Информационное агентство "Status Quo" и сеть кинотеатров "Киноцентр" предлагают вашему вниманию еще одну рецензию, присланную на конкурс "Киноман". Поздравляем Наталью Ганагу с победой!

Надеемся, мнение победителя конкурса поможет вам сделать правильный выбор, и напоминаем, что конкурс кинорецензий продолжается и пригласительные билеты сети кинотеатров "Киноцентр" ждут победителей.

Бог щедро наградил Нила Бломкампа кинематографическими талантами: во-первых, снимать интеллектуальное кино, во-вторых – делать это дешево и чертовски красиво.

Обычно доросший до социальной фантастики творческий деятель становится катастрофически серьезным: он обязательно упакует свое произведение в суровую черно-белую форму, перевяжет унылым завывающим саундтреком, обкорнает высокохудожественным монтажом, когда зритель будет мужественно наблюдать в кадре ухо главного героя, символизирующее тщетность существования и бренность бытия. Но Нил на этой почве наоборот превращается в подростка и начинает хулиганить – под маской бурного криминально-фантастического боевика-комедии он подает свои антиутопии с серьезным подтекстом, где его родная ЮАР по сути представляет всю современную цивилизацию, страну детей с оружием в руках, где рядом существуют роскошь и невероятная бедность, высокие технологии и практически пещерный строй.

Фантастическая трилогия, которая началась с "Района №9" и продолжилась в мрачном "Элизиуме", получила эффектный финал – историю "Робот по имени Чаппи". Отсюда то же место действия и общая стилистика, что и смутило некоторых критиков – почему режиссер "застрял" на выстрелившем в свое время "Районе", когда он уже получил приличный кредит доверия и свободен творить, что хочет? Но картина триптиха как раз не может выпадать из общей концепции, ведь она – как самостоятельное произведение, так и органичная часть целого.

Появившись на свет на стерильном заводе корпорации по производству оружия, робот Чаппи попадает в живописную берлогу кейптаунских гангстеров. Вернее, там он и рождается: скаут 22, который патрулировал улицы до этого, погиб при исполнении и стал объектом для эксперимента. Инженер-утопист, одержимый идеей создания искусственного интеллекта, таки добивается своего и создает электронное сознание, личность, способную к познанию и обучению. И однажды неудачливая модель 22, которой частенько что-то отстреливали, просыпается живой. Чему научат свое создание наивный программист, не бывавший дальше офиса и лаборатории, или компания колоритных бандитов, живущих на недостроенной электростанции? Чаппи с детской доверчивостью воспринимает все, что ему говорят. Такой любопытный, вспыльчивый и трогательный он играет, используя практически одну пластику движений – несмотря на нарочито угловатый дизайн, простой дисплей вместо глаз. Ты уже давно забыл, что перед тобой машина, ты веришь, что ему страшно, ты улыбаешься, когда ему читают сказку, магия кино сработала. Так когда-то Азимов исследовал человеческую натуру в цикле романов о роботах, так в Чаппи мы наблюдаем эволюцию человеческого сознания, взросление, обретение способности прощать, боль осознания собственной конечности.

Но Бломкамп изменил бы себе, если бы остался серьезным: провидение в его лице дарит Чаппи самое колоритное семейство в мире – пару милейших гангстеров. Покрытый татуировками папа Ниндзя научит его крутой походке и стрельбе по бутылкам, а мамочка-ромашка Йо-ланди почитает на ночь историю про черного барашка (дуэт хип-хоперов Die Anterwood прекрасен тем, что не играет, а просто живет в кадре).

Да, ирония и юмор прекрасно уживаются в одной оболочке с экзистенциальными вопросами. Более того, именно благодаря им, ты понимаешь все не столько умом, сколько сердцем. В этом весь Бломкамп. Взрослый, который смотрит на мир глазами ребенка. Он достаточно серьезен, чтобы заложить в сюжет линию о создателе и частичке души, которую тот вкладывает в творение, он достаточно бесшабашен, чтобы устроить из финала грандиозное побоище, которому может позавидовать Майкл Бэй со всем сонмом трансформеров. Боевик и практически буддистская история о перерождении, комедия и социальная драма. Скажете, слишком много? Для Нила в самый раз!