во-первых, Украина не является членом Евросоюза, что усложнит пересечение границы. Кроме того, Украина имеет сложный механизм таможенного оформления товаров, что на фоне высокой стоимости судозаходов (на 25-35% выше, чем в Болгарии и Румынии), а также отсутствия хороших дорог для транспортных стыковок делает страну менее привлекательной по сравнению с другими государствами Европейского союза.
Как Украина сможет поучаствовать в "Новом шелковом пути"?
"Новый шелковый путь" позволит направить грузопотоки в восточном направлении в обход территории России. В декабре прошлого года первый поезд, отправленный в рамках "Нового Шелкового пути" по территории Казахстана и Азербайджана в обход России, прибыл из Китая в Грузию. Двигающийся по "Шелковому пути" поезд не попадает на территорию России: в казахстанском городе Актау состав переезжает на открытую в 2014 году паромную переправу и спустя 12 часов оказывается в азербайджанском порту Алят на другой стороне Каспийского моря. В Грузии поезд добирается до порта Поти, откуда при помощи переправы по Черному морю попадает в Турцию или в Украину. Этот маршрут включает в себя паромные переправы Черного и Каспийского морей (Ильичевск - Батуми и Алят - Актау-Порт) и должен составить конкуренцию традиционному сухопутному маршруту.
В Мининфраструктуры подчеркнули, что возможности Транскаспийского международного транспортного маршрута были презентованы еще в 2015-м году. Тогда же Украина была включена в "Новый Шелковый путь".
Что еще нужно сделать Украине для участия в проекте?
Сейчас логистика товаров из Китая в Европу занимает 30 дней, если транспортировка идет через Россию, и около 40 дней морским путем. Но по прогнозам этот срок может сократиться до 9 дней, если проложить маршрут через Ильичевский порт. Это вполне реально при условии строительства автобана к городу Рени в Одесской области, то есть к границе с Евросоюзом. В скором времени, возможно, будет принят закон о концессии для постройки автобана как предварительное условие для реализации "Нового Шелкового пути".
При чем здесь Харьков?
Харьковская область находится вне транспортных потоков "Нового шелкового пути", но строительство транспортного коридора отразится на экономике области так же, как и на экономике Украины. Прежде всего, речь идет о расширении украинско-китайского сотрудничества как одного из аспектов усиления геополитического влияния Китая. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Сотрудничество в промышленной и научно-технической сферах, открытие Украинского центра, участие в инновационных выставках, развитие культурных связей – итоги визита делегации Харьковской области в Китайскую Народную Республику в январе текущего года.
Как отметила заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Юлия Светличная, китайская сторона заинтересована в развитии сотрудничества с Харьковской областью и считает наш регион перспективным для инвесторов. Такие выводы были сделаны по итогам переговоров с руководством Народного Правительства провинции Хэйлунцзян и города Харбин, а также представителями деловых и научных кругов Китая.
Что делается прямо сейчас?
15 января из Ильичевска по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай отправится демонстрационный рейс контейнерного поезда. Он даст старт альтернативному пути доставки грузов из Украины в страны Средней Азии.
Этот маршрут презентовали в ноябре, тогда же были согласованы условия доставки и тарифы на перевозки. Теперь груз из Украины в страны Средней Азии будут доставлять по железной дороге.
Ориентировочно контейнерный поезд будет насчитывать 20 вагонов. В планах Мининфраструктуры - увеличить их количество.