С 1 декабря в Харькове планируется внедрение единого электронного билета. Новый билет, стоимость которого составит 30 грн., можно будет приобрести в терминалах. Мэрия обещает установить в городе 320 наземных терминалов и еще 250 - в метро. В салонах трамваев и троллейбусов появятся валидаторы. Новая система оплаты проезда пока внедряется только в Харькове и столичном киеве.
В столице электронный билет собираются ввести уже в ноябре. К концу года новое оборудование получат 500 автобусов, троллейбусов, трамваев из 1500.
Что такое валидатор и какие системы оплаты проезда действуют в различных странах – в постоянной рубрике Status Quo “Полезно знать”.
Зачем нужен единый электронный билет?
По замыслу авторов проекта, электронный билет позволяет внедрить автоматизированную систему оплаты и полностью отказаться от расчетов наличными. Теоретически это подведет систему учета пассажиров близкой к идеальной, сделает ненужной профессию “кондуктор” и минимизирует возможности злоупотреблений со стороны водителей.
Как это будет работать?
По-старому. Пассажир заходит в салон троллейбуса и приобретает разовый талон у кондуктора или водителя.
По-новому. Пассажир приобретает специальную пластиковую карту, похожую на ту, которой он пользуется в метро, - только не за 20 грн., а за 30 грн. В транспорте эту карту необходимо будет прикладывать к считывающему устройству – валидатору. С карты снимется необходимая сумма. Карта будет единой для всех видов электротранспорта – трамвай, троллейбус, метро.
Что такое валидатор?
Валидатор - электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для проверки документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков), записанных на бесконтактные или контактные электронные носители. Часто совмещён c турникетом (например, в метрополитене).
Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:
- валидатор готов к считыванию электронного проездного билета;
- проезд оплачен;
- проезд не оплачен (например, истек срок действия);
- электронный проездной билет приложен повторно (проезд на данном рейсе уже оплачен);
- валидатор заблокирован контролером на время проверки оплаты проезда.
Как будут решать проблему зайцев?
Новая система напоминает ту, что действовала в советские времена, только отличается более высоким техническим уровнем. Точно так же, как в советское время человек мог не прокомпостировать билет, в новых условиях пассажир может не приложить карту к считывающему устройству.
Выявлять зайцев будут контролеры, которые будут проверять оплату проезда с помощью мобильных валидаторов.
Какие системы оплаты существуют за рубежом? Прага
Для оплаты проезда в общественном транспорте в Праге используются два типа билетов: одноразовый, рассчитанный для поездки без пересадки на трамвае или автобусе или на 5 остановок на метро в течении 20 минут, и многоразовый для всех видов транспорта на 75 минут с пересадками.
Также существует система кратковременных проездных – на 24 часа, 3 дня и 5 дней и долговременные – месяц, квартал, год.
Гамбург
В Федеративной республике Германия в каждом городе работает своя система оплаты проезда.
В Гамбурге приобрести проездные документы общественного транспорта можно в специальных автоматах, находящихся на входе в любую станцию метро и электрички, при входе в автобус - у водителя, а также в оnline-магазине Гамбургского транспортного союза. Билеты действительны во всех видах общественного пассажирского транспорта, будь-то автобус, метро, городская электричка или речной паром.
На станциях и при выходе из транспорта могут проверить билет, поэтому его следует сохранять до конца поездки.
Алматы
В Алматы (Казахстан) попытки реформирования системы оплаты проезда предпринимались еще с десяток лет назад: кондукторов заменили на валидаторы. Однако наличный расчет остался - тогда новшества себя не оправдали. Некоторые водители вскрывали аппараты и изымали деньги. Несовершенством системы пользовались и пассажиры: вместо монет они кидали в валидатор игральные фишки и всевозможный металлический мусор.
Поэтому в 2015 году был введен единый электронный билет. По оценкам разработчиков, срок окупаемости новой системы составит от 5 до 7 лет.
Варшава
В польской столице действует единый электронный билет, но параллельно работает крайне сложная и детализированная система проездных билетов. Существуют 20-минутный билет, действительный в течение 20 минут поездки, билет на 75 минут, групповой билет, предоставляющий группе до 10 человек право на неограниченное количество поездок сроком до 75 минут, суточный 24-часовой билет, трехдневный билет, билет на выходные с 19.00 пятницы до 8.00 в понедельник, групповой билет на выходные для 5-ти человек, 30-дневный и 90-дневный билеты и тому подобное. Купленные билеты можно использовать для проезда на автобусе или троллейбусе. Время действия билета начинается после первого предъявления.
При посадке в транспорт билет компостируется в автоматическом компостере. Оплату проверяют контролеры, которые могут зайти на любой остановке. Если пассажир забыл закомпостировать билет, то его ожидает штраф – 200 злотых.
Билеты можно приобрести в любом киоске, сервисном центре городской системы коммуникации, в билетоматах, установленных на остановках, в билетоматах, установленных в автобусах и троллейбусах, у водителя.
Лондон
В британской столице проезд в транспорте можно оплачивать несколькими способами. Универсальная электронная карта Oyster Card позволяет оплачивать проезд на любом общественном транспорте в Лондоне за исключением речного. Самый просто способ использования Oyster Card – это положить на нее некую сумму денег, из которой и будет осуществляться оплата проезда. Счет можно пополнить наличными или кредиткой в автоматических кассах. При входе в транспорт Oyster Card следует приложить к считывателю, который снимет оплату за проезд.
Но существуют и бумажные билеты – одноразовый и суточный. Бумажный проездной билет на один день вставляется в считыватель турникета на входе и на выходе из метро, в автобусе предъявляется водителю или кондуктору.
Вена
В австрийской столице примерно такая же сложная система билетов, как и в Варшаве. Существует билет на одну поездку, на 24 часа, на 48 часов, на 72 часа, билет из 8-ми полосок (одна полоска компостируется на целый день на одного человека), проездной билет на один рабочий день (действует с понедельника по субботу с 8 до 20 часов). Кроме того, существует Vienna card (Венская карта), которая позволяет не только перемещаться в городском транспорте, но и посещать со скидкой музеи.
Пекин
Жители Пекина, как правило, пользуются пластиковым проездным, который можно использовать не только в автобусе и метро, но и в некоторых такси. Проездной прикладывается к считывающему устройству на входе в автобус и метро и на выходе.
Также действуют и одноразовые пластиковые билеты, которые приобретаются в автоматах. По окончании поездки в метро следует вернуть билет в специальное устройство, иначе пассажир просто не сможете выйти из подземки.
Нью-Йорк
Жители Нью-Йорка производят оплату проезда в городском транспорте с помощью MetroCard – это 7-дневные безлимитные и 30-дневные безлимитные карты.
MetroCard можно расплатиться и в автобусе, вставив ее в тарифный аппарат. При отсутствии MetroCard заплатить за проезд можно, бросив в тарифный аппарат монеты на необходимую сумму (бумажные деньги аппарат не принимает).
Таллин
Самая простая система оплаты работает в столице Эстонии Таллине для местных жителей. Проезд для них в городском транспорте – бесплатный.
Иностранцы для оплаты проезда могут воспользоваться неперсонифицированной смарт-картой, которую можно приобрести практически везде. Стоимость одной поездки по карте обойдется в 1,1 евро, стоимость проезда на 24 часа - 3 евро, на 72 часа – 5 евро, на 5 дней – 6 евро, на 30 дней – 23 евро.
Билет на одну поездку можно приобрести у водителя, но тогда за него придется заплатить 1,6 евро. Оплата возможна только наличными.