"Выйти на рынок ЕС не так уж и сложно, главное, чтобы были потенциальные покупатели продукции", - заявил 24 ноября на круглом столе в Харькове эксперт проекта технической помощи ЕС Дмитрий Луценко. По его словам, если окажется, что покупатели есть, нужно определить, какая директива ЕС регламентирует предлагаемую для продажи продукцию. Это можно сделать на специальных сайтах, где есть перечни директив ЕС.

Как отметил Луценко, директивы содержат общие требования к безопасности продукции, а более конкретные требования содержатся в стандартах, списки которых есть в директивах. "Они дают презумпцию соответствия продукции требованиям качества. Если украинское предприятие считает, что его продукция соответствует требованиям стандарта, то нужно найти третью сторону, которая это подтвердит. Третье стороной могут быть любые компании, сертификаты которых признают в ЕС. Их услуги могут различаться по цене и качеству, поэтому их нужно тщательно выбирать", - отметил Луценко.

Он также уточнил, что, скорее всего, продукцию нужно будет на проверку вывозить в страну ЕС, в которой есть профильная лаборатория. "Затем, если результат положителен, можно сразу приступать к поставкам. Если есть замечания, то их нужно устранить, например, модернизировать производство. "Нужно отметить, что предприятие может попытаться поставлять продукцию по своим стандартам. Но тогда предприятие должно само доказать, что стандарт соответствует требованиям директивы, что очень сложно. А если пользоваться стандартами ЕС, то наоборот, оппонентам самим нужно доказать, что продукция не соответствует стандартам", - отметил Луценко.

Как отметил и.о. председателя правления ПАО "НПО "Теплоавтомат" (Харьков) Игорь Дудко, предприятие поставляет на экспорт около 70% выпускаемой продукции, при этом в ЕС поставок еще нет. "Мы проанализировали рынок ЕС и увидели, что наша продукция по качеству ничем не уступает той, что выпускается в ЕС. В то же время, наши мощности позволяют увеличить объемы производства, поэтому налаживание поставок нашей продукции в ЕС было бы очень полезно. Она будет очень привлекательна для покупателей в ЕС по цене и качеству", - отметил Дудко.