Заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Юлия Светличная рассказала в интервью агентству "Интерфакс-Украина" об экономике, реформе местного самоуправления и ходе мобилизации в Харьковской области.

– Как Вы оцениваете на сегодняшний день экономическую и социальную ситуацию в Харьковской области?

– Буду объективной – ситуация в Харьковской области непростая, и с экономической, и с политической точки зрения по одной простой причине: Харьковская область является крайней мирной точкой Украины. На нашу область осуществляется колоссальное социальное напряжение в части приема временно перемещенных лиц с Донецкой и Луганской областей. Все эти люди – украинцы, и они сейчас находятся на территории нашей области, пользуются той же инфраструктурой, которая была рассчитана исключительно на город Харьков и область. Это вносит определенные коррективы в жизнь региона. Плюс к этому происходит строительство фортификационных сооружений, достаточно большой упор делается на стабилизацию ситуации в плане безопасности Харьковской области, а также учет и сдерживание экономических дисбалансов, как и по всей Украине в целом.

Что касается состояния экономики, то в этой части большую негативную роль сыграла давняя тесная экономическая взаимосвязь с РФ. Плюс мы потеряли рынок Донбасса и АР Крым, это также сказалось на нас.

Часть харьковских предприятий на 80-90% была во многом ориентирована на российский рынок. И с началом торговых войн этим предприятиям приходилось хаотично искать новые рынки сбыта. От этого страдали те предприятия, менеджмент которых счел более удобным развивать торговые взаимоотношения в направлении одного рынка, поскольку им было так понятней и дешевле. В результате новых заказов от РФ не поступает, российский рынок закрывается, и эти предприятия, теряя объемы производства и показывая плохую экономику, только сейчас начинают искать альтернативные направления сотрудничества. Хотя есть в области и те предприятия, которые вырабатывали грамотную управленческую стратегию и смогли вовремя диверсифицировать производство.

– Вы как-то помогаете таким предприятиям в этой ситуации?

– Безусловно. Мы общаемся с руководителями, выходим с предложениями на национальный уровень. Лоббируем интересы производителей Харьковщины в органах власти и среди украинских инвесторов. В рамках развития промышленного комплекса собираемся открыть офис в Вашингтоне и активно продвигать потенциал области далеко за океаном.

Также, если видим, что менеджмент предприятия не справляется со своей работой, то вносим предложения министерствам по смене таких руководителей, в этих вопросах находим консенсус. И уже сейчас на харьковских предприятиях, таких как ФЭД, ХАЗ и завод им. Малышева министерства проводят конкурс, подбирая новых руководителей.

Считаю, что на большинстве крупных промышленных предприятий, которые работают убыточно, необходимо сменить менеджмент. Убеждена, государственный менеджер – это тот руководитель, который обеспечивает прибыль предприятию и государству в целом.

– На Ваш взгляд, нужно ли приватизировать такие предприятия?

– Нужно рассматривать каждое отдельное предприятие. Сложно сказать, продать или не продать, ведь сначала нужно посмотреть, насколько риски сопряжены с результатами. Повторю, а не повторюсь: главное - обеспечить прибыльность предприятию. Если это не может обеспечить государство, то это должна сделать частная структура, необходимо создать государственно-частную форму партнерства.

– Есть ли уже результаты бюджетной децентрализации в Харьковской области?

– Курс реформирования, который взял президент Украины, Кабинет министров, уже показывает свои результаты. Бюджетная децентрализация уже вступила в силу с января текущего года, и я могу вспомнить, сколько было негатива и информационных поводов в части того, что все пропало, это убьет местные центры, не даст, а наоборот, заберет часть финансов. Но на сегодняшний день, если подсчитать, это плюс 4 млрд грн в бюджет области. Это достаточно большой финансовый ресурс.

Что касается реформирования местного самоуправления, то уже стоит вопрос о добровольном объединении территориальных громад. На последней сессии облсовета был принят перспективный план объединения территориальных громад, который будет обсуждаться с каждой громадой.

– А сколько на территории области будет советов?

– Вместо 459 планируется сделать 59. Это то, что отражено в перспективном плане. Но еще раз подчеркну, что это все на стадии обсуждения. Жителям районов демонстрируют, какую выгоду они могут получить в результате такого объединения. На эту тему очень много спекуляций, особенно политических - с целью заработать электорат, но в этом вопросе должен быть здравый смысл. Еще раз повторюсь – объединение территориальных громад будет осуществлено на добровольной основе.

– Многие опасаются, что если количество районов будет меньше, то соответственно, будет труднее доступ к органам власти…

– Это не так. Сначала идет самый первый уровень - создание самодостаточных территориальных громад. Села и поселки как были, так и останутся, а вот их советы объединятся. В каждом селе останется староста, который будет иметь право выдавать все необходимые справки, и человеку не нужно будет ехать за ними в Харьков или Киев. Административные функции на территории остаются, принципиальное изменение - они оптимизируются.

Интересно заметить, что даже на этом начальном этапе не все местные руководители хотят объединяться и всячески этому начинают противодействовать, хотя это именно то, к чему стремилось местное самоуправление – к реформе.

– Как Вы оцените новую реформу местного самоуправления в части облисполкомов, райисполкомов? Какие Вы видите плюсы и минусы?

– Если говорить о реформе местного самоуправления, то приоритетом должно быть развитие территорий, за счет дополнительного финансового ресурса на обеспечение той громады, которая решила добровольно объединиться. В этом случаи также нужно взвесить все "за" и "против", чтобы избежать всякого рода спекуляций, политических и финансовых, чтобы в итоге конкретно взятая громада развивалась. Главное - определить и эффективно распределить полномочия и функции. Управленческую систему - под функции, а не функции под управленческую систему. В этом принципиальное различие.

Какая социальная ситуация в области? Чувствуется ли напряженность в связи с повышением тарифов, ростом цен?

– Харьковская область не изолирована от общих процессов и, конечно же, повышение тарифов ее коснулось тоже. Но государство предложило субсидирование тех семей, которые не смогут, исходя из своего достатка, платить по этим тарифам. Общеценовая ситуация тоже практически не отличается от общеукраинских тенденций. Вместе с тем, в Харьковской области на некоторые продукты цены даже ниже, чем в других регионах Украины. Мы не допустили дефицита на потребительском рынке, у нас на полках в магазинах достаточно всего, начиная от спичек и заканчивая сахаром. И это в ситуации, когда в области, по неофициальным данным, более 300 тыс. временно перемещенных лиц из зоны АТО. Мы следим за этими моментами и не допускаем социального накала ни в продовольственной, ни в социальной сфере.

– Как справляетесь с обеспечением условий для переселенцев?

– С потребностями переселенцев справляемся. Однозначно область, по объективным причинам, не была готова к такому наплыву людей. Причем люди часто выезжают без средств существования, иногда даже без документов - на эти ситуации приходится оперативно реагировать. Мы восстанавливаем паспорта, пытаемся расселить людей, даем места для детей в детсадах и школах, исходя из имеющихся возможностей. Конечно, сложно, но мы стараемся максимально содействовать таким людям. Во многом помогают волонтеры.

– В контексте развития малого и среднего бизнеса в области, как обстоят дела с Барабашовским рынком Харькова? Ведь есть инициативы правительства установить контроль и поставить кассовые аппараты…

– На торговом центре Барабашова была предоставлена возможность временно перемещенным лицам взять бесплатно торговое место с целью развития своего бизнеса и предоставлялась юридическая помощь для оформления документов. Если говорить в целом о бизнесе, то, безусловно, есть определенное напряжение в части введения кассовых аппаратов. Но эту ситуацию стоит разделить на две части – с точки зрения потребителя и предпринимателя. Конечно, права потребителя должны соблюдаться и быть зафиксированы. Это должен быть чек. Ведь если потребителя не устраивает товар, он имеет право прийти, обменять или вернуть.

С другой стороны, конечно же, на сегодняшний день, бизнес находится в тяжелой ситуации в связи с общими экономическими тенденциями в стране, а также валютными колебаниями. Уже в этом случае должны включаться национальные рычаги, то есть ряд законодательных механизмов, которые бы помогли поддержать малый и средний бизнес. Например, одним из таких примеров является введение моратория на проверки бизнеса. Введение же кассовых аппаратов требует определенных затрат, учета хоздеятельности, и это не может не сказаться на малом и среднем бизнесе, и тут должна быть "золотая середина" между первой и второй категорией.

– Какая сейчас ситуация с безопасностью в Харькове и области?

– Ситуация в Харькове стабильная и контролируемая. За последнее время у нас значительно сократилось количество диверсионных и террористических актов. В части работы СБУ и МВД проходит практически полная раскрываемость тех диверсионных действий, которые были совершены и правоохранители работают достаточно квалифицированно и качественно. Со стороны обладминистрации обеспечена эффективная координация действий в этом направлении. С начала года было задержано более 30 диверсионных групп. Те люди, которые поддались вербовке российских спецслужб, в итоге несут наказание.

Конечно же, мы понимаем, что в планах РФ продолжать отрабатывать область, вербовать людей. Но украинские спецслужбы эффективно работают над тем, чтобы им противодействовать. Мы также строим фортификационные сооружения со стороны Донецкой и Луганской областей, которые будут оборонять границу Харьковской области с зоной АТО. Уже сдано 27 фортификационных сооружений. На границе с РФ проводятся работы по укреплению границы, усилению надзора за этим участком.

– Как проходит процесс мобилизации в области? Снята ли проблема, связанная с жалобами жителей относительно вручения повесток на улице?

– Игорь Райнин (глава Харьковской облгосадминистрации - ИФ) уже отреагировал на жалобы граждан и запретил беспредельничать и ловить на улицах людей. Все происходит в рамках законодательства, но речь не идет о том, что теперь не выдаются повестки или прекратился призыв. Отправка повесток будет осуществляться в стандартной форме, по месту прописки, учебы и работы. Что касается шестой волны, то она только началась и процесс продолжается.

В области проводится работа антикоррупционного характера, чтобы медкомиссии и военкомы не злоупотребляли своим служебным положением и вели свою профессиональную деятельность исключительно в рамках законодательства.

– В Харьковской области достаточно высокий уровень поддержки "Оппозиционного блока". Как вы переубеждаете людей, поддерживающих эту политсилу?

– Я бы не преувеличивала роль и вес "Оппозиционного блока" в жизни области. На последних парламентских выборах силы коалиции набрали больше, чем Оппоблок и их "смежные" структуры - это уже говорит о многом.

Хотя, действительно, в области есть поддержка пророссийских партий, но "благодаря" деструктивным действиям РФ и из-за того, что сегодня происходит в Донецкой и Луганской областях, многие меняют свое мнение в пользу проукраинских партий и лидеров. К тому же, я думаю, что сегодня всем понятно, что президент Украины Петр Порошенко и команда областной власти - это гарант мира в Харькове. Сегодня Харьков – это Украина! Нам удалось вернуть на территорию области массовые и спортивные мероприятия, область живет спокойной и мирной жизнью.

Как Вы сотрудничаете с мэром Харькова?

– Город Харьков - это часть Харьковской области. В связи с этим мы выстраиваем свои рабочие взаимоотношения с городским советом. Ведь это полтора миллиона харьковчан и практически половина жителей Харьковской области. Других взаимоотношений нет.

И напоследок, если коротко: каким бы Вы хотели видеть Харьков через 10 лет?

– Я хочу видеть Харьков европейским, современным, развивающимся мирным украинским городом.