Строительство частного дома в Украине требует от застройщика не только финансовых вложений, но и достаточно терпения для сбора и оформления всех необходимых документов. Даже если вы законопослушный гражданин и начали строительство только после получения разрешения, проводили все работы согласно утвержденному органами градостроения плану и строительному паспорту, после завершения стройки вам придется еще раз навестить уполномоченные службы. Теперь нужно заняться вводом дома в эксплуатацию. Без этой процедуры вы не сможете получить документы на право собственности, а также заключить договор с коммунальными службами, подключиться к инженерным сетям и коммуникациям.
Оформление технического паспорта
Чтобы получить техпаспорт, нужно обратиться в юридическую контору или частному предпринимателю, прошедшему государственную аттестацию на право предоставления услуг, связанных с созданием архитектурных объектов. Перед заключением договора обязательно проверьте у исполнителя наличие квалификационного сертификата. Если сертификат в порядке, можете заказывать выполнение работ. С этого этапа начинается ввод в эксплуатацию дома https://tedo.com.ua/uslugi/oformlenie-stroitelstva-stroitelnaya-dokumentatsiya/vvod-v-ekspluatatsiyu.
Работа специалиста заключается в технической инвентаризации, сверке данных строительного паспорта и перенесении их в паспорт дома, с отметкой всех изменений, если таковы есть.
Подача декларации
С готовым техпаспортом нужно обратиться в местное отделение Государственной архитектурно-строительной инспекции и подать декларацию о готовности дома к сдаче в эксплуатацию. Бланк декларации покупается на месте, при заполнении будьте предельно внимательны, так как ошибки могут послужить причиной отказа в оформлении документов. Бланк состоит из семи пунктов, где необходимо указать:
- информацию об объекте строительства;
- личные данные собственника дома;
- информацию из уведомления о начале строительства;
- почтовый адрес участка под застройкой;
- название правоустанавливающего документа на право собственности на землю;
- данные из техпаспорта на дом.
После рассмотрения и регистрации декларации в ГАСИ в техническом паспорте дома должны поставить отметку "Введен в эксплуатацию". Регистрация осуществляется бесплатно на протяжении 10 рабочих дней.
Присвоение адреса
Раньше почтовый адрес присваивался без четкой процедуры, что часто влекло за собой различные проволочки. С 2019 года введен экспериментальный порядок получения адресов. Сейчас вы можете получить адрес как во время оформления строительного паспорта, так и после получения разрешения на строительство или даже после введения постройки в эксплуатацию. Если вы занялись получением почтового адреса уже на заключительном этапе, то необходимо подготовить и подать в местный орган самоуправления следующие документы:
- нотариально заверенную копию права собственности на земельный участок;
- заполненную декларацию о готовности объекта к эксплуатации;
- копию геодезической съемки участка;
- нотариально заверенную копию технического паспорта на дом.
Адрес закрепляется за домом бесплатно на протяжении 5 рабочих дней. Присвоение адреса подтверждает выписка из реестра почтовых адресов. Выписка может быть как в бумажной, так и в электронной форме.
Если строительство проводилось согласованно на законодательном уровне, процесс занимает немного времени и легко осуществляется застройщиком самостоятельно. Однако если были нарушения, вы можете столкнуться с различными трудностями даже на этом заключительном этапе. Также учтите, что не сдавать объект в эксплуатацию нельзя. Согласно действующему законодательству нарушителям предусмотрен штраф, размер которого может составить до 90 минимальных зарплат.